В четвертом номере журнала за 2021 г. опубликована статья руководителя исследовательской службы библиотеки Университета штата Огайо (США) Мерис Мандернач Лонгмейер (Meris Mandernach Longmeier) «Хакатоны и новый библиотечный ландшафт: 2014-2020 гг.» (Hackathons and Libraries. The Evolving Landscape 2014-2020).

Хакатон — мероприятие соревновательного характера, в рамках которого специалисты из разных областей сообща решают конкретную задачу. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров», однако сегодня хакатоны проводятся не только по программированию. Результатом хакатона является минимальный жизнеспособный продукт, на котором можно протестировать работу идеи. Хакатоны могут длиться от одного дня до недели.

Университетские библиотеки стремятся сегодня развивать культуру кампуса и играть роль «третьего места», не привязанного полностью к одной только научно-исследовательской деятельности. Они не только поддерживают научную деятельность, формальное и неформальное обучение, но и служат многим другим целям, соединяют внутри себя разные сообщества. Поэтому они — идеальное место для проведения различных мероприятий, например, хакатонов, которые вполне соответствуют ключевым задачам библиотек по охвату пользователей, информационно-просветительской деятельности, предоставлению данных, формированию информационной грамотности и общественному служению.

В статье освещен период 2014-2020 гг., когда формировалась практика проведения хакатонов. Автор дает свое определение хакатонам и разнообразным мероприятиям данного типа, указывает на цель и охват каждого из видов. Хакатоны могут быть организованы как университетскими, так и публичными библиотеками, поскольку их физическое пространство позволяет это делать, и во многих случаях читальные залы библиотек уже используются как творческие мастерские. Библиотеки проводят такие мероприятия самостоятельно и в партнерстве с различными сообществами, сами разрабатывают их тематику или выступают в качестве экспертов. Таким образом, библиотеки играют двоякую роль в организации хакатонов: как пространство и как источник. Акцент сделан на использовании библиотечных материалов, данных, рабочих потоков и контента. Приведены многочисленные примеры из практики библиотек и библиография литературы, на которой построено исследование.

«Третье место» — часть городского пространства, активно используемая местным сообществом, но не дом и не работа. Примером может служить кафе, клуб, парк, библиотека. Концепция «третьего места» представлена американским социологом Рэем Ольденбургом (Ray Oldenburg) в его книге «Третье место». Согласно идеям Ольденбурга, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91

DOI: 10.6017/ital.v40i4.13389

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13389