Еще до пандемии многие библиотекари осуществляли обучение пользователей в онлайновом режиме с использованием видео- и интерактивных материалов. Но насколько хороши те учебные материалы, которые мы используем? В июльском номере журнала опубликован доклад Ивонны Мэри (Yvonne Mery) «Разработка учебных материалов по информационной грамотности: советы, методы, тенденции» (Designing Information Literacy Tutorials: Tips, Techniques, and Trends), в котором данная тема рассмотрена с точки зрения эффективности обучения. В первую очередь, автор знакомит читателя с новейшими гибкими моделями, реализующими теории обучения взрослых. Она подробно останавливается на двух из них, эффективных, но недостаточно известных: это модель SAM (Successive Approximation Model, модель последовательных приближений), предусматривающая быструю разработку прототипа и получение обратной связи от пользователей, и нелинейная модель дизайн-мышления, ориентированная на пользователя и апеллирующая к нему на всех этапах разработки. Рассказано о разработанной Ассоциацией библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries) платформе обучения информационной грамотности в высших учебных заведениях. Во второй главе представлена эффективная методика — микрообучение. В целом, микрообучение требует меньше времени; материал подается небольшими блоками и узкими темами, его усвоение не требует чрезмерных усилий. Этот вид обучения коррелируется с современными режимами потребления информации новым поколением студентов (автор ссылается на такие потребляемые учащимися форматы представления научной информации, как онлайновые TED-лекции, видеоролики на YouTube, тексты на веб-сайтах). Даются советы, как контролировать результаты обучения, какие задания предлагать студентам, как разрабатывать учебные пособия в рамках модели микрообучения. С точки зрения навыков информационной грамотности, микрообучение лучше всего работает на формирование отдельных навыков, например, создание поисковых стратегий, но неэффективно для реализации концепций, таких как принципы информационной грамотности. В главе третьей рассматриваются проблемы доступности и универсального дизайна. Принципами универсальной доступности являются:

- равноправное использование;

- гибкость использования;

- простое и интуитивное использование;

- обнаруживаемость информации;

- терпимость к ошибкам;

- умеренность усилий;

- возможность реализации в различных масштабах, пространствах и с использованием различных средств.

Принципами универсального дизайна учебных материалов автор называет:

- обеспечение различных средств для участия пользователей (то, как студенты взаимодействуют с преподавателями, контентом, другими учащимися);

- обеспечение различных средств представления (то, как учебные материалы попадают к учащимся);

- обеспечение различных средств для действий и выражения (как студенты демонстрируют результаты своего обучения).

Две последние главы доклада включают в себя анализ обратной связи с пользователями и рекомендации по выбору полезных инструментов по цифровому обучению, которые позволят библиотекарям создавать эффективные учебные пособия. Охарактеризованы такие инструменты, как LibGuides, Arist, Sidecar Learning, LibWizard, Articulate и продукты Rise и Storyline, Adobe Captivate, Vyond и Powtoon, Actionbound, Jotform и Playposit.

  

УДК: 021.4:374.7.018.43:004

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.01.87; 20.23.29, 20.51; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n5

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/834