В очередном номере Library Management опубликована статья-призыв «Не теряйте потенциала кризиса» (Never waste a good crisis). Автор — Линда О’Брайен (Linda O’Brien), Школа бизнеса, Университет Гриффита (Саутпорт, Австралия). Всякий кризис, утверждает она, несет в себе не только угрозы, но и возможности, и в этом смысле пандемия COVID-19 – не исключение. Благодаря экстремальной ситуации, многие изменения, которые уже должны были произойти и планировались, стали происходить в ускоренном темпе; на вопросы, которые стояли перед нами, пришлось срочно искать ответы; мы призвали весь свой творческий потенциал для поисков новых методов работы. Во многом статья — итог размышлений автора на протяжении 30-летней профессиональной деятельности. Автор выделяет две группы возможностей, которые предлагает нам нынешняя ситуация: это движение в сторону открытого доступа на принципах FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования); вторая возможность позволяет нам вдохнуть новую жизнь в библиотечную профессию, использовать цифровые методы работы. Все эти перемены назревали десятилетиями, но произошли, как это обычно бывает, почти мгновенно.

  

УДК: 022.42+27.9

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-11-2020-0165

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-11-2020-0165/full/html

Принципы FAIR (легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования) разработаны с целью обеспечения многократного использования научных и исследовательских данных и должны стать основополагающими для научно-исследовательских и образовательных учреждений. Этой теме посвящена статья Клары Ллебо (Clara Llebot) и Дайаны Кастильо (Diana J. Castillo) из Университета шт. Орегон, США, «Придерживаются ли американские организации принципов FAIR в отношении научных данных? Контент-анализ» (Are Institutional Research Data Policies in the US Supporting the FAIR Principles? A Content Analysis). Рассмотрена политика в отношении исследовательских данных, принятая в «передовых исследовательских учреждениях» США. Авторы анализируют, каким образом принятая научными учреждениями политика в отношении таких данных стимулирует исследователей к соблюдению этих принципов. Использована методика контент-анализа: на основании предшествующих исследований выбран 31 критерий для оценки политики 40 учреждений, в документах которых дано определение научно-исследовательских данных и приведены принципы, которыми должны руководствоваться исследователи. При этом анализ показал, что декларируемые принципы не означают их реализацию. Более того, само понятие FAIR упоминается лишь в одном документе. В половине документов, определяющих политику исследовательских учреждений, говорится об обмене данными; еще в 11 данная концепция присутствует в контексте условий предоставления финансирования. Разделы, посвященные доступу и сохранности данных, составлены в большинстве случаев без учета данных, доступ к которым должен быть открыт для широкой публики. В 29 случаях политика учреждений не предусматривает документирование данных. Авторы утверждают, что разработка политики в соответствии с принципами FAIR может повлиять на то, какую поддержку будут получать исследователи от своей организации.

  

УДК: 001.103:001.89(73)

ГРНТИ: 20.21; 12.31

DOI: 10.7191/jeslib.614

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/614

Статья Кэрри Рассел (Carrie Russell) «Что же такое добросовестное использование: мифы и заблуждения об авторском праве» (Figuring Out Fair Use: Debunking copyright myths and misconceptions) является отрывком из книги того же автора «Все об авторском праве для школьных библиотекарей и специалистов средней школы системы К—12» (Complete Copyright for K–12 Librarians and Educators).

Для управления вопросами, связанными с авторским правом, необходимо осознать, какова цель законодательного обеспечения авторского права и иметь представление о его базовых концепциях – а это исключительные права, общественное достояние, требования по обеспечению защиты, — и применять все доступные библиотекам исключения во благо образовательного сообщества.

Автор последовательно разоблачает наиболее распространенные заблуждения относительно авторского права:

1. «Авторское право существует, чтобы авторы и иные творцы получали денежное вознаграждение за свои произведения». В Конституции США записано, что закон об авторском праве призван «содействовать прогрессу науки и прикладного искусства». Ключевая задача этого закона, отмечает автор, побуждать к созданию и распространению оригинальных, творческих произведений на благо общества. Политика в области авторского права нацелена на содействие общественному благу через обеспечение доступа к произведениям, которые мотивируют к обучению, вдохновляют на творчество, воспитывают хорошо информированных граждан, создают основу для личностного развития.

2. «Правообладатели бесконечно судятся с библиотеками, преподавателями и учебными заведениями». На самом деле число подобных исков невелико. К тому же надо осознавать, что именно библиотеки, школы и вузы используют произведения во имя общественного блага и «содействуют прогрессу науки». Согласно законодательству, эти учреждения (а также архивы, музеи, исторические общества и другие учреждения культуры) обладают особыми правами.

3. «Произведения, защищенные авторским правом, являются собственностью своих создателей или правообладетелей». Иногда ошибочно полагают, что закон об авторском праве есть то же самое, что закон об интеллектуальной собственности и всяческое несанкционированное использование этой «собственности» запрещено. Между тем, закон об авторском праве является предписанием, вмешательством закона в работу рынка – предоставляя правообладателям сохранять монополию на произведение – через эксклюзивное авторское право — во имя общественно-значимых целей.

4. «Существует четкие правила и четкие ответы на возникающие в связи с авторским правом вопросы». На самом деле многие случаи применения закона могут рассматриваться индивидуально.

5. «Добросовестное использование — это нечто сложное в понимании и применении». Между тем, существует 4 фактора, определяющих добросовестность использования (цель использования, природа публикации, объем использования и влияние на рыночную ценность использованного произведения), понимание которых в большинстве случаев позволит принимать решения естественным образом, хотя не всегда эти факторы будут определяющими.

Автор отмечает также, что излишняя предусмотрительность в отношении соблюдения авторских прав в некоторой степени противоречит ценностям библиотечного дела, педагогики, целям авторского права, между тем, принцип добросовестного использования указывает на наилучший путь к обеспечению баланса интересов пользователей и правообладателей.

  

УДК: 027.8 + 347.78.03:021.2

ГРНТИ: 13.31.20; 10.41

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/11/01/figuring-out-fair-use/