Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686

Барбара Ланчо Баррантес (Barbara S. Lancho Barrantes), Салли Далтон (Sally Dalton) и Дейрдре Андре (Deirdre Andre) представляют свою статью «Библиометрические методы обнаружения цитирования сомнительных журналов» (Bibliometrics Methods in Detecting Citations to Questionable Journals). В последнее время в научном мире получают распространение такие сомнительные явления, как хищнические журналы, перекупленные журналы, плагиаторство, вымученные фразы, «бумажные фабрики».

Хищнические публикации — набирающая силу глобальная тенденция, охватившая все области науки. Издательства создают контрафакт, публикуя нерецензируемые или рецензируемые не должным образом журналы и эксплуатируя таким образом модель открытого доступа, в которой автор платит за публикацию. Один из наиболее вероятных рисков – это когда престижные рецензируемые журналы цитируют такие псевдонаучные журналы. Этот феномен получил название загрязнения цитатами.

Вымученные фразы — используются вместо общепринятых определений и терминов для введения в заблуждение систем антиплагиата, например, «компьютерный разум» вместо «искусственный интеллект».

Бумажная фабрика — ориентированная на прибыль, неофициальная и потенциально незаконная организация, которая производит и продает поддельные рукописи, которые кажутся похожими на подлинные исследования.

Проанализирован 21 журнал, исключенный в 2018 г. из Указателя журналов открытого доступа (Directory of Open Access Journals, DOAJ) по подозрению в несоблюдении редакторской этики (в целях обеспечения прозрачности перечень исключенных из Указателя журналов постоянно обновляется). Для анализа была выбрана база данных Scopus, известная своей приверженностью принципам качественности контента и процессов его курирования. Было подсчитано количество включенных в базу данных изданий, по-прежнему цитирующих эти журналы. Обнаружено, что примерно 15268 работ, опубликованных между 2018 и 2022 гг., цитировали некоторые из этих журналов. Почти 20% этих публикаций подготовлено в рамках международных коллабораций; 10,3% из них входят в процентиль самых цитируемых в мире, а 9,1% этих работ опубликовано в топ- 10 % журналов; 53% не являются журналами открытого доступа — что демонстрирует, что проблема касается всех периодических научных изданий. Большинство публикаций, цитирующих эти журналы, относятся к техническим наукам. Важно отметить, что несмотря на то, что исследователи не могут с полной уверенностью утверждать, что все эти журналы нарушают этику научных публикаций, все же важно, чтобы ученые были осведомлены о подобных подозрениях в отношении тех или иных изданий. Авторы высказывают мнение о том, что научные и академические библиотеки должны играть ключевую роль в обучении и информировании исследователей относительно этики научных публикаций, о ее нарушениях и неэтичном поведении. В научных и университетских библиотеках специалисты в области библиометрии могут предложить исследователями следующую поддержку:

- Размещать на библиотечном веб-сайте информацию о том, где безопасно публиковать работы;

- Обучать пользователей, предлагать инструменты оценки надежности источников;

- Предлагать услуги проверки журналов и индивидуальные консультации специалистов по библиометрии и других экспертов, владеющих вопросом;

- Обучать использованию инструментов выявления сомнительных журналов.

Безусловно, сами исследователи должны быть осведомлены о проблеме хищничества. Также ответственность лежит на рецензентах и редакторах журналов, — именно они должны стать первой контрольной точкой на пути публикации. Издатели и финансирующие органы должны также взять на себя ответственность и выявлять ненамеренно цитируемые сомнительные журналы.

  

УДК: 025.5 + [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31.35; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102749

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000885?via%3Dihub