Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

Эми Ри (Amy Rea) представляет проведенное журналом Library Journal исследование «Обзор состояния университетских библиотек: задачи и приоритеты» (LJ ’s State of Academic Libraries Survey Reveals Challenges, Priorities). В мае-июле 2021 г. журнал и компания ProQuest, провели совместное исследование тенденций в развитии библиотек высших учебных заведений разных стран мира в течение 2020-21 учебного года — в период стремительных перемен и распространения пандемии. Всего на инициативу журнала откликнулись 1843 библиотеки данного типа. Результаты опроса показывают, что глубокие изменения охватили большинство библиотек.

Основной вопрос для библиотек на современном этапе — их бюджет; 61% библиотек выразили согласие с данным утверждением. Нехватку персонала, которую также можно отнести к проблемам финансирования, отметили 53,9% респондентов, и 41,1% сообщили о сокращении финансовых вливаний. Более 60% откликнувшихся библиотек подтвердили, что происходят изменения, связанные с увеличением числа студентов на удаленном обучении. Более половины респондентов (55,7%) сообщили, что их библиотеки предоставляют доступ к открытым образовательным ресурсам, и 40,6% библиотек занимается развитием таких ресурсов. Библиотекари подчеркивали, что идея открытых образовательных ресурсов должна быть поддержана комплектованием библиотек печатными и электронными книгами, журналами, учебными материалами, что избавит студентов от необходимости их приобретения. С сокращением бюджета на каталогизацию могут быть связаны планы по использованию в каталогизации связанных данных (54,2%), при этом некоторые библиотеки уже большей частью или частично перешли на такую форму каталогизации (9,1% и 12,4%). Неудивительно, что 81,3% респондентов обеспечивают доступ научно-преподавательского состава своих колледжей и университетов к научным ресурсам, к ресурсам, контент которых не может быть отнесен к научному – 55,7% респондентов, и 47,7% предлагают пользователям программное обеспечение управления цитированием.

В этом году респонденты дополнительно отмечали, что их тревожит волна увольнений и недостаточность карьерных возможностей, а также установка на то, чтобы «достигать большего меньшими силами», которая за последние годы стала довольно популярной, но является тупиковой для развития профессии. В долгосрочной перспективе многие респонденты прогнозируют культурный сдвиг в направлении превращения доступных учебных материалов в новую норму.

Отчет можно получить бесплатно, заполнив заявку: https://storeapi.libraryjournal.com/magento2-ib/customform/form.php?name=State-of-Academic-Libraries-2021.

  

УДК: 027.7

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=LJs-State-of-Academic-Libraries-Survey-Reveals-Challenges-Priorities

Статья Джозефа Летрица (Joseph Letriz) «Открытые образовательные ресурсы, созданные профессорско-преподавательским составом с размещением на локальном сервере» (Local Hosting of Faculty-Created Open Education Resources) рассказывает о возможностях издания учебной литературы малыми университетским издательствами. Рост цен на обучение и возросшая стоимость учебных изданий заставляют студентов принимать вынужденные решения относительно приобретения этих материалов. Кроме того, издатели ограничивают доступ к электронным изданиям таким образом, чтобы книги нельзя было скопировать, распечатать, поделиться ими с однокурсниками или продать учебник по окончании курса. В последние годы многие учебные заведения стараются поддерживать инициативы по развитию открытых образовательных ресурсов, призванные дать студентам возможность пользоваться учебными и дополняющими их материалами бесплатно. Качественные издания такого рода позволяют студентам глубже изучить курс, выполнять домашние задания и участвовать в семинарах и дискуссиях. Крупные учебные заведения и партнерские организации, такие как MnPALS, действующая в штате Миннесота, обеспечивают доступ к платформам типа Pressbooks, между тем малые учебные заведения и частные колледжи не всегда имеют возможность организовать подобную коллаборацию. В настоящем исследовании рассказывается о том, как создать недорогую систему открытых образовательных ресурсов и материалов с размещением их на локальном сервере. Представлен опыт Университета Дюбука (штат Айова, США) и ресурсы, которые были для этого задействованы, документация, системы и сервисы поддержки.

Pressbooks — система управления книжным контентом с открытым исходным кодом, позволяющая бесплатно использовать, адаптировать и комбинировать программное обеспечение. Возможности Pressbooks реализуются в разнообразных форматах: электронные книги, веб-публикации, готовые к печати PDF-файлы, различные виды XML. Pressbooks широко используется образовательными учреждениями, университетскими и малыми издательствами, а также авторами для независимой публикации.

Используя программное обеспечение Pressbooks, библиотека Университета Дюбука имела возможность менять кодовую базу в соответствии с конкретными потребностями и создавать платформу для публикации преподавателями открытого образовательного контента для своих курсов. Фактически работа проведена силами одного специалиста библиотеки, работавшего с приложением и управлением через сервер, и второго библиотекаря, который был знаком с языком запросов MySQL и имел навыки управления данными. Такое сотрудничество оказалось весьма эффективным для решения конкретных проблем конфигурирования языка базы данных SQL в соответствии с техническими требованиями. Доступным языком описаны знания и навыки, необходимые для реализации подобных инициатив.

  

УДК: 025.2-028.27+004.655

ГРНТИ: 20.23.29; 14.35; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13803

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13803

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362