В специальном выпуске журнала Journal of eScience Librarianship (том 10, выпуск 1) опубликованы материалы по итогам состоявшегося в марте 2020 г. саммита «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» (Research Data and Preservation, RDAP). Это была одна из первых конференций периода пандемии, состоявшихся в онлайн-формате. Главная тема саммита и номера журнала обозначена как «Взаимодействие через данные» (Connecting Through Data). На своих страницах журнал поместил комментарий к конференции Дженифер Чапут (Jennifer Chaput) «Виртуальное взаимодействие и будущие виртуальные конференции» (Virtual Connections and Virtual Futures), в котором рассмотрены сценарии и формы будущих виртуальных форумов.

Более подробную информацию о саммите «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» можно узнать на сайте: https://rdapassociation.org/summit

  

УДК: 02+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1197

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss1/5

Обсуждение тем, связанных с управлением и обменом научными данными, их совместным и повторным использованием и сохранением, является актуальной задачей для сообщества университетских библиотек. Это задача решается, в том числе, через личное общение, участие в консультациях, программах обучения и тематических мероприятиях, таких как Love Data Week. Это ежегодное международное событие, проводимое библиотеками и другими информационными организациями в США и по всему миру. Из-за пандемии COVID-19 оно прошло в онлайн-формате с 8 по 12 февраля 2021 г. Тема 2021 года: «Данные для лучшего будущего» (Data: Delivering a Better Future).

В статье «Love Data Week 2021 во время COVID-19: контент-анализ мероприятий» (Love Data Week in the time of COVID-19: A content analysis of Love Data Week 2021 events) авторы – Алиса Б. Род (Alisa B. Rod), Марсела Й. Исустер (Marcela Y. Isuster), Мартин Чендлер (Martin Chandler) – анализируют характер и контекст мероприятий в рамках Love Data Week 2021 и дают обзор текущих тенденций в области предоставления научных данных, в частности, о влиянии пандемии COVID-19. Авторы собрали качественную информацию о 242 мероприятиях, проведенных в 37 организациях, и закодировали информацию с помощью метода ручного контент-анализа. Большинство из этих организаций (30) – университеты, а из оставшихся – пять организаций, связанных с информацией (например, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, Национальная медицинская библиотека и Служба данных Великобритании), и еще две – поставщики ресурсов (LabArchives и Springer Nature).

Контент-анализ – это систематический метод кодирования, анализа и вывода значения из качественных типов данных, в том числе неструктурированного текста, такого как описания каких-либо событий. В статье представлены описательные результаты контент-анализа, включая основные темы мероприятий (программное обеспечение или цифровые инструменты, управление исследовательскими данными, осведомленность об услугах или продуктах) и основной формат проведения мероприятий (семинары). Авторы обсуждают значение для будущих исследований проведения Love Data Week и тематических недель в целом как успешного способа увеличения охвата, создания сообщества и отслеживания возникающих тенденций в контексте сервисов научно-исследовательских данных. Материалы, используемые авторами, находятся в открытом доступе на портале Scholars Portal Dataverse: https://doi.org/10.5683/SP3/LZ1GYN

Следующая неделя Love Data Week пройдет с 14 по 18 февраля 2022 г. Тема 2022 года: «Данные для всех» (Data is for everyone) #LoveData22

Регистрация для участия: https://myumi.ch/7ejG9

  

УДК: 002:004+004.65

ГРНТИ: 13.20.31; 20.51; 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.19

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102449

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001403#!

В том же выпуске журнала опубликована статья «Должностные обязанности специалиста по данным в библиотеке и его взгляд на управление научно-исследовательскими данными» (Data Services Librarians’ Responsibilities and Perspectives on Research Data Management). Авторы — Брэдли Уэйд Бишоп (Bradley Wade Bishop), Эшли Орехек (Ashley M. Orehek), Кристофер Икер (Christopher Eaker), Плато Смит (Plato L. Smith). Данное исследование является частью серии работ, посвященных роли библиотекарей и перспективам развития сервисов управления научно-исследовательскими данными в высшем образовании. На основе анализа опыта специалистов определяются функции, которые выполняет библиотекарь в рамках реализации данного сервиса, а также возможности их совершенствования для удовлетворения потребностей академического сообщества. На базе предшествующих исследований авторы определяют контекст, в котором реализуются данные сервисы, а также очерчивают круг данных, которые понадобились им для качественного исследования должностных обязанностей специалистов и задач, которые они решают. Специалисты, принявшие участие в опросе, представляли 10 государственных и 10 частных университетов, вошедших в рейтинг лучших университетов США 2020 г. Им было задано 30 вопросов об их должностных обязанностях и перспективах управления научно-исследовательскими данными. Интервью были записаны и расшифрованы. Стенограммы подверглись анализу в NVivo с использованием методов обоснованной теории: открытого, осевого и избирательного кодирования. На основании ответов респондентов и синонимичных значений была проведена классификация и определены основные направления работы и развития данных сервисов. Построена матрица должностных обязанностей библиотечных специалистов по данным, на основании которой могут строиться дальнейшие исследования и учебные курсы, происходить специализация в профессиональной сфере. Эти обязанности включают в себя: поиск вторичных данных, анализ планов по управлению данными, осуществление информирования, обучение управлению научно-исследовательскими данными. В некоторых случаях к этим обязанностям относится также курирование данных и управление репозиторием организации. Результаты исследования могут оказаться полезными для подготовки библиотечных кадров, при приеме специалистов на работу, при решении задач управления научно-исследовательскими данными.

  

УДК: 023.5:027.7; 004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 14.35; 12.41.55

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1226

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/4/

Авторы из Техасского аграрно-механического университета (США) – Чжихун Сюй (Zhihong Xu), Джон Уоттс (John Watts), Сара Бэнкстон (Sarah Bankston) и Лора Саре (Laura Sare) – в статье «Депонирование данных: изучение удобства использования Техасского репозитория» (Depositing Data: A Usability Study of the Texas Data Repository) исследуют опыт работы с репозиторием новых пользователей, незнакомых ранее с его интерфейсом, и предлагают возможные пути совершенствования.

Техасский репозиторий данных (Texas Data Repository, TDR) — это объединенная система управления научно-исследовательскими данными учреждений-членов Техасской цифровой библиотеки, мультиуниверситетского консорциума высших учебных заведений штата Техас. Это платформа для публикации, обмена и архивирования данных, созданных преподавателями, сотрудниками и студентами. Репозиторий (https://dataverse.tdl.org) был создан в 2017 г.; он использует программное обеспечение Dataverse Project, приложение с открытым исходным кодом, разработанное Гарвардским университетом. Техасский репозиторий данных призван «сделать научно-исследовательские материалы бесплатными для всех, в любом месте и в любое время»; исследователи могут публиковать и сохранять данные в соответствии с требованиями финансирующих организаций и научных журналов. В нем можно размещать наборы данных малого и среднего размера, не содержащие конфиденциальной или чувствительной информации, поскольку данные рекомендуется делать общедоступными. Депонированные данные, относящиеся к любой научной дисциплине, могут быть представлены в файле любого типа, что позволяет загружать файлы README и другую дополнительную документацию. К основным преимуществам репозитория относятся возможность формирования и хранения наборов данных, отслеживание версий и присвоение наборам данных цифрового идентификатора объекта для цитирования. Применяется гибридная модель обслуживания, в которой организации-участники могут корректировать необходимые им услуги в зависимости от потребностей и имеющегося персонала. В Техасском аграрно-механическом университете используется модель самостоятельного депонирования с техподдержкой по мере необходимости (в виде семинаров, онлайн-руководств и консультаций).

В ходе исследования авторы провели анализ собранных количественных (т.е. описательных статистических данных) и качественных данных (протоколов по методике «мышление вслух»). Результаты показали, что пользователи в целом были удовлетворены работой с репозиторием. Однако большинство участников испытывали трудности с пониманием разницы между коллекцией данных и набором данных; кроме того они часто считали добавление или редактирование метаданных совершенно непосильным. Также заполнение различных полей метаданных требовало от участников приобретения новых навыков курирования данных. Основываясь на полученных результатах, авторы дают некоторые рекомендации: необходимость разработки эффективных учебных пособий (в виде коротких видео или комбинации письменных и графических инструкций) и обучения основным концепциям депонирования данных и навигации по интерфейсу платформы и пр. Авторы отмечают, что методы, описанные в статье, могут быть применены для дополнительных исследований в различных моделях репозиториев и сервисов.

  

УДК: 001.103.2+001.89

ГРНТИ: 20.15.05, 20.17.17

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1233

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/6/