16 февраля 2021 г. вышла статья «Самая сложная работа в библиотеке» (Toughest job in the library) автора Яна Д. Гордона (Ian D. Gordon). Цель этой статьи – описание уникальной роли менеджеров среднего звена в библиотеках. Менеджеры среднего звена на оперативном уровне реализуют стратегические директивы, исходящие от высшего руководства библиотеки. Условия работы менеджеров среднего звена, в частности, библиотекарей книговыдачи, можно назвать уникальными, поскольку их работа характеризуется многофункциональностью, многозадачностью и вместе с тем нахождением на переднем крае обслуживания пользовательского сообщества. Вместе с тем библиотеки развиваются, меняют стратегию своей деятельности, внедряют новые услуги, удовлетворяя изменившиеся потребности пользователей. Такая специфика работы может привести к профессиональному выгоранию, изоляции, стрессу. Статья основана на личном разнообразном опыте автора и его размышлениях в качестве главы отдела обслуживания университетской библиотеки. В статье описываются возможности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари, а также навыки и компетенции, необходимые библиотекарям, возглавляющим функциональные отделы.

  

УДК: 023.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-04-2020-0072

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2020-0072/full/html

В тематической колонке редактора журнала Андреа Фальконе (Andrea Falcone) «Перспективы обслуживания», опубликована статья координатора служб доступа и библиотекаря по научным коммуникациям Библиотеки Ньютона Грэшема Государственного университета Сэма Хьюстона (США) Эрин Оуэнс (Erin Owens) «Переосмысление роли персонала отдела книговыдачи в университетских библиотеках» (Rethinking the Role of Circulation Staff in Academic Libraries). Эрин Оуэнс заняла должность руководителя службы доступа библиотеки в 2016 г., а в 2018 г. после объединения службы доступа с межбиблиотечным абонементом, возглавила это объединенное подразделение. В своей работе она столкнулась с тем, что количество физических обращений читателей в библиотеку снижается, так как многие отдают предпочтение удаленному доступу, поэтому библиотечному персоналу приходится переосмысливать и расширять свои профессиональные обязанности для обеспечения эффективной работы в рамках структуры библиотеки. В этой статье Эрин Оуэнс рассказывает о своем поиске новых способов функционирования и взаимодействия с другими отделами, связанных не только с традиционными концепциями обслуживания студентов и преподавателей, но и с актуализацией основной миссии университетской библиотеки.

  

УДК: 025.6

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909259

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909259?src=

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.

Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.

  

УДК: 002.6:001.89+004.65

ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19

DOI: 10.1177/09610006211070282

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282