Старший редактор колонки «Технология» журнала Мэтт Энис (Matt Enis) представляет итоги исследования, проведенного компанией Helper Systems, в статье «Новый опрос университетских библиотекарей о перспективах использования ИИ в высшем образовании» (New Academic Librarian Survey Offers Perspectives on AI in Higher Ed). В опросе приняли участие 125 библиотекарей. Всего восемь процентов респондентов отметили, что использование студентами искусственного интеллекта (ИИ) является мошенничеством — при этом 49 % с этим не согласны, и еще 42% считают такое использование нечестным лишь в определенных случаях. Важным для респондентов представляется контекст обращения к ИИ и возможность использования таких его инструментов, как ChatGPT, в рамках мозговых штурмов, для вторичных операций и анализа больших массивов, и в гораздо меньшей степени — для проведения оригинального исследования.

ChatGPT — чат-бот с искусственным интеллектом, созданный компанией OpenAI и способный работать в диалоговом режиме и поддерживать запросы на естественных языках.

Также был задан вопрос об этичности использования ИИ профессионалами на рабочем месте. Более половины респондентов (52%) считают, что этично, 14% — что неэтично, 33% — затрудняются с однозначным ответом. Респонденты выступают за прозрачность использования ИИ на отдельных этапах исследования. Всего 5% респондентов считают использование студентами ИИ обязательным, 14% — возможным и 81% совершенно не согласны с таким утверждением. Тревогу у респондентов вызывает не только возможность мошенничества в научно-исследовательской деятельности, но и снижение уровня критического мышления и оригинальности исследований, опасность вытеснения человека из отдельных профессий. Всего 13% респондентов признались, что их библиотеки предлагают ученым продукты, связанные с ИИ, при этом 24% заявили, что их библиотеки рассматривают такие планы, 63% не смогли сказать на этот счет ничего определенного.

По мнению участников опроса, будущее использование ИИ лежит в сферах персонализированных образовательных приложений, тестирования студентов в режиме реального времени, поддержки студентов, а также в рамках аналитических систем для анализа больших массивов данных.

  

УДК: 378:004.8+001.89:004.8+004.8:17

ГРНТИ: 28.23; 50.53; 12.51.85; 13.31.19; 14.01.85, 14.01.87

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/new-academic-librarian-survey-offers-perspectives-on-ai-in-higher-ed

С момента своего появления в мировом информационном пространстве в конце 2022 г. новейший чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT находится в центре пристального внимания и оживленных дискуссий в средствах массовой информации и академической среде. На волне обсуждения этого события опубликована статья Эйлин Хьюстон (Aileen B. Houston) и Эдварда Коррадо (Edward M. Corrado) «ChatGPT в университетах и библиотеках: последствия использования новейших языковых моделей» (Embracing ChatGPT: Implications of Emergent Language Models for Academia and Libraries). ChatGPT со сверхчеловеческой скоростью и эффективностью генерирует достоверный, логически связный смысловой контент – от написания компьютерного кода до сочинения эссе на уровне студента колледжа. Технологии, аналогичные ChatGPT, совершенствуются день ото дня, проникая во все новые сферы человеческой жизни. Библиотекари и другие специалисты в области информации должны иметь представление о возможностях использования и ограниченности ИИ и в случае необходимости соразмерять свою деятельность с возможностью использования инструментов ИИ, доступных массовому пользователю. Описываемая прорывная технология может потребовать от образовательных учреждений изменений в обучении информационной грамотности, в преподавании и требованиях к выполнению заданий, а также внесения поправок в профессиональный этический кодекс. Изменения могут коснуться справочно-библиографических сервисов, комплектования, создания и преобразования метаданных. Те, кто способен принять новые технологии, преобразовать себя с их помощью, безусловно, способен эффективно служить своим организациям и создавать новую ценность.

  

УДК: 004.8:02 + 025.5:004.8

ГРНТИ: 28.23.33; 20.51

DOI: 10.1080/07317131.2023.2187110

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2023.2187110

Чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT представлен широкой публике семь месяцев назад, и с тех пор находится в фокусе внимания как обычных пользователей, так и специалистов в различных сферах. Американская библиотечная ассоциация в лице экспертной группы также не обошла вниманием это событие и приняла решение провести традиционное заседание, на котором обычно обсуждаются разнообразные тенденции развития отрасли, на этот раз посвятив его исключительно генеративному искусственному интеллекту, его перспективным возможностям и проблемам. Сессия под названием «Ведущие тенденции топ-технологий: библиотеки осваивают ChatGPT» (Core Top Technology Trends: Libraries Take on ChatGPT) состоялась в рамках ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации в Чикаго (22-27 июня 2023 г.). Обзор, озаглавленный «Искусственный интеллект, ChatGPT на заседании по ведущим тенденциям в области библиотечных технологий на ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации 2023 г.» (AI, ChatGPT Are Focus at Top Tech Trends Panel. ALA Annual 2023), представил Мэтт Энис (Matt Enis), редактор колонки «Технология».

Участники дискуссии (представители университетов и крупных публичных библиотек) отметили, что библиотекам уже пришлось столкнуться с проблемой ложной информации, сгенерированной ИИ, с отсутствием прозрачности/ясности относительно того, как работают подобные инструменты, и того, в каких источниках они черпают информацию, а также с проблемами этики, конфиденциальности, фальсификации в академической сфере и т.п. При этом никто из экспертов не выразил сомнения относительно жизнеспособности технологии, которую придется осваивать библиотекарям, по крайней мере, для того, чтобы поддержать на этом пути пользователей — как в ближайшей перспективе, так и в будущем. Но уже на нынешнем этапе университетские библиотеки могут указать студентам на данный инструмент как на вспомогательный в процессе обучения.

Тем не менее, прежде обращения к инструментам ИИ студенты должны обрести прочную опору в виде информационной грамотности, которая поможет им понять, в чем проблемы и ограничения этих инструментов. Эксперты отмечали, что ChatGPT не способен уловить контекст многих вопросов, задаваемых ему пользователями, а на требование указать источники сгенерированной ИИ информации, он способен «выдумать» авторов, которых не существует в природе.

При этом в отношении практических навыков студенты уже опередили библиотекарей, причем они используют платформы, подобные ChatGPT, не для того, чтобы схалтурить и получить готовую работу. Напротив, они формулируют вопросы и на основании полученных ответов и информации подготавливают собственную работу; также они используют ChatGPT, чтобы познакомиться с контраргументами, сгенерированными ИИ. Но даже и в этом случае следует знать, что ИИ не всегда надежен — сам по себе он не источник информации, а лишь инструмент ее получения.

Эксперты предложили библиотекарям использовать для обучения онлайновые программы на таких платформах, как Coursera, университетские курсы и иные онлайновые возможности, а также заводить собственные пользовательские аккаунты, чтобы экспериментировать с ChatGPT и другими новейшими инструментами ИИ.

Несмотря на то, что участники дискуссии не могли спрогнозировать, в каком же направлении будет продвигаться коммерческое развитие ИИ и выражали свою озабоченность относительно проблем целостности академического образования, дегуманизации научной работы, ответственности корпораций ИИ относительно этики использования ИИ, — все они выразили согласие с тем, что библиотекарям следует освоить данную технологию и, по мере развития коммерческой отрасли ИИ, занять в ней достойную нишу.

Чтобы мотивировать корпорации к привлечению библиотек к решению названных проблем и развитию данной сферы, следует указать им на то, что у библиотек имеется для них самое важное — надежные данные, созданные и организованные человеческими существами.

  

УДК: 004.8:02 + 004.773.6:004.89

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ai-chatgpt-are-focus-at-top-tech-trends-panel-ala-annual-2023

В своей статье «От ChatGPT к CatGPT. Возможности искусственного интеллекта для библиотечной каталогизации» (From ChatGPT to CatGPT. The Implications of Artificial Intelligence on Library Cataloging) Рихард Бжустович (Richard Brzustowicz) рассказывает о возможности решать функциональные библиотечные задачи при помощи технологий искусственного интеллекта (ИИ). Автор анализирует потенциал языковых моделей, подобных ChatGPT, в отношении трансформации библиотечной каталогизации. Опираясь на эксперименты, проведенные им с использованием ChatGPT, автор демонстрирует возможность генерировать точные записи при помощи протокола RDA и иных стандартов, таких как набор элементов метаданных Дублинского ядра (Dublin Core). Автор задал ChatGPT задачу сгенерировать 6 библиографических записей, в том числе одной не имеющей соответствия в WorldCat, после чего сравнил полученные записи с составленными каталогизатором-человеком. Была проведена оценка точности, эффективности ChatGPT и способности его справляться с различными видами и стандартами каталогизации и метаданных. Автор убедился, что ИИ может генерировать записи, соответствующие различным стандартам метаданных; может извлекать с достаточной точностью необходимые метаданные, такие как заглавие, автор, издатель, дата публикации, предметные рубрики, иные элементы описания. Кроме того, ChatGPT генерировал записи независимо от формата, носителя или языка материала, как совпадающие с существующими авторитетными записями, так и полностью оригинальные. В диалоге с ChatGPT автор выяснил, что ИИ прошел обучение на данных из различных каталогов, в том числе Библиотеки Конгресса США, Национальной медицинской библиотеки США, Британской Библиотеки, COPAC (Каталога университетских и национальных библиотек Великобритании), Europeana, а также Цифровой библиотеки HathiTrust. Это уже указывает на некую проблему, поскольку эти каталоги имеют различную политику в отношении доступа и использования своих данных. Отмечено несколько аспектов проблем, связанных с интеллектуальной собственностью и способностью ChatGPT генерировать контент, например, нарушение авторских прав, неправильное определение авторства, право на сам сгенерированный ChatGPT контент, а также ненамеренное раскрытие чувствительной или конфиденциальной информации.

Полученные результаты демонстрируют потенциал ChatGPT как инструмента модернизации и повышения эффективности процесса создания записей в библиотеке. Автор приходит к выводу, что для ответственного внедрения данной инновационной технологии в сфере библиотечной каталогизации необходимы дальнейшие исследования и разработки, а также процедуры и технологии контроля со стороны человека.

  

УДК: 004.8:025.3

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.33

DOI: 10.5860/ital.v42i3.16295

 

Источник:

https://ital.corejournals.org/index.php/ital/article/view/16295