Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362