В статье «Рекомендации по созданию библиотечных учебных пространств в рамках иерархии атрибутов учебного пространства» (Considerations for creating library learning spaces within a hierarchy of learning space attributes) авторы Дебора Линн Кристофферсен (Deborah Lynn Christoffersen), Клифтон Б. Фарнсворт (Clifton B. Farnsworth), Эван Д. Бингем (Evan D. Bingham) и Джеймс П. Смит (James P. Smith) отмечают, что университетские библиотеки изо всех сил стараются идти в ногу с развитием технологий и связанными с ними изменениями в стратегии преподавания. В связи с этими изменениями возникла, в частности, потребность студентов в пространстве для неформального обучения, и рабочих местах во всех частях кампуса. Как правило, руководители университетов и библиотек не умеют оценивать эти потребности. В этой ситуации очень не хватает рекомендаций по выявлению и планированию необходимых ремонтных работ и модернизации библиотечных помещений. Цель данного исследовательского проекта состоит в разработке такого руководства, которое может быть использовано сотрудниками университетских библиотек для самостоятельного анализа характеристик библиотечных пространств с точки зрения их эффективного использования.

В этом исследовании библиотечное пространство рассматривалось с использованием иерархии потребностей Маслоу по пяти исходным категориям: физиология, безопасность, социальные потребности, признание и самореализация. Таким образом, были определены атрибуты учебного пространства, которые следует учитывать при модификации библиотечных помещений. Метод призван обеспечить поэтапный, организованный и основанный на фактических данных подход к реконструкции библиотек с использованием минимального финансирования для достижения максимального и моментального эффекта.

  

УДК: 027.7+37

ГРНТИ: 13.31; 14.01; 13.20.65; 67.29.31; 81.95.29

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102458

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S009913332100149X?via%3Dihub

В сдвоенном выпуске за сентябрь/октябрь журнала American Libraries опубликована статья ответственного редактора Саллиэнн Прайс (Sallyann Price), посвященная выставке-презентации библиотечного дизайна 2022 г. (2022 Library Design Showcase). Журнал American Libraries ежегодно представляет читателям новые архитектурные проекты библиотек США, в которых найдены новые интересные и эффективные решения в дизайне библиотечных зданий. В этом году, как и в прошлом, представлены строительные проекты, завершенные во время продолжающейся пандемии. С учетом существующих проблем и тенденций обслуживания читателей, таких, например, как увеличение популярности программ на открытом воздухе, для публики продолжают открываться новые объекты и пространства:

1. Библиотечная система округа Фултон (шт. Джорджия), Центральная библиотека в Атланте. В дизайне интерьера обновленной Центральной библиотеки в Атланте приоритет отдается доступности, гибкости и прозрачности: акцент сделан на больших окнах, многоцелевых пространствах для совместной работы и двухэтажном атриуме, огибающем центральную лестницу. Здание получило золотой сертификат Leadership in Energy & Environmental Design (LEED), что подчеркивает приверженность библиотеки принципам устойчивого развития. Рейтинговая система LEED была разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council) как стандарт оценки проектов энергоэффективных и экологически чистых зданий. За счет реновации стало возможным использовать 95% существующей инфраструктуры Центральной библиотеки.

2. Публичная библиотека Шарлотты и Уильяма Блумбергов в Медфорде (шт. Массачусетс). Новая публичная библиотека Медфорда является первой публичной библиотекой в штате Массачусетс с нулевым энергопотреблением; это означает, что она производит больше энергии, чем потребляет. Более 600 солнечных панелей расположены на изогнутых, похожих на корпус корабля, крышах здания. Это архитектурное решение вдохновленно историей города как центра производства клиперов (быстроходных парусных судов). В библиотеке есть многоцелевой конференц-зал на 100 человек, техническая лаборатория, зал местной истории и отдельные читальные залы для взрослых, подростков и детей.

3. Северный филиал Публичной библиотеки Клинтона-Макомба (шт. Мичиган). Одноэтажное здание библиотеки украшено огромным куполом из медных плиток. В библиотеке предусмотрены конференц-залы для проведения мероприятий для всех возрастов. Дизайн здания подчеркивает связь с природой; во дворе библиотеки можно заниматься музыкой и программированием прямо под открытым небом.

4. Публичная библиотека округа Сент-Джо (шт. Индиана), главная библиотека в Саут-Бенде. В ходе реконструкции к библиотеке площадью ок. 8 000 кв. м. был пристроен Общественный учебный центр площадью более 3 500 кв. м. и разбит сад между ними — таким образом, библиотека теперь занимает целый квартал в центре города Саут-Бенд. Общественный учебный центр включает в себя классы, рабочие пространства, многоцелевые, а также аудиторию на 252 места. Внутренний двор напрямую соединяется с залом для мероприятий на первом этаже и кафе в главном вестибюле, что делает его идеальным для проведения программ на свежем воздухе.

5. Библиотека Хейла Университета штата Канзас в Манхэттене. После пожара в 2018 г., уничтожившего большую часть Библиотеки Хейла, администрация библиотеки приняла решение полностью переосмыслить работу главной научно-исследовательской библиотеки штата Канзас с учетом меняющихся потребностей студентов. Отремонтированная библиотека включает в себя новую входную группу, учебные помещения, инновационную лабораторию, а также части сохранившейся оригинальной постройки 1927 г.

6. Библиотеки округа Паско (шт. Флорида), Библиотечно-театральный культурный центр Старки Ранч в Одессе. На планировку Библиотечно-театрального культурного центра Старки Ранч сильное влияние оказал биофильный дизайн — экологичность в интерьере и включение природных материалов, натуральных форм и естественного света в искусственную среду для создания эмоциональной связи человека с окружающим миром. Стеклянные стены и мансардные окна обеспечивают панорамный вид на водно-болотную местность, а главный вход представляет собой стену из живых растений с акцентами из натурального дерева. Во дворе расположена сцена для лекций, программ на открытом воздухе, представлений, кинопоказов и других мероприятий.

7. Новый библиотечный филиал Библиотеки округа Солт-Лейк (штат Юта) в Дейбрейке (2 500 кв. м) спроектирован с учетом потребностей местного сообщества и задействует как внутреннее, так и внешнее пространство. Помимо амфитеатра, предусмотрена ландшафтная тропа, вдоль которой высажены местные растения, а также разбит сад на крыше здания, с которой можно любоваться на окружающие горы. На крыше располагаются также солнечные панели. Благодаря этим элементам библиотека прошла сертификацию LEED Gold и является первым муниципальным зданием с нулевым энергетическим балансом в Юте.

8. Площадь нового здания Главной публичной библиотеки Миссулы (штат Монтана) – 9 900 кв. м. Дизайн главной лестницы, ведущей в здание библиотеки, вдохновлен горными видами за ее стенами. Четыре этажа занимают книги и общественные пространства. В одном здании с библиотекой располагаются еще несколько организаций, в том числе два образовательных центра и Общественная телевизионная компания Миссулы, а также магазин, демонстрационная кухня, генеалогический центр. На крыше предусмотрено пространство для публичных мероприятий.

Всего в статье содержится информация о 13 библиотеках-участниках выставки-презентации, сопровождаемая слайд-шоу из 65 фотографий.

  

УДК: 022:727.012

ГРНТИ: 13.31.91

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/09/01/2022-library-design-showcase/

В своей статье «Не упустить момент: пересмотр концепции библиотеки университетского кампуса» (Embracing the Moment - Reconceptualizing the Campus Library) директор архитектурного бюро Perkins Eastman Джили Меерович (Gili Meerovitch) продемонстрировала понимание миссии и задач университетской библиотеки на современном этапе, которые должны найти отражение в дизайне библиотечного пространства. Важно мыслить стратегически и использовать пространство в соответствии с приоритетами учебного заведения, что подразумевает концептуализацию библиотечных сервисов как неотъемлемого элемента учебного процесса.

Последние два десятилетия академические библиотеки переживают существенный сдвиг, связанный как с развитием цифровых технологий, так и с новой реальностью, которую создала пандемия, а также с признанием важности принципов разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности.

Библиотеки постоянно расширяют диапазон сервисов, которые обеспечивают доступ к информации и тем самым способствуют росту благополучия; они обеспечивают открытый доступ ко все большему количеству материалов, внедряют виртуальные образовательные и обучающие сервисы, развивают партнерские отношения со студенческими объединениями, профессиональными и общественными организациями. Автор характеризует динамику тенденций развития библиотечных пространств, указывая на основные ее векторы: это физическое взаимодействие студентов с библиотекой как значимый опыт в постпандемийную эпоху; организация труда сотрудников библиотеки в гибридном режиме; оборудование помещений для индивидуальной исследовательской работы; внутриуниверситетское сотрудничество и сотрудничество с внешними организациями, сообществом и бизнесом; новая роль библиотеки в реализации потенциала учащихся (через медиа-коллекции) и подготовки их к карьерному развитию; обеспечение равноправия в получении позитивного образовательного опыта. Автор подчеркивает, что руководители библиотек должны рассматривать библиотечное пространство как ценнейший ресурс и инструмент в создании возможностей для библиотекарей, студентов и профессорско-преподавательского состава, а также библиотек и университетов в целом.

  

УДК: 027.7(73):021 + 022.1

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91

DOI: 10.5860/llm.v37i2.7561

 

Источник:

https://llm.corejournals.org/llm/article/view/7561