В сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликовано тематическое исследование доцента Университета Южного Миссисипи (Хаттисбург, штат Миссури, США) Дженнифер Элейн Стил (Jennifer Elaine Steele) «Роль университетского библиотекаря в реализации онлайн-курсов» (The role of the academic librarian in online courses: A case study). В 2020 г. из-за пандемии вируса COVID-19 число студентов, обучающихся дистанционно, в США выросло до небывало высокого уровня, что привело к тому, что онлайн-услуги университетских библиотек стали более востребованными, чем когда-либо прежде. Дженнифер Элейн Стил провела онлайн-опрос студентов, преподавателей, а также библиотекарей Университета Южного Миссисипи по ряду вопросов: какие библиотечные онлайн-услуги в настоящее время предоставляются студентам? какие стратегии вовлечения библиотекарей в онлайн-обучение были использованы? какие передовые методы можно применять для использования ресурсов университетских библиотек в онлайн-образовании? В частности, результаты опроса показали, что поскольку каждый год онлайн-обучение охватывает все больше студентов, библиотекарям, если они хотят иметь право голоса в дискуссии о будущем дистанционного образования, следует уделять особое внимание предоставлению высококачественных виртуальных справочных услуг и согласованной работе со студентами и преподавателями.

  

УДК: 02:004+027.7+37:004

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23; 14.85.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102384

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000756

В настоящее время в библиотеках объем метаданных растет пропорционально увеличению цифровых коллекций, причем сейчас, как правило, работа с метаданными – это совместный процесс, в котором задействованы нескольких библиотечных отделов. Сотрудники Университета штата Иллинойс в Чикаго (США) Мингьян Ли (Mingyan Li), Трейси Сенека (Tracy Seneca) и Меган Келлер Янг (Megan Keller Young) в статье «Контент и контекст: тематическое исследование сотрудничества в области метаданных» (Content and Context: A Case Study of Metadata Collaboration) показывают, как учет различий в поведении конечных пользователей и точек зрения различных подразделений на метаданные может улучшить рабочий процесс создания цифровых объектов.

Библиотека Университета штата Иллинойс в Чикаго предоставляет доступ к более чем тридцати цифровым коллекциям через платформу CONTENTdm (https://www.oclc.org/en/contentdm.html), которой также пользуются более девяноста библиотек штата. В библиотеке никогда не было собственной платформы для управления и хранения цифровых файлов, и поскольку платформа CONTENTdm используется совместно с другими библиотеками и нет общего стандарта метаданных, пользователи не могли эффективно осуществлять поиск по коллекциям университета. Также в CONTENTdm представлена лишь небольшая часть оцифрованных фондов библиотеки.

Для устранения этих проблем было решено внедрить систему управления цифровыми ресурсами LibSafe DAMS (Digital Asset Management System) от компании LibNova. Система предусматривает комплексные решения для сохранения цифровых данных, миграции форматов, настраиваемый пользовательский интерфейс и возможность поиска по всем коллекциям библиотеки. Также среди функций, которые предлагает LibSafe DAMS – использование средств просмотра контента, соответствующих Международной структуре совместимости изображений (International Image Interoperability Framework, IIIF). Традиционно созданием метаданных для цифровых коллекций занимались два отдела библиотеки: отдел специальных коллекций и архивов и отдел цифровых программ и сервисов. С переходом на LibSafe к рабочему процессу также подключился отдел комплектования и управления ресурсами, и таким образом была создана многопрофильная рабочая группа по метаданным. В статье представлены три направления работы с метаданными для цифровых объектов. Как правило, библиотекари, работающие со специальными коллекциями и архивами, сосредоточены на сохранении ценной контекстуальной информации и интеллектуальном контроле над оригиналами единиц хранения; между тем, каталогизаторы уделяют больше внимания точному описанию контента для улучшения доступа и обнаружения, а сотрудники цифровых служб больше сфокусированы на представлении и поиске метаданных в DAMS. В статье описан рабочий процесс, в ходе которого специалисты трех отделов библиотеки смогли привнести свой уникальный опыт в процесс создания метаданных; показано, как такое объединение помогает удовлетворить запросы различных групп конечных пользователей; приведены два конкретных примера и предложены дальнейшие шаги по совершенствованию рабочего процесса. По мнению авторов, будущие усилия по укреплению баланса контента и контекста метаданных могут быть сосредоточены в трех областях: агрегированная оцифровка и описание, усовершенствование технологий и переход от линейной к круговой модели рабочего процесса.

  

УДК: 021.6:001.103.2

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.19.15, 20.23.29

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.234

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/234