Статья Йингшен Хуана (Yingshen Huang), Эндрю Кокса (Andrew M. Cox) и Джона Кокса (John Cox) «Искусственный интеллект в стратегии университетских библиотек Великобритании и континентального Китая» (Artificial Intelligence in academic library strategy in the United Kingdom and the Mainland of China) характеризует развитие этой тенденции в названных странах. Данные для исследования получены на базе стратегических документов лучших, согласно мировому рейтингу университетов QS, университетов Великобритании и Материкового Китая, 25 британских и 25 китайских. Временные рамки, заданные стратегическими программами этих вузов, различны — от 4 до 10 лет, в среднем, 4-6 лет. Они различаются также степенью детализации: от концепции до подробных планов. Из представленных документов стратегические планы 38 университетов приняты после 2020 г., поэтому можно предположить, что они отражают текущий взгляд на ИИ, сложившийся после определения национальной политики двух стран. Авторы осуществили контент-анализ упомянутых стратегических планов с подсчетом частотности употребления слов, связанных с ИИ. Согласно результатам исследования, слова «искусственный интеллект/машинное обучение» упомянуты в стратегических планах 24 университетов, из которых 3 находятся в Великобритании, а 21—в Китае; всего количество слов, связанных с ИИ в этих документах, составляет 171; 3% (5 упоминаний) которых относятся к британским университетам, а 97% (165 упоминаний) — к китайским. Несмотря на то, что некоторые библиотеки внедрили какие-то так называемые «умные» или «интеллектуальные» приложения или приложения, основанные на технологиях ИИ, в большинстве библиотек это не составляет пока стратегическую повестку. Сдержанное отношение библиотек к ИИ оценивается авторами как оптимальное. Библиотека, будучи функциональным подразделением университета, обязана выбирать жизнеспособные и обоснованные технологические решения, отвечающие ее роли, и не может следовать всем подряд модным новшествам. Если новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, обработка естественно-языковых текстов, могут способствовать достижению целей или повысить эффективность работы библиотеки, тогда активное освоение этих технологий оправдано.

  

УДК: 004.8:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102772

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001118