В февральском выпуске Library Journal в специальном рекламном разделе Деннис Пирс (Dennis Pierce) в статье «Технологические инструменты – новый взгляд и новые возможности» (Tech Tools: Reopening and Beyond) приводит обзор новых и давно существующих продуктов и услуг, призванных экономить время, повышать эффективность работы библиотекарей и помогать обеспечить безопасность для читателей и библиотекарей в условиях пандемии. Среди них: сервис компании Unique – Unique Management Services (https://www.uniquelibrary.com); оборудование для возврата библиотечных книг SafeSystem компании Kingsley (https://www.kingsley.com); системы удаленной и бесконтактной печати, планирования потока посетителей и оплаты компании Comprise Technologies (https://www.comprisetechnologies.com); интегрированный набор облачных приложений для библиотек компании Communico (https://www.communico.us); программное обеспечение для библиотек компании Quipu Group (https://www.quipugroup.com); программные решения Gale Analytics и Gale Engage компании Gale (https://www.gale.com); сервисы OCLC (https://www.oclc.org); системы подсчета посетителей SafeSpace Occupancy Monitor компании SenSource (https://www.sensourceinc.com); автоматы для книг Lending Library и Library Media Box и санитайзеры для книг ILS Book Sanitizer компании International Library Services (https://www.internationallibraryservices.com) и автоматические бесконтактные киоски для ноутбуков и планшетов LaptopsAnytime (https://www.laptopsanytime.com).

  

УДК: 02+616-036.2+614.8.084

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 81.93.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=tech-tools-reopening-and-beyond

В майском номере журнала American Libraries помещен подробный многостраничный «Отчет о развитии библиотечных систем и технологий в сложный период» (2021 Library Systems Report. Advancing library technologies in challenging times). Отчет подготовлен Маршаллом Бридингом (Marshall Breeding) на основании анкетирования производителей информационных систем, а также анализа пресс-релизов, новостей и иной открытой информации. Маршалл Бридинг — независимый консультант, лектор и автор многих публикаций. Является редактором веб-сайта Library Technology Guides. Несмотря на непростые условия, библиотеки не прекращали инвестировать силы и средства в стратегические продукты, прежде всего, в интегрированные библиотечные системы, дискавери-cистемы и особенно в платформенные решения, позволяющие эффективно управлять ресурсами вне зависимости от формата. Автор отмечает мобильность производителей, поддержавших библиотеки в стремительном переходе к цифровому формату в условиях пандемии. В отчете подробно охарактеризованы положение дел и баланс сил в этой сильно консолидированной отрасли, присутствие в ней и активность таких гигантов, как EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest. Названы их новейшие продукты, предложения и решения для библиотек различных типов. Приведена информация по продуктам американских производителей, таких как SirsiDynix, BiblioCommons, TLC, Auto-Graphics, Biblionix, InfoVision, действующих на международном рынке компаний Axiell, Baratz, Infor Library and Information Solutions, а также по предлагающим открытое программное обеспечение компаниям ByWater Solutions, Equinox Open Library Initiative, PTFS Europe. Отдельные разделы отчета посвящены университетским и научным библиотекам, специализированным, публичным и школьным библиотекам с точки зрения их потребностей и реализованных возможностей в отношении информационно-библиотечных систем и продуктов, и обслуживающим их компаниям. Приводятся статистические данные и ссылка на информацию по производителям. Ключевые слова: интегрированные библиотечные системы, дискавери-системы, библиотечные платформенные решения для библиотек, производители библиотечно-информационных систем, пандемия, EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest, библиотеки

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/05/03/2021-library-systems-report/

Процесс вакцинации против вируса COVID-19 в Соединенных Штатах Америки набирает обороты, и библиотеки начинают открываться для обслуживания читателей. Им нужно сообщить посетителям об изменении часов работы, возобновлении обслуживания и о персональных мероприятиях. Главный редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) в своей статье «Маркетинговые платформы» (Marketing Platforms), опубликованной в майском номере журнала Library Journal, предлагает обзор маркетинговых платформ для библиотек, призванных упростить коммуникацию с читателями через социальные сети, электронную почту, информационные бюллетени и СМС-сообщения:

1. Платформа LibraryAware компании EBSCO Information Services предлагает библиотекам набор инструментов для создания профессиональных маркетинговых материалов, включая шаблоны для электронных писем, информационных бюллетеней и кампаний в социальных сетях; электронные списки книг, кольцевые галереи программ и мероприятий и виджеты для веб-сайтов; шаблоны и изображения для печатных плакатов, листовок, закладок и т.п.

2. Платформа автоматизации маркетинга Patron Point компании Patron Point, Inc. помогает библиотекам общаться с пользователями с помощью электронной почты, электронных информационных бюллетеней, социальных сетей, форм и всплывающих окон веб-сайтов, веб-виджетов и СМС-сообщений. Получая данные из любых интегрированных библиотечных систем, платформ электронных книг, баз данных, веб-сайтов библиотек, Patron Point позволяет библиотекам сегментировать пользователей на неограниченное количество групп на основе их поведения и интересов для создания целевых кампаний и обеспечения актуальности электронной рассылки писем и сообщений.

3. Облачная маркетинговая платформа Gale Engage компании Gale предназначена для агрегации и синтеза данных из нескольких библиотечных систем одновременно. Эти данные используются для создания готовых визуализаций, помогающих библиотекарям понять, как пользователи в текущий момент взаимодействуют с библиотечными ресурсами и сервисами.

4. Платформа оптимизации социальных сетей SocialFlow компании The Library Corporation (TLC) помогает выявлять тенденции, отслеживать эффективность кампаний и выстраивать стратегии продвижения в социальных сетях и планирования контента.

5. Платформа Wise некоммерческой организации OCLC сочетает в себе функции интегрированной библиотечной системы и функции системы управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов (customer relationship management, CRM).

6. Комплексная автоматизированная маркетинговая система Community Engagement Platform (CEP) компании SirsiDynix использует данные интегрированной библиотечной системы для создания «умных списков» пользователей по различным категориям в зависимости от демографических данных и уровня активности. Эти данные помогают планировать специальные целевые кампании.

7. Платформа Vega компании Innovative Interfaces Inc. (компания Innovative Interfaces Inc. была приобретена ProQuest в январе 2020 г.) представляет собой многомодульную систему, предоставляющую библиотекам широкий спектр возможностей поиска и представления цифрового контента.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Marketing-Platforms-Product-Spotlight

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

В своей статье «Новая нормальность в глобальном масштабе. «Новая модель библиотеки» OCLC» (A Global New Normal. Applying the OCLC New Model Library to international institutions) Кэрри Смит (Carrie Smith) представила обзор одного из мероприятий состоявшихся в рамках ежегодной конференции ALA. Пандемия COVID-19 отступила, но библиотеки не перестают находить новые способы реализации своей миссии, которые отражают их непосредственный опыт функционирования в экстремальных условиях. Этому на Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (Чикаго, США, 22–27 июня 2023 г.) была посвящена сессия «От пандемии к эндемии: мировой опыт и перспективы в рамках «Новой модели библиотеки» OCLC», которая собрала представителей трех континентов и собственно разработчиков модели. В задачи проведенного OCLC исследования входил поиск сходства и ключевых различий в связанном с пандемией опыте библиотек всего мира. В 2020 г. исследователи OCLC обратились к руководителям библиотек в 29 странах с вопросами о том, как они преодолевают ограничения, связанные с COVID-19. Результаты опроса позволили нарисовать картину того, как библиотеки адаптируются к изменениям, в частности, в отношении условий труда, физических и цифровых ресурсов, межличностной коммуникации. Результаты исследования были опубликованы в конце 2021 года под заголовком «Новая модель библиотеки: пандемия и направления развития библиотек» (New Model Library: Pandemic Effects and Library Directions). В этом документе полученные данные были сгруппированы по четырем разделам: адаптивность, сотрудничество, виртуализация и пространство. «Новая модель библиотеки» призвана помочь библиотекам находить общий язык с коллегами и партнерами, внедрять новые идеи и развиваться в новых направлениях, а также делиться своим опытом в наступившей эпохе перемен.

  

УДК: 021.6(100) + 004:02

ГРНТИ: 13.13.17, 13.13.19; 20.15.17

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/a-global-new-normal/