В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В очередном номере журнала опубликовано исследование Амелии Родарт (Amelia Rodarte) и Эбби Мор (Abby Moore) «Эффективность удаленной работы глазами специалистов университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Academic Librarians’ Perceptions of Productivity While Working from Home During the COVID-19 Pandemic), проведенное в форме опроса. Анкеты были разосланы по электронной почте членам Ассоциации библиотек колледжей и университетских библиотек США (Association of College and Research Libraries). Библиотечные сервисы в этих заведениях реализуются, как правило, в физическом пространстве библиотек, но с началом пандемии библиотекарям пришлось адаптироваться к новой рабочей среде с весьма ограниченной поддержкой других специалистов и преподавателей. В целях исследования предпочтение было отдано образовательным учреждениям с количеством студентов очной формы обучения не менее 15000 человек. Отмечается большой интерес библиотекарей к опросу. Было обработано 107 анкет, при этом получено еще 112 откликов из малых учебных заведений, которые в будущем также можно включать в подобные исследования. Для опроса был использован формат IWPQ (Individual Work Performance Questionnaire — анкета для определения индивидуальной производительности труда). Вопросы были сгруппированы по трем разделам: организация рабочего времени, профессиональная деятельность и развитие, а также контрпродуктивный стиль работы (контрпродуктивная деятельность). Приведены многочисленные количественные данные, в публикацию включены диаграммы и таблицы. Представлена история исследований по вопросу удаленной работы библиотекарей. Проведенное исследование показало, что большинство библиотекарей оценивает собственную работу в условиях локдауна как высокоэффективную, при этом их удовлетворенность работой напрямую зависит от ее эффективности. Данное исследование поможет формировать организационную политику библиотек с учетом возможности удаленной работы специалистов. Интересно будет также проследить, как возвращение к нормальному графику повлияет на производительность труда библиотекарей и их удовлетворенность работой.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77]

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.230

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/230

В статье «Перемены в управлении библиотечными подразделениями университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Management Practice Changes in Academic Library Technical Services Departments during the COVID-19 Pandemic) Шон Кеннеди (Sean P. Kennedy) и Мелани Макгур (Melanie J. McGurr) представляют итоги проведенного исследования. Пандемия COVID-19 принесла университетским библиотекам множество нежданных перемен. Функциональные библиотечные подразделения оказались в наиболее сложном положении именно по роду своей деятельности. В ответ на перемены, продиктованные пандемией, менеджеры библиотечных подразделений вынуждены были искать пути сохранения эффективности обслуживания и одновременно управления изменившимися условиями труда и взаимодействия с сотрудниками, работающими удаленно. В статье приводится и анализируется задокументированная информация, полученная от менеджеров библиотечных подразделений. Участниками онлайнового опроса стали представители восьми академических библиотек, и руководители подразделений, откликнувшиеся на электронную рассылку (ALA Core, ACRL Tech Srv, ACRL ULS, AUTOCAT, Eril-l, OCLC-CAT, OVGTSL и Core Metadata), проведенную летом 2021 г. Всего 126 человек предоставили данные в полном объеме, достаточном для анализа. Руководители подразделений отмечали высокую степень влияния происходивших перемен на их обычные методы управления. Самые большие перемены были связаны с коммуникацией и балансом работа/жизнь. Довольное большое место в ответах занимала тема ментального благополучия сотрудников, которое приходилось поддерживать, внедряя новые практики. В целом, изменения коснулись четырех основных сфер в практике управления названными подразделениями: это коммуникация, ресурсы и поддержка сотрудников, характер работы. Наиболее заметными стали перемены в сфере коммуникации, интенсивность которой возросла вместе с потребностью диверсификации каналов ее распространения. Возвращение университетских библиотек к нормальным, предпандемийным условиям работы потребует от руководителей подразделений умения сочетать прежние ожидания в отношении работы с новой реальностью, к которой сотрудники привыкли в период пандемии. Данное исследование поможет другим библиотекарям при возникновении кризисных ситуаций.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77-048.35]

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.5860/lrts.67n3

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8087/11243