В первом номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья научного сотрудника Цифровой публичной библиотеки Америки Доминика Берд-Макдевитта (Dominic Byrd-McDevitt) и руководителя службы оцифровки Публичной библиотеки округа Лукас в Толедо (США) Джона Дьюиса (John Dewees) «Сотрудничество Цифровой публичной библиотеки Америки и фонда Викимедиа для расширения использования оцифрованных ресурсов» (Using DPLA and the Wikimedia Foundation to Increase Usage of Digitized Resources).

В начале 2020 г. Цифровая публичная библиотека Америки (Digital Public Library of America, DPLA) запустила проект, в рамках которого ресурсы библиотеки без авторских прав или с открытой лицензией могут быть автоматически скопированы в Викисклад, общее централизованное виртуальное хранилище для изображений, звукозаписей, видеороликов и других мультимедийных файлов, включаемых в страницы Википедии и других проектов фонда Викимедиа. Цель данного проекта – расширение использования материалов цифровых коллекций библиотеки и упрощение включения их в статьи Википедии.

Цифровая публичная библиотека Америки – дискавери-портал, объединяющий оцифрованные ресурсы из более чем 4000 библиотек, архивов и музеев США. Он имеет единый интерфейс, позволяющий осуществлять одновременный поиск по миллионам цифровых записей. Агрегирование этих записей – результат работы Центров контента и Центров обслуживания. Центры контента – это либо организации, непосредственно пополняющие Цифровую публичную библиотеку Америки (такие как Библиотека Конгресса или Библиотека Гарвардского университета), либо цифровые библиотеки, работающие с крупными репозиториями цифрового контента (такими как HathiTrust или Internet Archive). Центры обслуживания выступают в качестве посредников между национальной службой агрегирования и отдельными организациями в штатах или регионах.

Более подробная информация о Цифровой публичной библиотеке Америки (DPLA): https://pro.dp.la/

Данные, предоставленные учреждениями-участниками, проходят отбор с использованием фильтров, и для них создается вики-разметка на основе описательных метаданных, после чего медиафайлы загружаются на сервер с помощью скрипта программной среды Pywikibot. После того, как эти файлы попали в Викисклад, встроить изображения в статьи Википедии несложно, тем самым достигнув цели расширенного использования и доступа к оцифрованным ресурсам. С помощью такого централизованного процесса менее чем за полтора года было загружено более 2,25 млн файлов для 780000 единиц хранения, что стало крупнейшим единовременным пополнением Викисклада за всю историю (более чем в четыре раза по сравнению с предыдущим рекордом). Такой подход обеспечивает простоту размещения материалов в Википедии для учреждений DPLA, так как требуется только описать их собственные цифровые коллекции перед агрегированием, а затем принять редакционные решения в Википедии после загрузки. Предоставление доступа к локальным оцифрованным ресурсам через DPLA, копирование их на Викисклад, а затем встраивание этих изображений в статьи Википедии — отличная возможность познакомить пользователей Интернета с цифровыми коллекциями библиотек, архивов и музеев.

  

УДК: 001.103.2+025.2-028.27

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31; 20.15.31; 19.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13659

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13659

Википедия (Wikipedia) — информационный ресурс, более чем популярный у учащихся высших учебных заведений; при этом считается, что преподаватели вузов не доверяют ему как источнику знаний. Авторы статьи «Википедия в академии: модели использования и восприятие профессорско-преподавательским составом вузов» (Wikipedia and academia: University faculty patterns of use and perceptions of credibility) — Амара Малик (Amara Malik) Мухаммад Рафик (Muhammad Rafiq) и Халид Махмуд (Khalid Mahmood Mahmood) — решили проверить, так ли это и как на самом деле профессорско-преподавательский состав воспринимает, использует Википедию и насколько ей доверяет. Проведено анкетирование 257 представителей университетов, отобранных по методу случайного систематического выбора. Анализ полученных данных показал, что преподаватели университетов используют Википедию во многих целях: как в учебных и исследовательских, так и в досуговых. Они считают Википедию полезным и надежным источником информации и положительно настроены по отношению к проекту. В целом, результаты исследования свидетельствуют о довольно позитивном восприятии преподавателями возможностей использования, пользы и качества информации, представленной в данном ресурсе. Кроме того, исследование показало, что профессорско-преподавательский состав пытается интегрировать ресурс Википедии в учебно-образовательный и научно-исследовательский процессы, разрешая студентам обращаться к ресурсу и цитировать представленную в нем информацию, при этом обучая их критическому и грамотному использованию при поиске, сборе и анализе информации. Тем не менее, авторы подчеркивают необходимость перехода от пассивного потребления информации к активному созданию контента Википедии, подготовке, редактированию, дополнению ее статей. Настоящее исследование призвано углубить понимание содержательности, релевантности и надежности информации в восприятии профессорско-преподавательского состава вузов развивающейся страны (в данном случае, Пакистана) и мира в целом.

  

УДК: [030:004.774]:001.1 + 001.102

ГРНТИ: 20.17.15, 20.23.17

DOI: 10.1177/09610006231190652

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231190652