В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В майском выпуске опубликована статья Элизабет Парк (Elizabeth E. Park) «Расширение возможностей справочно-библиографического обслуживания с использованием видеоматериалов с опорой на когнитивную теорию мультимедийного обучения» (Expanding reference through cognitive theory of multimedia learning videos). Многие годы библиотекари используют обучающие видеоматериалы, однако не всегда использование таких видео эффективно. Когнитивная теория мультимедийного обучения (КТМО) помогает библиотекарям опереться на научно-обоснованные принципы при разработке учебных видео, что позволяет им расширить границы справочно-библиографического обслуживания академической аудитории. Мультимедийное обучение может происходить с использованием книг или компьютерных ресурсов, содержащих изображения и тексты. В общих словах, когнитивная теория мультимедийного обучения описывает то, как визуальный нарратив воспринимается пользователем и как затем соединяется с уже существующим у пользователя знанием, образуя новое знание. В своем исследовании автор использовала принципы КТМО при создании видеоматериалов к курсовым заданиям, рассылая видео студентам через систему управления образовательным контентом. Это происходило в стратегически выверенный момент благодаря сотрудничеству с преподавателями, которые разъясняли студентам, каким образом материал видео соотносится с учебным курсом. Исследование носило характер квазиэксперимента с неравнозначной контрольной группой. К участию было привлечено 62 студента; кроме того, были получены данные по контрольной студенческой группе (55 человек). В результате знакомства с видеоматериалами случаи включения материалов из базы данных библиотеки увеличились в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе, не получившей видеоматериалов — немного меньше (3%).

По результатам исследования библиотекарям предложен инновационный метод справочно-библиографического обслуживания студенческой аудитории, строящийся на принципах КТМО, который расширяет возможности обучения в индивидуальной, онлайновой и гибридной образовательной среде.

  

УДК: 025.5:004+004.032.6:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102522

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000386