Стратегия веб-контента является относительно новым направлением деятельности в промышленности, в высшем образовании и, соответственно, в библиотеках. Кортни Макдональд (Courtney McDonald), доцент и библиотекарь по работе с пользователями Университета Колорадо в Боулдере, и Хайди Буркхардт (Heidi Burkhardt), менеджер веб-проектов и специалист по контент-стратегии Мичиганского университета, провели интернет-опрос среди 208 специалистов университетских и научных библиотек. В задачи исследования входило выявление текущих тенденций в этой области профессиональной практики и степени институционального участия в стратегии веб-контента в библиотеках. В статье «Стратегия веб-контента на практике в университетских библиотеках» (Web Content Strategy in Practice within Academic Libraries) представлены результаты опроса и предложена построенная на них модель зрелости стратегии веб-контента CONTENT, предназначенная именно для университетских библиотек. Эта модель в настоящее время находится в стадии разработки и будет совершенствоваться на основе дальнейшего взаимодействия с практикующими специалистами.

  

УДК: 027.7:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.12453

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12453

В очередном номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья «Инструменты оценки релевантности в дискавери-средах» (A Framework for Measuring Relevancy in Discovery Environments). Авторы, Блейк Л. Гэлбрит (Blake L. Galbreath), Алекс Меррилл (Alex Merrill) и Кори М. Джонсон (Corey M. Johnson), представляют библиотечную систему Университета штата Вашингтон. Авторы отмечают, что университетские библиотеки повсеместно создают собственные среды обнаружения знаний, однако эффективность этих систем оценивается преимущественно по отзывам пользователей, их удовлетворенности, а также по результатам анализа выполнения задач. В данном исследовании представлены воспроизводимые методы оценки релевантности результатов поиска, а также общей эффективности дискавери-среды на примере платформы Primo компании Ex Libris, используемой в Университете штата Вашингтон. Для оценки релевантности поиска авторы проанализировали библиографию, приводимую в студенческих работах. В контексте данного исследования авторами была разработана и протестирована модель, охватывающая: (1) процесс машинного производства ключевых слов на основе корпуса научных работ с их последующим сравнением с ключевыми словами, созданными человеком, (2) машинный процесс запроса в дискавери-среду с получением поисковых результатов и сравнение последних со списками литературы, приводимой в студенческих работах и (3) четыре метрики для оценки сравнительной эффективности различных поисковых стратегий и релевантности их результатов. Данная модель позволяет выйти за рамки эмоциональной или задачно-ориентированной оценки и увидеть, насколько материалы, процитированные в студенческих работах, соответствуют результатам поиска в дискавери-среде. Поначалу совпадений было выявлено не так много, как ожидалось, и впоследствии, как было продемонстрировано, фасетный поиск оказался более результативным, чем поиск многовариантный. В будущем предполагается осуществить сравнительное (A/B) тестирование существующих конфигураций дискавери-систем обнаружения знаний и ограничителей с оценкой влияния локальных решений на эффективность извлечения информации на разных уровнях с указанием совпадений результатов при различных видах поиска.

  

УДК: 025.4.036

ГРНТИ: 20.23

DOI: 10.6017/ital.v40i2.12835

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12835

В первом номере журнала за 2022 г. опубликована статья Брэди Лунда (Brady Lund) «Сначала стратегия, потом технологии» (Policy Before Technology. Don’t Outkick the Coverage). В погоне за новейшими и интереснейшими технологическими достижениями часто не обращают должного внимания на некоторые аспекты их практического применения. Безусловно, на современном этапе внедрение новейших технологий позволяет библиотеке продемонстрировать свою ценность. Между тем, их использование может иметь дополнительные, потенциально неприятные последствия; в частности, под угрозой оказывается безопасность и конфиденциальность данных, вероятным становится ограничение доступности, риски для здоровья, возникновение барьеров в образовании, распространение ложной информации. В статье рассмотрены две популярные технологии, инновационные для библиотек – виртуальная реальность и анализ данных. С ними, в частности, связаны угрозы, которые можно предусмотреть в стратегических решениях библиотек, например, в виде особых правил использования технологий виртуальной реальности в библиотеке, требующих обязательного инструктажа пользователей. Подчеркивается, что сама библиотека не в состоянии оценить все угрозы и риски использования новейших технологий, хотя это следует сделать до того, как они будут внедрены.

  

УДК: [025.5:004.77]:004.056

ГРНТИ: 19.31; 13.31.11

DOI: 10.6017/ital.v41i1.14773

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/14773

С 23 по 28 июля 2022 г. в Вашингтоне, США, проходила Ежегодная конференция и выставка Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA), первая после пандемии конференция ALA в оффлайн-формате. Библиотекари проявили небывалую активность: число присутствовавших лично составило 7738 (плюс 824 виртуальных участника), число участников выставки (авторы, иллюстраторы, издатели, представители прессы и др.) – 5431. Общее количество зарегистрировавшихся на конференцию достигло 14003.

На конференции громко прозвучали такие темы, как цензура и запрещение книг; культурное разнообразие, равенство и инклюзивность в библиотечном обслуживании; опыт и стратегические решения в период пандемии; финансирование библиотек; безопасность читателей библиотеки и ее работников; доступ к информации; тенденции и цели технологического развития библиотек. Элисон Маркотт (Alison Marcotte) подготовила подробный отчет о профессиональной программе конференции: «К завершению Ежегодной конференции ALA. Очередная встреча библиотечных специалистов в Вашингтоне» (2022 Annual Wrap-Up. Library workers together again in Washington, D.C.). В нем представлены наиболее значимые мероприятия и доклады. Открылась конференция Генеральной сессией ALA, на которой выступили председатель Федеральной комиссии по коммуникации (Federal Communications Commission) Джессика Розенворсел (Jessica Rosenworcel) и покидающая пост Президента ALA Патриция Вонг (Patricia M. Wong). Темой их выступлений и дискуссии было обеспечение широкополосного Интернет-доступа и цифрового равенства; в частности, обсуждались результаты реализации программы e-Rate, предусматривающей предоставление существенной скидки на оплату интернета для школ и библиотек и получившей самую высокую оценку.

В рамках конференции состоялось несколько мероприятий, освещающих работу библиотек с различными категориями читателей, например, представляющими национальные меньшинства, пользователей с ограниченными возможностями: «История американцев азиатского происхождения» (Advancing the Asian American Story), «Культура глухих: стратегия инклюзивности для сообщества слабослышащих» (Deaf Culture: A Strategy for Inclusive Deaf Community Engagement) и др. Ряд мероприятий был посвящен благополучию и безопасности библиотечных работников и пользователей.

Особое внимание привлекает сегодня такая тема, как цензура и право на чтение. Американские специалисты отмечали попытки запрета и уничтожения разнообразных материалов, в том числе, говорилось об инцидентах, имевших место в книжных магазинах и библиотеках. Эта тема вызвала горячие дискуссии участников. С ней перекликалась и другая: «Как вдохновить молодое поколение на защиту социальной справедливости через беседы и дискуссии» (Inspiring the Next Generation to Champion Social Justice through Speech and Debate).

Опыт пандемии заставил библиотекарей переосмыслить роль и место как виртуальных библиотек, так и физического библиотечного пространства. Так, в рамках конференции состоялось заседание на тему «Центр устойчивости: динамические пространства и сервисы библиотеки в активном воспитании у сообщества культуры устойчивости» (Sustainability Hubs in Practice: How Libraries Can Develop Dynamic Spaces and Services to Help Foster an Action-Based Sustainability Culture in Communities).

Важным моментом является строительство библиотечных зданий, отвечающих как принципам устойчивого развития, так и технологическим задачам, которые решают современные библиотеки — этому была посвящена панельная дискуссия «Все хотят новую библиотеку: планирование, финансирование, строительство вдохновляющих пространств» (Everybody Wants a New Library: Planning, Funding, and Constructing Inspiring Spaces). Участники обсудили, как пространства внутри библиотеки могут быть использованы для привлечения и охвата сообщества и выявления новых пользовательских потребностей. Интересным оказалось обсуждение кампаний по финансированию библиотек «Качественно новый подход к финансированию: оригинальные кампании, изменившие организации» (Transformational Capital Campaigns: Maverick Approaches That Lead to Organization-Changing Projects).

Не могли остаться без внимания библиотекарей вопросы новейших технологий; постоянная секция в рамках конференции носит название «Главные технологические тенденции» (Top Technology Trends). Технологическим вопросам была посвящена сессия «Искусственный интеллект в библиотеках: от обучения к инновациям» (Artificial Intelligence (AI) in Libraries: From Training to Innovation).

  

УДК: [02:061(73)]:021

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/07/20/2022-annual-wrap-up/

В декабре в журнале опубликована работа южнокорейского автора Йонги Но (Younghee Noh) «Изменение пользовательского поведения исследователей в результате пандемии COVID-19» (A study on researcher use behavior changes since COVID-19). В декабре 2019 г. вирус Covid-19 начал распространяться по земному шару, оказывая существенное влияние на политику, экономику, культуру и общество. Воздействие пандемии ощутили на себе и библиотеки; изменения коснулись также потребления информации. Дан обзор программ, осуществленных библиотеками мира в период пандемии. Объектом исследования стала группа ученых, представляющих социально-гуманитарные дисциплины и получающих поддержку Исследовательского фонда Южной Кореи; применен метод полного перебора. Научный статус респондентов — от руководителей групп до соисследователей — всего анкеты были предложены 152 ученым, работающим в 42 организациях. Коэффициент отклика составил 71,05% (108 чел.). Структурно исследование разделено на несколько частей: общая информация, характеристика источников и использования, библиотечные сервисы и требования к ним, стоимость информации и факторы предпочтений, требования к библиотекам, сформировавшиеся вследствие пандемии COVID-19. По каждому из разделов приведены результаты количественного анализа. Автору удалось определить, насколько изменились за указанный период типы потребляемых данных и пути их поиска с использованием электронных и онлайновых ресурсов. Отмечены проблемы доступа и получения оффлайновых данных и печатных материалов, а также технические проблемы. Сделаны предположения относительно будущего развития библиотечных сервисов на основании анализа пользовательского поведения исследователей как потребителей информации. Определены изменения, произошедшие в требованиях к библиотечным сервисам: выделение средств на обеспечение сохранности цифрового контента, бесплатное предоставление издательствами электронных книг и журналов на ограниченный период, заключение временных соглашений, связанных с авторским правом.

  

УДК: 025.5:004.77

ГРНТИ: 20.15.31, 20.51.17, 20.23.29; 13.31.19; 12.41.55

DOI: 10.1177/09610006211033893

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211033893

Статья Эндрю Шентона (Andrew K. Shenton) «Охват/влияние: стратегия демонстрации ценности исследования» (A reach/significance cross-over: a strategy for demonstrating the impact of our research) помогает шире взглянуть на вопросы научно-исследовательской деятельности библиотечных специалистов. Во многих сферах профессиональной и научно-образовательной деятельности критерии охвата и цитируемости публикации используются для демонстрации ее ценности. Данные критерии заставляют заботиться, прежде всего, о статистических показателях. Однако, как доказывает автор статьи, у исследователя есть возможность указать на ценность своей работы через некоторые особенности цитирования его/ее труда в разнообразных источниках. Автор выделяет 10 критериев, через которые можно охарактеризовать как цитируемый документ, так и его автора. Этими критериями, по мнению автора, являются:

• временной период, в течение которого цитируется публикация;

• географический охват цитирования (страны, континенты, т.п., где происходит цитирование);

• языки, на которых цитируется публикация (помимо языка оригинала);

• категория, к которой относится цитирующий публикацию автор (студент, ученый, специалист-практик, консультант, чиновник);

• мотивация цитирующего автора (получение квалификации, решение исследовательской задачи, научные интересы, принятие стратегического/политического решения, предоставление консультации);

• цитирование в различных источниках (в монографии, журнальной статье, в конференционном докладе и т.п.);

• цель цитирования (аргументация, иллюстрация, постановка новой исследовательской проблемы и т.п.);

• актуальность проблематики работы, в которой происходит цитирование;

• тематика (методологические, концептуальные, общие научные вопросы и т.п.);

• сектор информационного мира, к которому отсылает цитирование. В библиотечной сфере это проблематика публичных, университетский, школьных, специальных библиотек — или выходящая за пределы библиотековедения и информатики.

Для характеристики ценности исследования и его влияния в научной сфере можно использовать несколько названных критериев или все одновременно.

  

УДК: 001.83-047.44

ГРНТИ: 12.41.51; 13.31.16

DOI: 10.29173/lirg830

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/830/826

В том же выпуске журнала опубликована статья Уильяма Джейкобса (William Jacobs) и Дэвида Хеллмана (David Hellman) «Не только показатель использования — стратегия отбора литературы в программах научного комплектования» (Beyond usage – Selection strategies for EBA programs). В контексте статьи, научное комплектование – модель приобретения монографий, в которой у библиотеки есть лицензия на доступ к обширному корпусу электронных книг на определённый период времени (обычно год). В конце этого срока библиотека приобретает в постоянное пользование некое количество заглавий за определённую сумму. При том, что существует достаточное количество публикаций о выборе источника научного комплектования с опорой на показатель использования в течение лицензионного периода, процессу принятия решений о приобретении постоянного доступа к монографиям в литературе уделяется недостаточно внимания. Анализ данных об использовании публикаций в Библиотеке Пола Леонарда Университета штата Калифорния в Сан-Франциско (США) показал, что использование монографий в рамках программ научного комплектования год от года существенно разнится, поэтому показатель за один год не обладает долгосрочной ценностью. По этой причине следует ориентироваться на другие факторы. В данном исследовании описана общая политика научного комплектования библиотеки и процесс разработки системы, которая позволяет комплектаторам вносить предложения о приобретении электронных книг по пяти различным программам комплектования через издательства JSTOR, Wiley, Taylor & Francis, Oxford и Springer, а также критерии, которыми они руководствуются в своем выборе. Такими критериями являются: стоимость в расчете на пользователя; использование одного документа; использование по главам; количество несвязанных между собой использований в течение определенного периода (обычно месяц) на уровне документа и глав; тематическое соответствие в зависимости от кампуса и программы обучения.

  

УДК: 025.21 + 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.31.29

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102662

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000010?via%3Dihub

Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686

Статья Йингшен Хуана (Yingshen Huang), Эндрю Кокса (Andrew M. Cox) и Джона Кокса (John Cox) «Искусственный интеллект в стратегии университетских библиотек Великобритании и континентального Китая» (Artificial Intelligence in academic library strategy in the United Kingdom and the Mainland of China) характеризует развитие этой тенденции в названных странах. Данные для исследования получены на базе стратегических документов лучших, согласно мировому рейтингу университетов QS, университетов Великобритании и Материкового Китая, 25 британских и 25 китайских. Временные рамки, заданные стратегическими программами этих вузов, различны — от 4 до 10 лет, в среднем, 4-6 лет. Они различаются также степенью детализации: от концепции до подробных планов. Из представленных документов стратегические планы 38 университетов приняты после 2020 г., поэтому можно предположить, что они отражают текущий взгляд на ИИ, сложившийся после определения национальной политики двух стран. Авторы осуществили контент-анализ упомянутых стратегических планов с подсчетом частотности употребления слов, связанных с ИИ. Согласно результатам исследования, слова «искусственный интеллект/машинное обучение» упомянуты в стратегических планах 24 университетов, из которых 3 находятся в Великобритании, а 21—в Китае; всего количество слов, связанных с ИИ в этих документах, составляет 171; 3% (5 упоминаний) которых относятся к британским университетам, а 97% (165 упоминаний) — к китайским. Несмотря на то, что некоторые библиотеки внедрили какие-то так называемые «умные» или «интеллектуальные» приложения или приложения, основанные на технологиях ИИ, в большинстве библиотек это не составляет пока стратегическую повестку. Сдержанное отношение библиотек к ИИ оценивается авторами как оптимальное. Библиотека, будучи функциональным подразделением университета, обязана выбирать жизнеспособные и обоснованные технологические решения, отвечающие ее роли, и не может следовать всем подряд модным новшествам. Если новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, обработка естественно-языковых текстов, могут способствовать достижению целей или повысить эффективность работы библиотеки, тогда активное освоение этих технологий оправдано.

  

УДК: 004.8:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102772

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001118