В январском выпуске Library Journal в рубрике «Библиотекарь года 2021» опубликована актуальная для библиотечного сообщества в данный период в статья «Борьба с инфодемией» (Battling the Infodemic: LJ’s 2021 Librarians of the Year). Термин «инфодемия» впервые появился в отчете Всемирной организации здравоохранения 2 февраля 2020 г. в связи с эпидемией вируса COVID-19. Инфодемия – это эпидемия информационного пространства: волна дезинформации, слухов, домыслов, сплетен, паники, отрицания. Библиотекарь отдела исследований, образования и общественного здравоохранения Тулейнского университета в Новом Орлеане Элейн Р. Хикс (Elaine R. Hicks) в марте 2020 г. создала организацию, призванную помочь Всемирной организации здравоохранения в обеспечении общества качественной и доступной для поиска информацией о вирусе COVID-19. Эта организация получила название Библиотечный резервный корпус (Librarian Reserve Corps). Библиотекарь справочной и учебной литературы Университета Джорджа Вашингтона (GWU) Школы медицины и медицинских наук (Бетесда, штат Мэриленд) Стейси Броуди (Stacy Brody) и медицинский библиотекарь Системы здравоохранения Святого Луки (Бойсе, штат Иллинойс) Сара Лори (Sara Loree) были одними из первых, кто откликнулся на призыв о наборе волонтеров. С апреля по июль 2020 г. Библиотечный резервный корпус обрабатывал в среднем 534 статьи ежедневно. С ноября 2020 г. библиотекари Корпуса проверяют качество данных, поступающих в базы данных ВОЗ, после их обработки при помощи искусственного интеллекта. Каждую неделю волонтеры просматривают от 363 до 1634 статей, в среднем 930 за неделю. Таким образом они проверили, проиндексировали и помогли распространить десятки тысяч источников медицинской информации о новом коронавирусе. За свой вклад в упорядочение информации, столь необходимой медицинским работникам, гуманитарным организациям, исследователям и общественности в этот критический момент истории, Элейн Хикс, Стейси Броуди и Сара Лори были названы библиотекарями года 2021 года по версии журнала Library Journal.

Присоединиться к Библиотечному резервному корпусу и узнать дополнительную информацию можно по ссылке: https://librarianreservecorps.libguides.com/home/

  

УДК: 02+001.102+614.2:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 20.01; 76.01.85, 76.33.43

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Battling-the-Infodemic-LJs-2021-Librarians-of-the-Year-covid-19

Каждый год, в январе, журнал Library Journal присуждает награду «Библиотекарь года» специалисту или коллективу библиотекарей Северной Америки, чья работа воплощает в себе самые значимые достижения в библиотечной профессии. Библиотекарями года становились сотрудники различных типов библиотек, от директоров до рядовых работников; все они продемонстрировали успехи, отражающие их приверженность принципам свободного доступа к информации для всех групп пользователей и укреплению роли библиотек в обществе.

Прошлый год потребовал от библиотекарей значительных усилий. Пандемия COVID-19 продолжает создавать беспрецедентные проблемы, и сотрудникам библиотек приходится балансировать между потребностями посетителей и студентов и собственной безопасностью, а также безопасностью своих коллег и близких. Библиотекари раздавали еду, подгузники и тесты на COVID-19 нуждающимся, создавали точки доступа в Интернет, участвовали в организации дистанционного обучения и проектов телемедицины. Развивались новые цифровые услуги, библиотеки колледжей разрабатывали открытые образовательные ресурсы для преподавателей и студентов. Проводилась работа над расширением доступа к информации для заключенных в тюрьмах.

Лиза Пит (Lisa Peet), старший редактор раздела «Новости», в статье «Коллективная поддержка: библиотекари 2022 года по версии журнала Library Journal» (Collective Support: LJ’s 2022 Librarians of the Year) сообщает, что в этом году победителями в этой номинации признаны абсолютно все библиотекари. Именно они помогали Всемирной организации здравоохранения в управлении огромным объемом медицинских ресурсов, посвященных коронавирусу, и участвовали в оценке источников информации на предмет достоверности. Это решение призвано отдать дань уважения всем библиотекарям, которые в непростое время оказывали обществу всемерную поддержку.

  

УДК: 023.4+021.1

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/Collective-Support-LJs-2022-Librarians-of-the-Year

Во втором выпуске журнала Journal of eScience Librarianship опубликована статья Меган Бреснахан (Megan M. Bresnahan) и Дианны Броу (Dianne N. Brow) «Научить учителя: практическое руководство для библиотекарей сферы управления научными данными по эффективным, критическим методам обучения информационной грамотности» (Train the Teacher: Practical guidance for effective, critical teaching approaches for science and data librarians). В ней описан метод руководства подготовкой библиотекарей и практические навыки, существенные для эффективного обучения в контексте задач формирования информационной грамотности и грамотности в сфере работы с научными данными. Авторы статьи разработали и провели два семинара, на каждом из которых участники-библиотекари знакомились с фундаментальными теориями обучения и применяли практические инструменты, такие как планирование, документирование результатов, проектирование учебной деятельности, оценка результатов, работа в классе, педагогическая рефлексия. На базе содержательной части семинаров, отзывов участников и опыта авторов проанализированы принципы построения стратегии и тактики организации программы обучения научно-исследовательской и информационной грамотности для специалистов в области точных и естественных наук. Библиотекари, выступающие как партнеры в научно-образовательной деятельности, должны совершенствовать педагогические навыки и развивать свою педагогическую идентичность, в том числе, овладевая базовыми педагогическими теориями и направлениями. Одним из таких направлений, также описанных в статье, является критическая педагогика, поощряющая развитие у учащихся критического мышления. В рамках библиотековедения и библиотечной практики общее понятие критической культурной грамотности включает в себя эмоциональную грамотность, творческую грамотность, медиаграмотность, расовую грамотность и так далее. Авторы подчеркивают также важность практики педагогической рефлексии (модель «обучение-рефлексия-пересмотр-обучение») как для обновления контента, так и актуализации педагогического опыта.

  

УДК: 021.2:[37.016:002]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.35.09

DOI: 10.7191/jeslib.617

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/617/