Весной 2021 г. специалисты библиотеки Университета Мальмё, Швеция, Лотти Дортэ (Lotti Dorthé), Элизабет Бергенас (Elisabeth Bergenäs), организовали две фокус-группы из сотрудников библиотеки для разговора о том, как на их работу повлияла пандемия. В статье «Слушать и слышать: эффективное и устойчивое библиотечное обслуживание в пост-пандемийную эпоху» (Why the simple act of listening will help us design strong and sustainable post pandemic library services) они делятся тем, что им удалось узнать. Для участия было отобрано 12 библиотекарей, представляющих разные направления библиотечного обслуживания и различные профессиональные компетенции. Состоялась открытая дискуссия, которая позволила составить картину того, как в новых обстоятельствах изменилась библиотека, рутинные операции, которые выполняют ее сотрудники, и те сервисы, с которыми взаимодействуют читатели. Для обсуждения было предложено два вопроса: как изменились рабочие задачи библиотекарей во время пандемии? какой опыт приобрели специалисты библиотек? Дискуссия развернулась по трем тематическим направлениям: цифровизация, работа в удаленном режиме, а также библиотека как «третье место». Обобщая мнения опрошенных специалистов, авторы статьи указывают на то, что некоторые из процессов оказались более эффективными для онлайн-формата, чем остальные — например, короткие совещания, обучающие и образовательные мероприятия, семинары для научных работников. Тем не менее, физическое присутствие библиотекаря в библиотеке по-прежнему необходимо. Формальное и неформальное общение помогает воспитывать профессиональную культуру и находить взаимопонимание, внушает чувство сопричастности. Следует прислушаться к мнению библиотекарей, каких бы малых деталей оно ни касалось, каким бы многослойным ни был их опыт — он укажет направление для устойчивого развития библиотек.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43

DOI: 10.18352/lq.10931

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10931

Статья приглашенного редактора Лео Вайерса (Leo Waaijers) «Новая актуальность научных библиотек» (Towards a new relevance for research libraries) носит отчасти полемический характер. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в 1455 г. часто сравнивают с изобретением Всемирной паутины в 1991 г. Тимом Бернерсом-Ли с точки зрения обеспечения доступности информации. Оба этих события знаменуют социальный прорыв с далеко идущими последствиями. Появление печатного пресса привело к упадку монастырских библиотек с их скрипториями как очагов знаний и развития науки, уступивших в этом качестве место университетским библиотекам и издательствам. В результате цифровой революции, утверждает автор, происходит маргинализация университетских библиотек. Он отмечает, что пакетная подписка на электронные журналы и базы данных, а затем и книги через крупнейшие издательства и подписные агентства существенно изменила роль библиотек и библиотекарей, например, специалистов справочно-библиографических служб и комплектаторов. Безусловно, Всемирная сеть стала очередной революцией в распространении знаний, которую приветствовало академическое сообщество. Кульминацией этого процесса является движение Открытой науки. Академическое сообщество заинтересовано в оперативном и открытом доступе к научно-исследовательской информации, о чем говорят многие международные документы: Будапештская инициатива открытого доступа (2002), Заявление об открытом доступе к изданиям, принятое в Бетезде (2003), и Берлинская декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию (2003).

В новой формируемой модели открытого доступа к научному знанию автор видит роль университетских библиотек в следующем:

— независимое консультирование и информирование авторов и администраторов научных учреждений о новых формах публикации (препринтах, научном рецензировании помимо журнальных издательств, о журналах «бриллиантового» открытого доступа);

— инициация «бриллиантовых» журналов, принимающих рецензированные препринты;

— распространение «Семи руководящих принципов для обеспечения открытой научно-исследовательской информации» (Seven Guiding Principles for Open Research Information) среди финансирующих институтов и членов университетских советов;

— подготовка институциональных репозиториев к использованию искусственного интеллекта, начиная с обеспечения переносимости данных.

«Бриллиантовый» открытый доступ относится к модели научных публикаций, при которой журналы и платформы не взимают плату ни с авторов, ни с читателей. Журналы Diamond Open Access представляют собой издательские инициативы, управляемые сообществом, академическими кругами и принадлежащие им. Эти журналы и платформы, обслуживая, как правило, небольшие, многоязычные и мультикультурные научные сообщества, воплощают концепцию библиоразнообразия.

  

УДК: 004:021 + 025:[002.1-021.341]

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.53377/lq.13657

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/13657

В контексте появления и развития технологий, при реорганизации или ликвидации тех или иных библиотек и даже в связи с уменьшением количества читателей библиотек встает вопрос о будущем библиотечной профессии и библиотек как таковых. Збигнев Грушка (Zbigniew Gruszka) поднимает эту тему в своей работе «Видение развития библиотек в мире: многоуровневое сравнение» (Do We Have Any L-Vision? Multi-Level Comparison of Selected Global Library Visions). Автор подробно анализирует имеющиеся в мире концепции будущего библиотек, классифицирует их, называет их авторов, анализирует социальные роли, которые предлагаются сегодня библиотекам, с точки зрения социологической и праксеологической теории Пьера Бурдьё, создателя таких концепций, как культурный и социальный капитал, Бурдьё также ввел в употребление термин «праксеология» (от греческого praksis – практика), которым обозначают теорию эффективной организации деятельности.

  

УДК: 021.1

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1515/libri-2021-0049

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2021-0049/html