С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».

  

УДК: 02+502.1

ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20

DOI: 10.1177/0961000620980830

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830

В том же номере опубликована статья «Устойчивость и лидерство библиотек в эпоху глобального кризиса» (Library Resilience and Leadership in a Global Crisis). Авторы – Найме Шахаи (Najmeh Shaghaei), Клэр Ноулс (Claire Knowles), Фиона Морли (Fiona Morley), Александра Эвели (Alexandra Eveleigh), Нурия Касалдалига (Núria Casaldàliga), Эмма Нолин (Emma Nolin), Андреа Татаи (Andrea Tatai), Марк Коэн (Marc Cohen), Мартин Пронк (Martine Pronk), Элке Гескуэр (Elke Ghesquière). Представленная в статье тема оказалась в центре внимания участников программы «Новые лидеры» (LIBER Emerging Leaders), тематических семинаров, группы обмена опытом, онлайн-конференции, группы в WhatsApp, — эти каналы коммуникации образовали по сути пан-европейскую сеть профессиональной поддержки.

Научные библиотеки, как и многие организации, оказались в период пандемии COVID-19 перед сложнейшей проблемой: как строить работу и минимизировать риски для своих сотрудников, сообществ, пользователей. Руководство библиотек стремилось разрабатывать и адаптировать стратегические планы с той гибкостью, которая позволяет охватить каждый аспект деятельности библиотеки и, возможно, позволит ей сохранить устойчивость в будущем. Это нашло выражение не только в возможности удаленной работы, но и в обучении специалистов, управлении и руководстве, корпоративной культуре, отношении к работе и поведении специалистов и руководителей, а также в некоем профессиональном консенсусе относительно работы в новых условиях. Акцент сделан на цифровизации, системах поддержки и инструментах коммуникации.

Данное исследование построено на методе тематического опроса и анализе данных, сгруппированных по четырем тематическим областям: стратегия, ценности, коммуникация, гибкие и гибридные методы работы. Главным вопросом исследования был вопрос о том, как руководители научных библиотек должны обеспечивать устойчивость своих организаций в условиях кризиса, подобного COVID-19.

На вопросы анкеты ответили всего 24 респондента; результаты представлены в статье в табличном виде. Кроме прочего, в своих выводах авторы опираются на многочисленные публикации.

Девяносто один процент респондентов высказался за то, что основные стратегические цели не теряют своего значения и в кризисный период. 30% респондентов отметили, что различные аспекты цифровизации, обозначенные в стратегических планах их библиотек, соответствуют «новой нормальности». Ускорение процесса цифровизации идет по таким направлениям, как цифровые ресурсы, внимание к электронной книге, цифровые инновации, цифровые услуги. Респонденты говорили и о том, что в эпоху быстрых перемен, как это было в период пандемии, необходимо сфокусироваться на пользователе, а 70% комментариев относилось к вопросам социальной ответственности, сотрудничества, внимания к пользовательским потребностям. Что же касается устойчивости, то руководители библиотек должны оставаться открытыми к возможности трансформации, поощрять коммуникацию между специалистами, обеспечивая в этом «дивном новом мире» устойчивую организацию работы и обслуживания как в физическом пространстве, так и онлайн.

  

УДК: 025.5:004.77-047.75

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51

DOI: 10.53377/lq.10930

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10930

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html

С планами по строительству новых хранилищ Британской библиотеки знакомит читателей Эндрю Эппльярд (Andrew H. Appleyard) в статье «Британская библиотека — новый взгляд на физическое пространство хранения» (The British Library – rethinking physical storage). В ближайшие три года Британская библиотека (The British Library) столкнется с серьезной проблемой физического пространства хранения. Будучи национальной библиотекой Соединенного Королевства, Британская библиотека несет ответственность за сохранение своих фондов и коллекций и обеспечение к ним доступа для всех и каждого. В традиционных моделях библиотечное хранилище чаще всего представлено как склад материалов — изолированный от процессов комплектования и обработки, предшествующих собственно хранению — и функционально не синхронизированный с процессами обеспечения доступа. Одновременно с планами по строительству дополнительных площадей, рассчитанными на период до 2025 г., Британская библиотека также пересмотрела свой взгляд на физическое хранение, интегрировав хранение и рабочие потоки и создав полностью оптимизированную сквозную модель управления контентом. Такая модель включает в себя дизайн зданий и помещений, организацию пространств хранения и рабочих потоков, обеспечение удобства и функциональности как для библиотекарей, так и для читателей библиотеки.

Автор доказывает, что именно она должна быть принята в контексте систематического развития отрасли, заставляющего по-новому взглянуть на сохранение печатного слова и доступ к нему и открывшего для этого новые возможности. Следует отметить, однако, что, возможно, не все планы будут реализованы по причине инфляции рынка строительства и финансовых ограничений. Тем не менее, в работе раскрываются конструктивно-функциональные особенности строящихся хранилищ, с которыми также знакомит авторская презентация:

https://figshare.com/articles/presentation/The_British_Library_Rethinking_physical_storage/22827911/1

Представление нового концептуального подхода поможет библиотекам, планирующим строительство хранилищ печатных материалов. Оригинальность и ценность настоящей работы состоит в разработке стратегического холистического подхода, охватившего идеи и концепции из сфер за пределами библиотечного дела, но позволяющего библиотеке реализовывать свои задачи и миссию в современном контексте.

  

УДК: 022.4(410.1)

ГРНТИ: 13.31.29

DOI: 10.1108/LM-02-2023-0008

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2023-0008/full/html

В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X

Статья специалистов Библиотеки Конгресса Джейкоба Надала (Jacob Nadal) и Эрин Энгл (Erin Engle) «Обновлять и использовать многократно: разработка стратегий устойчивой сохранности» (Renew and recycle: developing sustainable preservation strategies) является расширенной версией презентации, представленной на Седьмой Куопийской конференции. В ней представлена концепция и стратегия финансовой и организационной устойчивости крупномасштабной программы обеспечения сохранности печатного фонда. Библиотека Конгресса продолжает реализовывать свою программу сохранности, стремясь обеспечить ее устойчивость. Программа подразумевает, в том числе, меры по кадровому и финансовому планированию в рамках долгосрочного использования фондов. Авторы утверждают, что необходим холистический подход к реализации программы обеспечения сохранности, и демонстрируют, как руководство программы пытается переосмыслить и провести оценку этой работы через серию семинаров, исследований, работ по анализу издержек и через разработку процессов планирования. Они подчеркивают, что коллективное использование печатных изданий будет по-прежнему серьезным фактором в деятельности научных библиотек. Основой для этого являются уже существующие инструменты, такие как МБА и меморандумы, заключаемые между академическими учреждениями. Политическим решением для библиотеки является установление официальных, устойчивых отношений с другими институтами, участие в комитетах и рабочих группах. Обеспечение сохранности требует решения как существующих проблем, так и с опережением на десятилетия и столетия вперед; между тем, библиотеки зависят от циклов финансирования и пятилетних планов стратегического развития. Устойчивость предполагает развитие таких видов деятельности, которые могут существовать в бесконечной перспективе, однако дают отдачу и сегодня; требует возможностей для постоянного использования фондов и обеспечения доступа к ним — и поиска новых путей в этом направлении. Базовым принципом финансовой стратегии в этой сфере является одновременно снижение стоимости обеспечения сохранности и повышение эффективности использования материалов. Обеспечение сохранности — это уверенность в том, что будущие поколения будут иметь доступ к материалам. В неопределенной, далекой перспективе фонды библиотек будут по-прежнему существовать для наших потомков, и мы не знаем, как они захотят использовать эти фонды.

  

УДК: 025.2:027.7

ГРНТИ: 13.31.29

DOI: 10.1108/LM-03-2023-0021

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-03-2023-0021/full/html

Статья О. К. Бинси (O.K. Bincy) и Т. М. Васудевана (T.M. Vasudevan) «Экологическая устойчивость: информированность и практический опыт библиотечных специалистов Университета Каликута» (Environmental sustainability: Awareness and practices among library professionals in University of Calicut) поднимает актуальные проблемы, связанные с устойчивостью развития. Термины «зеленая информационная грамотность» и «экологическая грамотность» используются в исследовании как отличные друг от друга и взаимосвязанные концепции. В то время как концепция «информационной грамотности» для библиотекарей не нова, «зеленая информационная грамотность» мало им знакома, хотя количество литературы по этому вопросу продолжает расти. Зеленая информационная грамотность предполагает, в том числе, знания индивидов, связанные с вопросами экологичности и экологической устойчивости, а также понимание ими важности решений и действий в отношении окружающей среды. Цель воспитания зеленой информационной грамотности, повышения осведомленности в вопросах устойчивого развития и обучения критическому мышлению — изменение поведения индивидов и организаций в отношении окружающей среды. В настоящем исследовании анализируются информированность, установки, практические мероприятия, связанные с экологической устойчивостью и реализуемые библиотекой Университета Каликута (Индия). Исследование охватило библиотечных специалистов, представляющих как центральную библиотеку Университета, так и 35 факультетских библиотек и 20 учебных центров. Данные получены на базе анализа 70 анкет. Как выяснилось, большинство библиотекарей не вполне знакомо с процедурами, отвечающими достижению экологической устойчивости. Тем не менее, идея экологической устойчивости в библиотеках находит у специалистов позитивный отклик. Установлена положительная корреляция информированности библиотечных специалистов об экологических проблемах с реальной «зеленой» активностью и практикой библиотек. Соответствующие инициативы предпринимаются для сохранения шаткого равновесия между библиотечной системой и окружающей средой в широком смысле слова. Зеленые библиотеки стремятся к максимально возможному эффективному использованию природных и возобновляемых ресурсов, минимизации потребления воды и электроэнергии, интеграции естественного ландшафта и растений в архитектурный дизайн библиотеки, чистоте воздуха в помещениях на благо читателей и сотрудников и т.п. В рамках зеленого движения библиотеки создают зеленые комитеты, развивают программы осведомленности о целях устойчивости для библиотечных специалистов, разрабатывают проекты озеленения и иные зеленые проекты, изучают степень осведомленности специалистов и читателей. Таким образом, любая библиотека способна проявить инициативу в рамках зеленого движения с поправкой на локальные и пространственно-временные требования.

Несмотря на то, что экологическая устойчивость не является новой концепцией, общество по-прежнему уделяет не слишком много внимания защите окружающей среды. Тем не менее, это наша общая ответственность перед будущими поколениями.

Представлен обширный обзор литературы по данной теме; полученные данные исследования сведены в таблицы.

  

УДК: 021.1:502.12

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102748

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000873

В статье «Устойчивость публичной библиотеки: понимание и анализ индивидуального опыта» (The resilient public library: Understand and reflect on own practice) авторы, Магнус Линден (Magnus Lindén), Катарина Исберг (Catharina Isberg), Ульрика Веструп (Ulrika Westrup) и Алина Лиден (Alina Lidén), описывают и анализируют образовательную программу, нацеленную на формирование устойчивости публичных библиотек. Программа реализована при сотрудничестве Университета Лунда и Публичной библиотеки Хельсингборга, Швеция, обслуживающей около 150000 граждан. Обучение по ней прошли 87 специалистов шведских публичных библиотек.

Программа базируется на концепции индивидуальной и институциональной устойчивости. Поскольку библиотекари действуют в сложно-составных средах, взаимодействие с меняющейся средой является релевантной частью библиотечного менеджмента. Необходимо разработать стратегию осмысления, анализа и преодоления негативных последствий состояния неуверенности, тревоги, агрессивности, неизбежно проявляющихся в рабочей среде. Устойчивость – это, в том числе, способность управлять такими состояниями.

Устойчивость на институциональном уровне связана с адаптируемой системой, позволяющей учиться на негативном опыте, например, через осмысление ошибок и сбоев, который дает возможность их исправления и формирования культуры их позитивного анализа. На уровне организации устойчивость означает также формирование благоприятного психологического климата.

В статье подробно описана программа, ее теоретические основания, тематические модули, затронутые участниками проблемы, а также рабочие потоки документов по каждому из блоков, — эта информация также сведена в таблицы.

В каждом из блоков программы предусмотрена лекция, освещающая как личностные, так и институциональные аспекты конструкта устойчивости, а также практический семинар, посвященный той или иной теме, которую участники рассматривали на основе собственной роли в библиотеке. Библиотекари познакомились с новыми идеями и получили знания, которые позволили им реализовать и уже ощутить на практике некоторые улучшения, непосредственно связанные с содержанием программы. Ценность образовательной программы состоит в совместном обсуждении участниками практических ситуаций, их роли и возможности использования полученной информации в управлении библиотекой. Авторы утверждают, что образовательные программы, инициируемые на местном уровне, позволяют усилить как личностную, так и институциональную устойчивость публичных библиотек.

  

УДК: 023.5:005.962.13

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/096100062312008

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231200897