16 февраля 2021 г. вышла статья «Самая сложная работа в библиотеке» (Toughest job in the library) автора Яна Д. Гордона (Ian D. Gordon). Цель этой статьи – описание уникальной роли менеджеров среднего звена в библиотеках. Менеджеры среднего звена на оперативном уровне реализуют стратегические директивы, исходящие от высшего руководства библиотеки. Условия работы менеджеров среднего звена, в частности, библиотекарей книговыдачи, можно назвать уникальными, поскольку их работа характеризуется многофункциональностью, многозадачностью и вместе с тем нахождением на переднем крае обслуживания пользовательского сообщества. Вместе с тем библиотеки развиваются, меняют стратегию своей деятельности, внедряют новые услуги, удовлетворяя изменившиеся потребности пользователей. Такая специфика работы может привести к профессиональному выгоранию, изоляции, стрессу. Статья основана на личном разнообразном опыте автора и его размышлениях в качестве главы отдела обслуживания университетской библиотеки. В статье описываются возможности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари, а также навыки и компетенции, необходимые библиотекарям, возглавляющим функциональные отделы.

  

УДК: 023.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-04-2020-0072

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2020-0072/full/html

В июне в журнале Library Journal также опубликована статья Деннис Пирс (Dennis Pierce) «Библиотеки XXI века: изменения с нуля» (21st Century Libraries: Changing from the Ground Up). Несмотря на то, что статья носит очевидный рекламный характер, интересно познакомиться с технологиями и сервисами, повсеместно внедренными в практику американских библиотек, и убедиться, что коммерческие компании активно заинтересованы в развитии библиотечных сервисов, предлагая библиотекам инновационные продукты, сервисы и дизайн. «Библиотеки больше не просто место для выдачи книг; это модные заведения с беспроводным Интернетом; здесь можно найти и швейные машины, и удочки, и многое другое… Они превратились в арену для творчества и программирования, для ведения блогов и записи подкастов, для изучения языков и подготовки к новому этапу профессиональной карьеры». В статье рассказывается, в частности, о таком коммерческом сервисе библиотек, как проверка ноутбуков, планшетов и мобильных устройств. Сервис реализован компанией Laptops Anytime. Она предлагает полностью автоматизированное решение – специальные киоски выдачи электронных устройств, что исключает попадание к пользователю неисправных и незаряженных планшетов, ноутбуков, электронных книг. Программное обеспечение LUNA — облачное решение для управления цифровыми ресурсами библиотеки и сохранения изображений, видеозаписей, аудиофайлов, PDF, оцифрованных книг и рукописей. Коллекции, опубликованные в LUNA, автоматически оптимизируются для поиска через Google и другие поисковые системы, а программное обеспечение интегрируется с Summon, WorldCat и др. Кроме того, на базе Luna Imaging создана глобальная коллекция загруженного в систему контента, LUNA Commons. Библиотеки-участницы могут представлять в ней свои цифровые ресурсы: www.lunaimaging.com/luna-commons. Важным аспектом деятельности библиотек является организация внутреннего пространства. В сотрудничестве со школьными и публичными библиотеками центральным для архитектурной компании Kodet Architectural Group является вопрос о том, как здание, построенное для сообщества, может помочь выстроить это самое сообщество. Австралийская компания FE Technologies продает терминалы книговыдачи, базирующиеся на использовании RFID-технологии, а также ворота контроля, терминалы самообслуживания, считывающие устройства. С 2008 г. компания Library Ideas (буквально — «библиотечные идеи») разрабатывает продукты, ориентированные на различные потребности читателей библиотек. Компания имеет более 5000 клиентов-библиотек более чем 20 странах мира. Ее первым продуктом был облачный музыкальный сервис Freegal Music, а сейчас компания основала собственное издательство — VOX Publishing, выпускающее аудио книги VOX Books, а также IR Books, книги, создающие иммерсивную реальность, предназначенные для детей 5-12 лет.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=2-st-century-lbraries-changing-from-the-ground-up-lj210616

В тематической колонке редактора журнала Андреа Фальконе (Andrea Falcone) «Перспективы обслуживания», опубликована статья координатора служб доступа и библиотекаря по научным коммуникациям Библиотеки Ньютона Грэшема Государственного университета Сэма Хьюстона (США) Эрин Оуэнс (Erin Owens) «Переосмысление роли персонала отдела книговыдачи в университетских библиотеках» (Rethinking the Role of Circulation Staff in Academic Libraries). Эрин Оуэнс заняла должность руководителя службы доступа библиотеки в 2016 г., а в 2018 г. после объединения службы доступа с межбиблиотечным абонементом, возглавила это объединенное подразделение. В своей работе она столкнулась с тем, что количество физических обращений читателей в библиотеку снижается, так как многие отдают предпочтение удаленному доступу, поэтому библиотечному персоналу приходится переосмысливать и расширять свои профессиональные обязанности для обеспечения эффективной работы в рамках структуры библиотеки. В этой статье Эрин Оуэнс рассказывает о своем поиске новых способов функционирования и взаимодействия с другими отделами, связанных не только с традиционными концепциями обслуживания студентов и преподавателей, но и с актуализацией основной миссии университетской библиотеки.

  

УДК: 025.6

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909259

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909259?src=

В очередном номере Library Management опубликована статья-призыв «Не теряйте потенциала кризиса» (Never waste a good crisis). Автор — Линда О’Брайен (Linda O’Brien), Школа бизнеса, Университет Гриффита (Саутпорт, Австралия). Всякий кризис, утверждает она, несет в себе не только угрозы, но и возможности, и в этом смысле пандемия COVID-19 – не исключение. Благодаря экстремальной ситуации, многие изменения, которые уже должны были произойти и планировались, стали происходить в ускоренном темпе; на вопросы, которые стояли перед нами, пришлось срочно искать ответы; мы призвали весь свой творческий потенциал для поисков новых методов работы. Во многом статья — итог размышлений автора на протяжении 30-летней профессиональной деятельности. Автор выделяет две группы возможностей, которые предлагает нам нынешняя ситуация: это движение в сторону открытого доступа на принципах FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования); вторая возможность позволяет нам вдохнуть новую жизнь в библиотечную профессию, использовать цифровые методы работы. Все эти перемены назревали десятилетиями, но произошли, как это обычно бывает, почти мгновенно.

  

УДК: 022.42+27.9

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-11-2020-0165

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-11-2020-0165/full/html

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.

Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.

  

УДК: 002.6:001.89+004.65

ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19

DOI: 10.1177/09610006211070282

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236