Статья из этого же номера журнала «Точка зрения: CASE Act против исследователей и свободы исследований» (Opinion: CASE Act will Harm Researchers and Freedom of Inquiry) является частью серии коротких статей, посвященных действующему законодательству в области авторского права и проблемам университетских библиотек и их пользователей. Авторами публикации являются Сара Бенсон (Sara Benson), доцент и библиотекарь по авторским правам Иллинойского Университета в Урбана-Шампейне, и Тимоти Воллмер (Timothy Vollmer), библиотекарь по научным коммуникациям и авторским правам Калифорнийского университета в Беркли.

Закон об альтернативном авторском праве в отношении мелких претензий 2020 г. (The Copyright Alternative in Small-Claims Enforcement Act, CASE Act) был подписан президентом США Дональдом Трампом 27 декабря 2020 г. Согласно этому законодательному акту, учреждается Совет по рассмотрению претензий по авторскому праву (Copyright Claims Board), имеющий полномочия выносить решения по спорам об авторских правах, когда речь идет о суммах, не превышающих 30 000 долларов. Теоретически, цель этого закона – это предоставление возможности рассматривать мелкие претензии о нарушении авторских прав отдельных правообладателей (таких как фотографы, художники-графики, музыканты) без привлечения федерального суда. Однако авторы отмечают, что на деле создание этой дополнительной бюрократической структуры, учрежденной вне традиционной судебной системы, чревато проблемами — крупные, хорошо обеспеченные ресурсами правообладатели или владельцы авторских прав, имеющие склонность к чрезмерному предъявлению претензий, не преминут воспользоваться этой возможностью. Это приведет к путанице и нанесет вред пользователям контента, которые могут не понимать сложностей законодательства об авторском праве или которые не знают, следует ли или как именно реагировать на уведомление о нарушении авторского права в отношении мелких претензий. С точки зрения авторов, это разочарует пользователей, которые в своей исследовательской и преподавательской деятельности полагаются на важнейшие законодательные исключения из авторского права, такие как добросовестное использование.

  

УДК: 347.78+027.7

ГРНТИ: 10.41; 13.31

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15260

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15260

Координатор по научным коммуникациям Ханна Пайман (Hannah Pyman) и менеджер по научным коммуникациям и поддержке исследований Катрин Сундсбё (Katrine Sundsbø) из Университета Эссекса в статье «Copyright Dough: игровый подход к обучению авторскому праву» (Copyright Dough: A playful approach to teaching copyright) рассказывают о недавно разработанной игре под названием Copyright Dough. Поскольку грамотность в области авторского права становится все более важной в научном общении, в этой статье исследуется, как увлекательный метод обучения влияет на то, чтобы исследователи, студенты, ученые и сотрудники библиотек чувствовали себя более комфортно и уверенно при обсуждении вопросов авторского права. Основываясь на существующей литературе по играм и активному обучению, авторы утверждают, что объединение этих концепций может привести к созданию благоприятного и безопасного пространства, способствующего открытому и честному обсуждению. Показано, что использование в обучении игры Copyright Dough позволяет повысить степень вовлеченности в проблематику авторского права.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.11645/15.1.2832

 

Источник:

https://www.ariadne.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I1-1

В статье «Экономические основания библиотечной стратегии в отношении авторского права в Европе» (The Economic Foundation of Library Copyright Strategies in Europe) Джузеппе Вителло (Giuseppe Vitiello) критически анализирует эволюцию библиотек открытого доступа со времени проекта TULIP (1991 г.) до последних ее этапов. Он указывает на роль библиотек как ключевых игроков национальной книжной политики, что отражено в законе о системе авторского вознаграждения (Public Lending Rights). Показаны различия между научной коммуникацией и путем книги, как печатной, так и цифровой, охарактеризовано место, которое библиотеки занимают в сегменте распределения книжной продукции, и причины, по которым они не могут перераспределить соотношение сил среди игроков рынка в свою пользу. Если предположить, что основа этих отношений — контент, то организации, распределяющие этот контент, безусловно, находятся в самом выигрышном положении, что подтверждает пример Международной ассоциации издателей научно-технической и медицинской литературы (International Association of Scientific, Technical and Medical Publishers, STM). Между тем, раздробленность отрасли и убежденность библиотек в том, что то, что хорошо для них самих, хорошо и для пользователей, не позволяет библиотекам понять потребности других заинтересованных участников цепочки распределения и предложить им адекватные услуги. Это противоречие усиливается в секторе книжной торговли, где библиотеки весьма неохотно реализуют экономические основания авторского права, а именно не соотносят «в первую очередь, стоимость ограничения доступа к произведениям с преимуществами, которые принесет вклад в создание новых произведений» (Landes & Posner).

На основании изучения реализации стратегии библиотек в области авторского права как в их взаимодействии с книжной торговлей, так и в рамках научной коммуникации, а также и детального анализа практики книговыдачи, в том числе электронной, и контролируемого предоставления цифрового контента, автор делает вывод, что авторское право выстроено на твердом основании экономических закономерностей, формирующих книжный и информационные секторы рынка. Стратегия библиотек должна быть нацелена на поддержание этого соответствия в сегменте распределения и демонстрацию способности библиотек предоставлять услуги всем участникам цепочки добавления стоимости. Принятие на себя этой роли будет способствовать нормализации взаимоотношений библиотек и издательств.

Public lending rights (PLR) — закон о системе авторского вознаграждения, юридически закрепленное право авторов и иных правообладателей получать государственную компенсацию за те книги, которые читатели имеют возможность бесплатно брать по абонементу (читать) в публичных и иных библиотеках.

  

УДК: 024+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41

DOI: 10.18352/lq.10369

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10883

Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

Пандемия вируса COVID-19 заставила архивы пересмотреть способы предоставления доступа к физическим коллекциям. Чтобы избежать ответственности за нарушения со стороны пользователей, архивы, как правило, возлагали на них ответственность за определение правообладателя и изготовление копий, опираясь на Раздел 17 Кодекса США, § 108. Поэтому если раньше сложные вопросы соблюдения авторского права, возникающие при воспроизведении документов, можно было обойти, потребовав, чтобы исследователи работали с архивными материалами лично, долгосрочное закрытие читальных залов и ограничение поездок на дальние расстояния означало, что архивам необходимо трансформировать рабочий процесс для обработки запросов пользователей на оцифровку материалов и предоставления доступа к коллекциям в удаленном режиме. Учитывая сложность подтверждения статуса авторского права, сотрудники архива часто основывают такие процедуры на оценке рисков.

В статье Кевина С. Хокинса (Kevin S. Hawkins) и Джули Джадкинс (Julie Judkins) из библиотеки Университета Северного Техаса «Разработка масштабируемого подхода к оцифровке архивов по запросам пользователей» (Formulating a Scalable Approach to Patron-Requested Digitization in Archives) предлагается модель рассмотрения запросов на оцифровку на основе оценки рисков в соответствии с законодательством США об авторском праве. В случаях, когда нет ограничений на доступ к коллекции (либо наложенных правообладателем, либо связанных с вопросами конфиденциальности или этики), предлагается применять масштабируемый рабочий процесс для проверки статуса авторских прав запрашиваемых материалов и, в случаях, когда у архива нет однозначного права на воспроизведение работы в полном объеме, частичную оцифровку документа в соответствии с определенными положениями Раздела 17 Кодекса США, § 108, или путем быстрой оценки рисков. Также авторы призывают Общество американских архивистов (Society of American Archivists) создать комитет экспертов для разработки типовой политики обслуживания удаленных пользователей архивных коллекций, которая будет востребована и по окончании кризиса COVID-19.

  

УДК: 930.25

ГРНТИ: 20.15.71

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14652

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/14652

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В том же выпуске журнала коллектив канадских авторов, представляющих Библиотеку и музеи Университета Альберты – Аманда Вакарук (Amanda Wakaruk), Селин Гаро-Бреннан (Celine Gareau-Brennan) и Мэттью Питросану (Mattew Pietrosanu) – опубликовали исследовательскую статью «Шкала неуверенности, связанной с авторским правом» (Introducing the Copyright Anxiety Scale). Законы об авторском праве — общественно-политический инструмент регулирования отношений между создателями интеллектуальных продуктов и их потребителями, действующий в большинстве стран, включая Канаду и Соединенные Штаты. Исторически учебные программы, в том числе учреждений высшего библиотечного образования, не предусматривают обучение в области авторского права. Кроме того, в прессе и в социальных сетях представление проблем авторского права чаще всего связано с какими-либо чрезвычайными случаями и крупнейшими денежными претензиями. Все это, а также реальная сложность законодательства в области авторского права и его интерпретация, может ввести в затруднение как создателей интеллектуальных продуктов, так и их потребителей. Связанные с этим фрустрации и негативные эмоции тех, кому приходится сталкиваться с вопросами авторского права — а это юристы, преподаватели, библиотекари — описываются как опасение, неуверенность, замешательство. Эти состояния потенциально могут перерасти в страх перед авторским правом и заставить людей искать пути, отличные от законного использования материалов, защищенных авторским правом. Отсутствие информации о масштабах и проявлениях феноменов тревожности, неуверенности, страха перед использованием авторского права побудили авторов статьи создать «шкалу неуверенности», связанной с авторским правом. Они рассказывают о принципах разработки и тестировании пригодности данной шкалы. Результаты анкетирования широкого среза респондентов (n=521) в Канаде и США демонстрируют, что феномен неуверенности в отношении авторского права превалирует. В приложениях приведены анкета и таблицы с результатами ее обработки.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15212

 

Источник:

ttps://www.jcel-pub.org/article/view/15212

В условиях пандемии система высшего образования Австралии столкнулась с множеством проблем, связанных с законодательством в области авторского права. В статье «Авторское право Австралии в эпоху COVID-19» (Copyright in the time of COVID-19: An Australian Perspective) представлен опыт Университетов Куртина и Мердока. Авторы — сотрудники этих университетов Аманда Беллингер (Amanda Bellinger) и Хелен Балфур (Helen Balfour). Обучение в этих университетах проходят в общей сложности 73 тысячи студентов, которые проживают не только в Австралии, но и в ОАЭ, Сингапуре, Малайзии. Специалистам в области авторского права приходится решать самый широкий спектр вопросов: от таможенного контроля учебных материалов, поставляемых в университеты других стран, до общих проблем, связанных с вторжением пандемии в жизнь многих стран и последовавшим за этим локдауном и «новой нормальностью» — предоставлением значительной части информации онлайн. Названы конкретные проблемы, связанные с предоставлением на законных основаниях доступа к учебным материалам (текстовым учебникам, главам из книг, материалам, распространяемых преподавателями среди студентов и т.д.). Рассматриваются виды лицензирования, принятые данными университетами, в том числе и главным образом, связанные с лицензированием использования цифровых материалов. Закон об авторском праве Австралии 1968 г. (действующий на территории Австралийского Союза) предусматривает сравнительно небольшие исключения для добросовестного использования (разделы 40 и 41) и более широкие, но не вполне четкие возможности интерпретации норм (раздел 200AB), что ограничивает доступ к информационным ресурсам в целях обучения, образования и научных исследований. Неопределенность в применении раздела 200AB усилилась в связи с пандемией. Авторы описывают свой опыт предоставления поддержки в области авторского права и адаптации соответствующих видов обслуживания в ответ на требования эпохи и указывают на то, что Министерство культуры и искусств Австралии проводит подготовительную работу по реформе законодательства в следующих областях: ограничение ответственности в случае использования «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью; включение в законодательство нового исключения для добросовестного использования в некоммерческих целях в форме цитирования; принятие поправок с учетом интересов библиотек и музеев и поправок в исключения в интересах системы образования; выработка более четкой государственной политики в сфере лицензирования.

  

УДК: 347.78+378.018.43:004.77

ГРНТИ: 10.41; 20.23.29; 13.31.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.16249

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/16249

В специальном выпуске журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship «Авторское право в период COVID-19» в статье специалиста по управлению ресурсами Библиотечной системы Университета Кеннесо штата Джорджия (США) Кристиана Лира (Christian Lear) «Цифровой абонемент видеоресурсов: обеспечение потокового доступа к видео в педагогических целях в университетских библиотеках» (Controlled Digital Lending of Video Resources: Ensuring the Provision of Streaming Access to Videos for Pedagogical Purposes in Academic Libraries) рассматривается текущий кризис медиакоммуникаций в библиотечном деле, связанный с проблемами предоставления потокового доступа к видеоконтенту. В данной статье этот кризис обсуждается в основном в контексте COVID-19 и того, как пандемия усугубила эту проблему. Рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются медиабиблиотеки и другие учреждения, ответственные за распространение видеоконтента, при попытке предоставления потоковых видеоресурсов, включая документальные фильмы, художественные фильмы и телесериалы. Автор предлагает обзор литературы по теме, и рассказывает, как другие университетские библиотеки справились с существующими ограничениями потокового доступа. Он находит возможное решение – использование относительно новой технологии цифрового абонемента для доступа к видеоресурсам в педагогических целях. Применение цифрового абонемента допустимо согласно доктринам добросовестного использования и первой продажи в соответствии с законом об авторском праве США и способно обеспечить эффективный, хотя и ограниченный доступ к контенту образовательных курсов. Существующие юридические и технологические ограничения для внедрения цифрового абонемента для видеоконтента преодолимы, однако это позволит медиабиблиотекам более эффективно осуществлять свои задачи по информационному обслуживанию общества.

  

УДК: 347.78+02:004+[021.4:004]:347.78

ГРНТИ: 10.41; 13.20.31, 13.31.91; 19.31, 19.61.11; 20.23.29

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14807

 

Источник:

https://journals.ku.edu/jcel/article/view/14807

Во втором выпуске журнала за 2023 г. опубликована статья Фредрика Отике (Fredrick Otike) и Агнес Хайду Барат (Ágnes Hajdu Barát) «Роль IFLA в реализации Марракешского договора» (IFLA’s role in the implementation of the Marrakesh Treaty).

Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (Marrakesh Treaty to Facilitate Access to Published Works for Persons Who Are Blind, Visually Impaired or Otherwise Print Disabled - VIP Treaty) был принят 27 июня 2013 г. в Марракеше, Марроко. В РФ он вступил в силу 8 мая 2018 г., и его положения реализованы в законодательстве об авторском праве.

Марракешский договор предусматривает:

• установление ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или другими ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, позволяющих вносить необходимые изменения для изготовления экземпляров произведений в доступном формате, воспроизводить, распространять и доводить до всеобщего сведения произведения в форматах, доступных для таких лиц;

• международный обмен произведениями в таких форматах посредством деятельности специально уполномоченных органов.

Роль IFLA в принятии и реализации Марракешского договора библиотеками-участницами действительно велика. Между тем, авторы указывают на трудности и препятствия на пути этого процесса, связанные, в частности, с неготовностью издательств или несоответствием законов об авторском праве разных стран. Роль IFLA, представляющей библиотеки на международном уровне, состоит в выработке соответствующих рекомендаций и стандартов, мониторинге ситуации и реализации провозглашенных принципов, консультациях, работе с национальными ассоциациями, распространении и популяризации Договора, защите интересов библиотек и их пользователей. Авторы выработали ряд рекомендаций для IFLA, среди которых привлечение новых членов, расширение круга языков, на которые переводятся документы Федерации; обучение необходимым навыкам и компетенциям, организация регулярных семинаров и конференций, посвященных принципам Марракешского договора. Работа в этих направлениях ведется в IFLA, в том числе, Секцией библиотек для людей с проблемами чтения плоскопечатных текстов, а также Консультативным комитетом по авторскому праву и другим правовым вопросам. В целях реализации принципов Марракешского договора, концепции виртуальной всемирной библиотеки альтернативных форматов и преодоления границ и ограничений, связанных с различием национальных законодательств, авторы даже предлагают учредить отдельный орган в структуре IFLA, секцию или комитет, отвечающие за реализацию принципов Марракешского договора.

  

УДК: 094:364.65-056.262 + 342.72/.73 + 347.78

ГРНТИ: 13.31.17; 10.41, 10.87.27

DOI: 10.1177/0340035222114

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141465

Статья Кэрри Рассел (Carrie Russell) «Что же такое добросовестное использование: мифы и заблуждения об авторском праве» (Figuring Out Fair Use: Debunking copyright myths and misconceptions) является отрывком из книги того же автора «Все об авторском праве для школьных библиотекарей и специалистов средней школы системы К—12» (Complete Copyright for K–12 Librarians and Educators).

Для управления вопросами, связанными с авторским правом, необходимо осознать, какова цель законодательного обеспечения авторского права и иметь представление о его базовых концепциях – а это исключительные права, общественное достояние, требования по обеспечению защиты, — и применять все доступные библиотекам исключения во благо образовательного сообщества.

Автор последовательно разоблачает наиболее распространенные заблуждения относительно авторского права:

1. «Авторское право существует, чтобы авторы и иные творцы получали денежное вознаграждение за свои произведения». В Конституции США записано, что закон об авторском праве призван «содействовать прогрессу науки и прикладного искусства». Ключевая задача этого закона, отмечает автор, побуждать к созданию и распространению оригинальных, творческих произведений на благо общества. Политика в области авторского права нацелена на содействие общественному благу через обеспечение доступа к произведениям, которые мотивируют к обучению, вдохновляют на творчество, воспитывают хорошо информированных граждан, создают основу для личностного развития.

2. «Правообладатели бесконечно судятся с библиотеками, преподавателями и учебными заведениями». На самом деле число подобных исков невелико. К тому же надо осознавать, что именно библиотеки, школы и вузы используют произведения во имя общественного блага и «содействуют прогрессу науки». Согласно законодательству, эти учреждения (а также архивы, музеи, исторические общества и другие учреждения культуры) обладают особыми правами.

3. «Произведения, защищенные авторским правом, являются собственностью своих создателей или правообладетелей». Иногда ошибочно полагают, что закон об авторском праве есть то же самое, что закон об интеллектуальной собственности и всяческое несанкционированное использование этой «собственности» запрещено. Между тем, закон об авторском праве является предписанием, вмешательством закона в работу рынка – предоставляя правообладателям сохранять монополию на произведение – через эксклюзивное авторское право — во имя общественно-значимых целей.

4. «Существует четкие правила и четкие ответы на возникающие в связи с авторским правом вопросы». На самом деле многие случаи применения закона могут рассматриваться индивидуально.

5. «Добросовестное использование — это нечто сложное в понимании и применении». Между тем, существует 4 фактора, определяющих добросовестность использования (цель использования, природа публикации, объем использования и влияние на рыночную ценность использованного произведения), понимание которых в большинстве случаев позволит принимать решения естественным образом, хотя не всегда эти факторы будут определяющими.

Автор отмечает также, что излишняя предусмотрительность в отношении соблюдения авторских прав в некоторой степени противоречит ценностям библиотечного дела, педагогики, целям авторского права, между тем, принцип добросовестного использования указывает на наилучший путь к обеспечению баланса интересов пользователей и правообладателей.

  

УДК: 027.8 + 347.78.03:021.2

ГРНТИ: 13.31.20; 10.41

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/11/01/figuring-out-fair-use/