Авторы из Маастрихтского университета (Нидерланды) Яро Пичель (Jaro Pichel), Баренд Ласт (Barend Last), Жюли де Ронде (Julie de Ronde), Алисия Гарбациак (Alicja Garbaciak), Генриетта Хейзен (Henrietta Hazen), Стефан Йонген (Stefan Jongen) в статье «Information-Wise - пример разработки научно-обоснованной программы информационной грамотности в Маастрихтском университете» (Information-Wise. A case for developing an evidence-informed information literacy programme at Maastricht University) рассказывают о создании программы информационной грамотности для студентов бакалавриата. Для организации процесса разработки программы была принята модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation – анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка). Этап анализа проводился путем сбора качественных и количественных данных. Этап проектирования состоял из разработки структуры программы информационной грамотности, которая соответствует концепции проблемно-ориентированного обучения, принятой в Маастрихтском университете. На этапе разработки был использован пятиэтапный экспериментальный подход для разработки учебных мероприятий и оценок, что дало возможность сопоставить эти мероприятия с содержанием предметных курсов, на которых проходили эти пилотные проекты. Часть программы информационной грамотности – это учебная онлайн-программа, состоящая из общих онлайн-модулей и модулей по конкретным дисциплинам. Что касается фазы внедрения, то в отчете представлены правила и нормы программы, а также описание будущей интеграции программы информационной грамотности в учебные планы факультетов. Фаза оценки проекта еще не завершена.

  

УДК: 004:378

ГРНТИ: 50.01.79

DOI: 10.11645/15.1.2845

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I1-5

Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

В том же выпуске в статье «Анализ фактологической базы в решении проблем обеспечения электронного доступа. Там, где наука встречается с практикой» (Exploring the evidence-base for electronic access troubleshooting: Where research meets practice) Линдси Лоури (Lindsey Lowry) предлагает новые направления для будущих исследований. Фактологическая база, содержащаяся в научной литературе, посвященной управлению доступом к электронным ресурсам и решению проблем, играет важную роль не только в научной, но в практической деятельности библиотек, поскольку факты, знания, опыт и данные исследований — это то, чем библиотекари могут обмениваться в профессиональном общении. На сегодняшний день литература, посвященная решению проблем электронного доступа, в частности, публикации в журналах, охватывающих вопросы технического и технологического обеспечения библиотек, изучена недостаточно. При помощи качественных методов контент-анализа автор проанализировала 35 статей, выявив тенденции и пробелы в формировании фактологической базы для будущих исследований. В частности, автор отмечает неоднозначность терминологии, указывает на необходимость стандартизации процессов и операций, подготовки специалистов, а также недоступность или отсутствие доступа к самой фактологической базе, по причине освещения данной проблематики в публикациях особого типа (например, в трудах конференций).

  

УДК: 02:004+004.771

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949153

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949153