Со второго десятилетия 2000-х годов все большее число финансирующих организаций и издателей рекомендует исследователям составлять планы управления научными данными. Эта методика повышает целостность данных, надежность результатов, прозрачность процесса исследований и воспроизводимость исследований. Совместное использование научных данных позволяет избежать сбора дублирующих данных и находить решения сложных междисциплинарных проблем, таких как изменение климата или пандемия.

Руководитель группы анализа научных данных библиотеки Университета Турку (Финляндия) Юкка Рантасаари (Jukka Rantasaari) в статье «Коллективный тренинг по управлению научными данными как инструмент повышения качества, целостности, надежности и воспроизводимости результатов исследований» (Multi-Stakeholder Research Data Management Training as a Tool to Improve the Quality, Integrity, Reliability and Reproducibility of Research) рассказывает о том, как курс «Основы управления научными данными» за три года (2019–2021 гг.) помог повысить уровень компетентности докторантов и постдокторантов двух финских университетов. Этот курс был разработан и реализован в Университете Турку, а в 2020 г. был запущен и в шведскоязычном образовательном учреждении - Академии Або, втором по величине университете г. Турку.

Зачастую в вузах, занимающихся активной исследовательской работой, университетские библиотеки являются главными, а во многих случаях и единственными пропагандистами обучения работе с научными данными. Однако для планирования образовательного проекта «Основы управления научными данными» и преподавания был привлечен широкий круг экспертов – преподавателей различных факультетов университета, юристов, специалистов библиотек по работе с данными, по безопасности данных и по информационным технологиям. Содержание курса включало изучение некоторых этапов жизненного цикла данных, начиная с написания плана исследования и заканчивая совместным использованием и долгосрочным сохранением данных. Курс не охватывал анализ, визуализацию, очистку, объединение и программирование данных.

По результатам опросов, проведенных после прохождения курса, в среднем уровень компетентности респондентов (n=123) улучшился на один балл по четырехуровневой шкале: от «недостаточно компетентен» до «относительно компетентен». Участники сообщили, что, несомненно, тренинг изменит в будущем их практику планирования исследовательских проектов, сбора и организации данных, управление данными и документирование, а также их отношение к правовым вопросам и конфиденциальности данных. Отмечено, что целесообразно было бы представить юридические принципы и положения о конфиденциальности в виде инструкций с конкретными примерами. Наиболее востребованными темами являются метаданные и описание, культура конкретных дисциплин, а также резервное копирование, управление версиями и хранение. Кроме того, участники знакомятся с профессионалами в области поддержки академической и исследовательской деятельности, и наоборот: эксперты узнают о проблемах, с которыми сталкиваются молодые исследователи при применении RDM.

Автор статьи отмечает, что недостатком этого образовательного проекта является значительная административная нагрузка по координации обучения, что неизбежно для многопрофильной рабочей группы специалистов и преподавателей. Поэтому достижение консенсуса по целям обучения, методам преподавания и содержанию, практическим занятиям курса и срокам между всеми участниками учебного процесса имеет первостепенное значение.

  

УДК: 001.103+027.7:002.6

ГРНТИ: 20.23; 12.41.55; 20.19.15, 20.51, 20.15.31; 13.31.23

DOI: 10.53377/lq.11726

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11726

Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686