Обсуждение тем, связанных с управлением и обменом научными данными, их совместным и повторным использованием и сохранением, является актуальной задачей для сообщества университетских библиотек. Это задача решается, в том числе, через личное общение, участие в консультациях, программах обучения и тематических мероприятиях, таких как Love Data Week. Это ежегодное международное событие, проводимое библиотеками и другими информационными организациями в США и по всему миру. Из-за пандемии COVID-19 оно прошло в онлайн-формате с 8 по 12 февраля 2021 г. Тема 2021 года: «Данные для лучшего будущего» (Data: Delivering a Better Future).

В статье «Love Data Week 2021 во время COVID-19: контент-анализ мероприятий» (Love Data Week in the time of COVID-19: A content analysis of Love Data Week 2021 events) авторы – Алиса Б. Род (Alisa B. Rod), Марсела Й. Исустер (Marcela Y. Isuster), Мартин Чендлер (Martin Chandler) – анализируют характер и контекст мероприятий в рамках Love Data Week 2021 и дают обзор текущих тенденций в области предоставления научных данных, в частности, о влиянии пандемии COVID-19. Авторы собрали качественную информацию о 242 мероприятиях, проведенных в 37 организациях, и закодировали информацию с помощью метода ручного контент-анализа. Большинство из этих организаций (30) – университеты, а из оставшихся – пять организаций, связанных с информацией (например, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, Национальная медицинская библиотека и Служба данных Великобритании), и еще две – поставщики ресурсов (LabArchives и Springer Nature).

Контент-анализ – это систематический метод кодирования, анализа и вывода значения из качественных типов данных, в том числе неструктурированного текста, такого как описания каких-либо событий. В статье представлены описательные результаты контент-анализа, включая основные темы мероприятий (программное обеспечение или цифровые инструменты, управление исследовательскими данными, осведомленность об услугах или продуктах) и основной формат проведения мероприятий (семинары). Авторы обсуждают значение для будущих исследований проведения Love Data Week и тематических недель в целом как успешного способа увеличения охвата, создания сообщества и отслеживания возникающих тенденций в контексте сервисов научно-исследовательских данных. Материалы, используемые авторами, находятся в открытом доступе на портале Scholars Portal Dataverse: https://doi.org/10.5683/SP3/LZ1GYN

Следующая неделя Love Data Week пройдет с 14 по 18 февраля 2022 г. Тема 2022 года: «Данные для всех» (Data is for everyone) #LoveData22

Регистрация для участия: https://myumi.ch/7ejG9

  

УДК: 002:004+004.65

ГРНТИ: 13.20.31; 20.51; 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.19

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102449

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001403#!

В том же выпуске опубликована статья Акхилеша К. С. Ядава (Akhilesh K. S. Yadav) «Ключевые навыки и компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы в среде цифровой библиотеки: контент-анализ объявлений о вакансиях» (Key skills and competencies of LIS professionals in the digital library environment: a content analysis of job advertisements).

Цель исследования — выявление базовых навыков и компетенций в сфере библиотечно-информационного дела, в которых заинтересованы работодатели Индии. В своем исследовании автор отвечал на три вопроса: каковы возможности трудоустройства и статус специалистов в области информационно-библиотечного дела? каковы наиболее желательные и необходимые навыки, которые требуют от соискателей работодатели? кто является основным работодателем в сфере библиотечно-информационного дела?

Сбор данных происходил на базе крупнейшего в Индии еженедельного журнала по поиску работы «Employment News». В журнале публикуются свежие вакансии государственных учреждений центрального и местных правительств, общественных организаций и частных компаний. Журнал не публикует вакансии частных учебных заведений, промышленных организаций и крупных корпораций, поэтому рынок вакансий в библиотечно-информационной сфере представлен в исследовании не полностью. Выпуски журнала, опубликованные в 2016-2020 гг., были проанализированы на предмет поиска вакансий на постоянные, краткосрочные и заместительные позиции, а также выявления необходимых компетенций. Всего рассмотрено 1932 вакансии, представленные в 263 выпусках журнала.

Полученные данные позволяют утверждать, что основными работодателями в библиотечно-информационной сфере являются государственные университетские и школьные библиотеки. Одним из наиболее часто встречающихся требований к соискателю является профессиональный опыт. Кроме того, для работодателей важны такие навыки, как опыт руководства библиотекой или ее подразделением, компьютерные навыки, навыки управления, а также общекультурные навыки. Для высших библиотечных позиций формулируются такие должностные обязанности как управление библиотекой, контроль, закупка (комплектование) книг и журналов.

Названы и систематизированы разнообразные требования к кандидатам на библиотечные должности, например, специализация по отдельной тематике или академической дисциплине для работы с тематическими коллекциями, обладание ученой степенью (главным образом, речь идет о степени бакалавра или окончании аспирантуры в той или иной области науки и техники, библиотековедения, компьютерных наук и т.п.). Часто указывают на необходимость владения иностранными языками (помимо родного [одного из языков Индии] и английского). Навыки руководства библиотекой названы в 574 (14,92%) объявлениях (преимущественно на замещение высших должностей), знание компьютерных технологий и навыки работы с компьютерными системами – в 503 объявлениях (13,08%), управление библиотечными процессами — в 370 объявлениях (9,62%), работа с библиотечной документацией – в 366 объявлениях (9,51%), навыки контроля процессов – в 278 объявлениях (7,23%), технические навыки – в 271 объявлениях (7,04%). Менее одного процента (0,34%) объявлений содержали требование навыков работы с электронными библиотеками. В объявлениях иногда говорилось также об умении работы с перспективными технологиями будущего. Помимо прочего, автор отмечает, что вместо термина «библиотекарь» все чаще используют термин «информационный специалист».

Результаты исследования могут оказаться полезными для будущих специалистов, которые получат представление о том, каких знаний и навыков потребует от них рынок. Учебные заведения в сфере библиотековедения и информатики должны соответственно формировать компетенции, необходимые профессионалам в цифровую эпоху, как технического, технологического, так и общекультурного характера.

  

УДК: 023.5+005.96:021

ГРНТИ: 14.35; 13.31; 20.15.31; 13.15.63

DOI: 10.1108/LM-03-2021-0030

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-03-2021-0030/full/html

Автор Черн Лай Лью (Chern Li Liew) (Школа управления информацией, Университет Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия) представляет статью «Национальные институты по сохранению наследия: политика в сфере социальных сетей и управление рисками. Контент-анализ» (National memory institutions' social media policies and risk management: a content analysis). В современных дискурсах социальные сети воспринимаются организациями как некая возможность, которую необходимо использовать, но иногда и как риск, которого следует избегать или свести к абсолютному минимуму. Автор задается вопросом о том, как строится политика организаций по управлению рисками при взаимодействии с социальными сетями, каким образом происходит регулирование и управление этими процессами и связанными с этим практиками. В настоящее время отсутствует литература, посвященная управлению данными рисками в организациях, призванных сохранять культурную память (библиотеках, архивах, музеях, галереях), для которых, однако, взаимодействие с социальными сетями является необходимостью, продиктованной требованиями гражданского общества. В данном исследовании сделана попытка ликвидировать этот пробел. Названы потенциальные риски (юридические, репутационные, поведенческие) и стратегии их преодоления, принимаемые национальными институтами.

Данное исследование строится на обширном обзоре литературы и анализе политики управления рисками при взаимодействии с социальными сетями в различных сферах деятельности. На этой основе выявлены сопоставляемые характеристики. Названо восемь моделей политики, принятых национальными институтами по сохранению культурного наследия. В рамках контент-анализа определены 8 базовых направлений разработки стратегии организации и 36 характеристик, которые так или иначе должны быть приняты во внимание. К стратегическим направлениям относятся такие вопросы, как управление профилями, управление пользовательской аудиторией, правила использования, защита институциональных интересов, юридическая основа, цели, природа постов в сетях и информация, отсылающая к источнику. Обозначены проблемы в данной области, на которые будет направлено внимание будущих исследователей.

  

УДК: 004.773:316.77

ГРНТИ: 19.31; 13.31, 13.51, 13.71; 31.93.29

DOI: 10.1108/OIR-09-2020-0421

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-09-2020-0421/full/html

Малгожата Федорович-Крушевская (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska), адъюнкт-профессор Института информатики и книговедения Университета Николая Коперника (Торунь, Польша), в статье «Зеленая библиотека как предмет исследования – количественная и качественная перспектива» (Green library as a subject of research – a quantitative and qualitative perspective) проводит анализ научной литературы, посвященной зеленым библиотекам, с первых публикаций по этой тематике и до наших дней. Задачей исследования являлось изучение динамики увеличения числа публикаций о зеленых библиотеках, а также определение тематической структуры научной литературы в этой области.

С 1990-х гг. появляется все больше публикаций, посвященных вопросам устойчивого развития, и в том числе экологической устойчивости применительно к деятельности библиотек. В последние годы библиотеки проводят различные мероприятия, направленные, с одной стороны, на минимизацию негативного воздействия библиотек на окружающую среду за счет их надлежащего управления, а с другой стороны, на формирование услуг, способствующих повышению экологической осведомленности общества. Такие понятия, как зеленые библиотеки, зеленое библиотечное дело и устойчивые библиотеки, уже вошли в терминологию библиотечно-информационных наук и библиотечного дела. В связи с увеличением количества публикаций были предприняты попытки проанализировать их с тем, чтобы разработать теоретическую основу для рассматриваемых явлений и создать типологию тематических областей, определить терминологию и описать эволюцию зеленого библиотечного дела и устойчивого развития библиотек. Были проанализированы научные публикации о зеленых библиотеках 1991-2020 гг., проиндексированные в базе данных Web of Science. Численный прирост публикаций определялся с помощью библиометрического метода, а для характеристики тематической структуры публикаций использовался метод контент-анализа. Количественный анализ литературы о зеленых библиотеках показал, что это новая область, которая не исследуется с постоянной интенсивностью. Время публикации материалов о зеленых библиотеках можно разделить на два периода: так называемый период первых публикаций 1991-2006 гг., в котором были годы с нулевым количеством публикаций, и период 2007-2020 гг. – когда количество публикаций увеличивалось относительно равномерно. Контент-анализ показал, что наиболее частой темой является вопрос зеленого строительства и управления им. Автор отмечает, что период после 2010 г. – это время построения теоретической базы для нового направления исследований, т.е. зеленых библиотек. Период наибольшей издательской активности во второй половине второго десятилетия XXI века связан, по мнению автора, с деятельностью Организации Объединенных Наций по содействию устойчивому развитию и возросшей интенсивностью деятельности IFLA в этой области в то время. В 2016 г. IFLA запустила Международную программу защиты интересов (International Advocacy Programme, IAP). Цель ее заключалась в повышении осведомленности библиотекарей о целях устойчивого развития (ЦУР), которые были включены в принятый в 2015 г. документ ООН под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.».

В качестве практических рекомендаций автор данного исследования отмечает необходимость (в зависимости от финансовых, организационных и человеческих ресурсов библиотек) проведения мероприятий в области экологического образования, создания исходной базы данных о зеленых библиотеках и разработки «кодовой книги», которая может быть использована для определения критериев оценки деятельности библиотек в области экологической устойчивости.

  

УДК: 021.1+502.131.1

ГРНТИ: 13.31.11; 87.01

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0156

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0156/full/html

Сотрудники факультета информационных технологий и коммуникационных наук Университета Тампере (Финляндия) Калерво Ярвелин (Kalervo Järvelin) и Пертти Ваккари (Pertti Vakkari) в статье «Исследования в области библиотечно-информационных наук: контент-анализ журнальных статей за пятидесятилетний период» (LIS research across 50 years: content analysis of journal articles) приводят результаты изучения тематического и методологического содержания публикаций по библиотечно-информационным наукам за 1965-2015 гг.

Авторы провели количественный анализ интеллектуального содержания 1210 статей, опубликованных более чем в 30 англоязычных научных профильных журналах. Использовались репрезентативные данные за 1965, 1985, 2005 и 2015 гг. Статьи были классифицированы по восьми параметрам, охватывающим их содержание и методологию – тематика, научность (соответствие критериям научного знания), социальный уровень объекта исследования, стратегия исследования, метод сбора данных, тип анализа, вид и тип исследования.

За прошедшие 50 лет заметно увеличились как доля, так и абсолютное количество научных статей в профильных журналах. Если в 1965 г. лишь 30% статей носили научный характер, то в 2015 г. соответствующий показатель составил 91%. Это означает, с одной стороны, развитие библиотечно-информационных наук как области исследований, а с другой – отражает ужесточение требований журналов к приему публикаций. Рост абсолютного числа научных статей означает увеличение исследовательской активности в целом. Что касается тематики публикаций – научно-профессиональная коммуникация стала самой популярной темой для исследований (37,4%), за ней следуют хранение и извлечение информации (22,9%), деятельность библиотечно-информационных служб (13,9%) и информационный поиск (13,9%). Этим четырем темам посвящено 88,1% всех научных статей. Авторы отмечают, что снижение количества публикаций, посвященных деятельности библиотечно-информационных служб связано с переориентацией учреждений с обслуживания на поиск информации и разработку соответствующих инструментов. В методологии исследований также произошли изменения – эмпирические стратегии пришли на смену концептуальным, и все большую популярность приобретают опросы, наукометрические методы, эксперименты, тематические и качественные исследования.

Интересно, что, хотя исследования в области библиотечно-информационных наук тематически все больше объединяются по четырем основным направлениям, методологически они становятся все более разнообразными. Авторы делают вывод, что за прошедшие 50 лет исследования в области библиотечно-информационных наук стали более универсальными, но при этом они создают более разностороннее и достоверное описание своих объектов исследования.

  

УДК: 02:002.6+[001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 83.03.45; 12.41.51

DOI: 10.1108/JD-03-2021-0062

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-03-2021-0062/full/html

Принципы FAIR (легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования) разработаны с целью обеспечения многократного использования научных и исследовательских данных и должны стать основополагающими для научно-исследовательских и образовательных учреждений. Этой теме посвящена статья Клары Ллебо (Clara Llebot) и Дайаны Кастильо (Diana J. Castillo) из Университета шт. Орегон, США, «Придерживаются ли американские организации принципов FAIR в отношении научных данных? Контент-анализ» (Are Institutional Research Data Policies in the US Supporting the FAIR Principles? A Content Analysis). Рассмотрена политика в отношении исследовательских данных, принятая в «передовых исследовательских учреждениях» США. Авторы анализируют, каким образом принятая научными учреждениями политика в отношении таких данных стимулирует исследователей к соблюдению этих принципов. Использована методика контент-анализа: на основании предшествующих исследований выбран 31 критерий для оценки политики 40 учреждений, в документах которых дано определение научно-исследовательских данных и приведены принципы, которыми должны руководствоваться исследователи. При этом анализ показал, что декларируемые принципы не означают их реализацию. Более того, само понятие FAIR упоминается лишь в одном документе. В половине документов, определяющих политику исследовательских учреждений, говорится об обмене данными; еще в 11 данная концепция присутствует в контексте условий предоставления финансирования. Разделы, посвященные доступу и сохранности данных, составлены в большинстве случаев без учета данных, доступ к которым должен быть открыт для широкой публики. В 29 случаях политика учреждений не предусматривает документирование данных. Авторы утверждают, что разработка политики в соответствии с принципами FAIR может повлиять на то, какую поддержку будут получать исследователи от своей организации.

  

УДК: 001.103:001.89(73)

ГРНТИ: 20.21; 12.31

DOI: 10.7191/jeslib.614

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/614