Статья Францишека Кравчика (Franciszek Krawczyk) и Эмануэля Кульчицки (Emanuel Kulczycki) «Почему открытый доступ обвиняют в хищничестве? Влияние «списков хищных журналов» Билла на академические публикации» (How is open access accused of being predatory? The impact of Beall's lists of predatory journals on academic publishing) посвящена анализу публикаций о «хищных» журналах и их характеристиках, позволяющих объединить такие журналы с журналами открытого доступа или провести между ними различие. В статье авторы представляют краткий обзор литературы по данной теме; описывают методы исследования, а также шаги по идентификации публикаций, включенных в настоящий обзор. Результаты исследования состоят из трех частей: анализ подхода Джеффри Билла к «хищным» публикациям (1), определение сходства и различий между подходом Билла и подходом других авторов (2) и анализ отношения других авторов к Биллу и его спискам (3). И наконец, авторы резюмируют наиболее важные стратегии противодействия хищным публикациям и их влияние на дискуссию академического сообщества о хищных публикациях и открытом доступе.

«Хищный журнал» или «хищнический журнал» - это недобросовестный журнал, принимающий и публикующий без предварительного полноценного редактирования и рецензирования статьи низкого качества, включая те, которые имеют признаки плагиата и лженаучности.

Джеффри Билл, американский библиотекарь и библиотековед, в 2010 году сформулировал признаки для определения «хищных» изданий; на основе данных критериев в том же году он представил первый перечень «хищнических» ресурсов - знаменитый «список Билла». Этот список ежегодно обновлялся. В конце 2016 года в него входило 1155 издательств и почти 1300 журналов.

  

УДК: 02+7.061

ГРНТИ: 13.31; 06.56.71

DOI: 10.1016/j.acalib.2020.102271

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133320301622

С 2017 г. в университетских библиотеках Китая в связи с ростом количества патентных заявок было создано около 100 центров информационных услуг по интеллектуальной собственности. В статье «Информационные услуги в области интеллектуальной собственности и их влияние на трансформацию библиотек на примере университетских библиотек Китая» (Intellectual property information services and the impacts on academic libraries’ transformation from the perspective of Chinese university libraries) сотрудники библиотеки Китайского университета нефти (Пекин, КНР) Вэй Ян (Wei Yang) и Тяньлинь Лю (Tianlin Liu) анализируют, является ли создание центров информационных услуг по интеллектуальной собственности перспективным направлением деятельности для университетских библиотек. В статье рассказывается, как организована практика информационных услуг в области интеллектуальной собственности в США, Великобритании, Европе и Индии, а также рассматриваются основные тенденции и проблемы в этой сфере. Авторы отмечают, что благодаря центрам информационных услуг по интеллектуальной собственности университетские библиотеки могут превратиться из простых поставщиков информации в катализаторов инновационного процесса. Организация подобных центров поможет установить более тесные связи между университетами, сообществами и отраслями науки.

  

УДК: 02:004+027.7+347.77/.78

ГРНТИ: 13.31.23; 10.35, 10.41

DOI: 10.1177/03400352211025552

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211025552

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025

Статья Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall) «Публичная библиотека как общественное пространство: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) представляет концепцию публичной библиотеки XXI века и ее эпистемологические функции. Результаты лонгитюдного (длительного) исследования с участием фокус–групп, представляющих пользователей публичных библиотек двух частей Великобритании, вошли в докторскую диссертацию Л. Эпплтона, защита которой состоялась в 2020 г. Сбор данных пришелся на конец длительного периода бюджетных ограничений в отношении публичных библиотек, связанных с глобальным кризисом начала XXI в. Проанализирована роль публичных библиотек Великобритании как публичной среды и способы реализации этой роли через эпистемологические, общественные и политические функции.

Лонгитюдный анализ - научная методика исследования объекта или группы объектов на протяжении длительного периода (как правило, до нескольких лет или десятилетий), за который эти объекты успевают существенным образом поменять свои значимые характеристики.

Исследование с участием территориально-распределенной фокус-группы было разбито на три этапа. Всего в восьми различных библиотечных организациях Англии и Шотландии были собраны 24 фокус-группы: в 2015–2016 гг. (Этап 1), 2016–2017 гг. (Этап 2) и 2017–2018 гг. (Этап 3). Полученные данные подверглись расшифровке, кодированию с использованием NVivo 10 и последующему тематическому анализу. Они могут быть признаны репрезентативными для публичных библиотек Великобритании, как правило, располагающими инклюзивным неоднородным пространством, которое само по себе является коллективной общественной ценностью и в котором происходит генерация интеллектуального капитала и обмен знаниями. Роль публичной библиотеки как общественной среды тесно связана с ее эпистемологическими функциями, реализуемыми в информационном обслуживании, не ограниченном предоставлением доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностных взаимодействий в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Такой обмен есть проявление общественной функции публичных библиотек, которые выступают как платформа, на которой граждане могут принимать активное участие в жизни общества и особенно в демократических процессах.

В отличие от большинства современных работ, исследующих общественное и экономическое влияние библиотек, чаще всего — на основе количественных данных, в данном исследовании демонстрируется эпистемологическая ценность библиотечного обслуживания. Кроме того, важно и то, что объектом изучения в данном случае стали публичные библиотеки, которые часто оказываются на периферии библиотековедческих исследований подобного типа. Показано также, что лонгитюдные исследования территориально-распределенных фокус-групп могут служить источником качественных научных данных для последующего анализа и комплексного рассмотрения научных и общественных проблем.

  

УДК: 027(410):021.1

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91; 04.15

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

Статья Эндрю Шентона (Andrew K. Shenton) «Охват/влияние: стратегия демонстрации ценности исследования» (A reach/significance cross-over: a strategy for demonstrating the impact of our research) помогает шире взглянуть на вопросы научно-исследовательской деятельности библиотечных специалистов. Во многих сферах профессиональной и научно-образовательной деятельности критерии охвата и цитируемости публикации используются для демонстрации ее ценности. Данные критерии заставляют заботиться, прежде всего, о статистических показателях. Однако, как доказывает автор статьи, у исследователя есть возможность указать на ценность своей работы через некоторые особенности цитирования его/ее труда в разнообразных источниках. Автор выделяет 10 критериев, через которые можно охарактеризовать как цитируемый документ, так и его автора. Этими критериями, по мнению автора, являются:

• временной период, в течение которого цитируется публикация;

• географический охват цитирования (страны, континенты, т.п., где происходит цитирование);

• языки, на которых цитируется публикация (помимо языка оригинала);

• категория, к которой относится цитирующий публикацию автор (студент, ученый, специалист-практик, консультант, чиновник);

• мотивация цитирующего автора (получение квалификации, решение исследовательской задачи, научные интересы, принятие стратегического/политического решения, предоставление консультации);

• цитирование в различных источниках (в монографии, журнальной статье, в конференционном докладе и т.п.);

• цель цитирования (аргументация, иллюстрация, постановка новой исследовательской проблемы и т.п.);

• актуальность проблематики работы, в которой происходит цитирование;

• тематика (методологические, концептуальные, общие научные вопросы и т.п.);

• сектор информационного мира, к которому отсылает цитирование. В библиотечной сфере это проблематика публичных, университетский, школьных, специальных библиотек — или выходящая за пределы библиотековедения и информатики.

Для характеристики ценности исследования и его влияния в научной сфере можно использовать несколько названных критериев или все одновременно.

  

УДК: 001.83-047.44

ГРНТИ: 12.41.51; 13.31.16

DOI: 10.29173/lirg830

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/830/826

Тайванские исследователи Эдвард Ши-Це Ван (Edward Shih-Tse Wang), Хун-Чу Лин (Hung-Chou Lin), Ю-Тин Ляо (Yu-Ting Liao) представили свою статью «Влияние социального капитала страниц в социальной сети на социальную идентичность и последовательность поведения ее участников» (Effects of social capital of social networking site on social identity and continuous participant behavior). По мнению авторов, социальный капитал является характеристикой социальной группы, которая способствует координации ее активности; кроме того, социальная идентичность участников группы играет ключевую роль в укреплении групповых связей. Под социальным капиталом страниц в социальной сети (ССС) авторы подразумевают общность языка, социальное доверие и сплоченность участников. Также в фокусе внимания — посредническая роль социальной идентичности. Всего в исследовании приняло участие 444 добровольцев. Для анализа концептуальной модели был применен метод моделирования структурными уравнениями. Результаты анализа показали, что социальное доверие и сплоченность пользователей ССС прямо и существенно зависит от социальной идентичности и постоянства участия членов такого сообщества. Общий язык положительно влияет на социальную идентичность, при этом прямой взаимосвязи его с постоянством участия выявлено не было. Привлечение пользователей к активному и последовательному участию остается для администраторов ССС одной из важнейших задач. Ввиду освоения библиотеками социальных сетей важно иметь представление о факторах, определяющих активное взаимодействие читателей и библиотеки через страницу библиотеки в социальной сети, и на этой основе формировать стратегию эффективного и последовательного читательского участия.

  

УДК: 077:316.77

ГРНТИ: 19.31; 04.41

DOI: 10.1108/OIR-07-2021-0369

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2021-0369/full/html

В статье «Публичная библиотека как пространство общественной жизни: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) авторы, Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall), соотносят роль британских публичных библиотек как сферы общественной жизни с их эпистемологической, социальной и политической функциями. Для лонгитюдного анализа была привлечена фокус-группа из читателей публичных библиотек, проживающих в различных регионах страны. Исследование было реализовано в три этапа. Были собраны данные о 53 активных читателях, входивших в 24 фокус-группы, опрос которых происходил в 8 разных публичных библиотеках Англии и Шотландии в 2015–2016 гг. (фаза 1), 2016–2017 гг. (фаза 2) и 2017–2018 гг. (фаза 3). Данные подверглись транскрипции и кодированию для последующего тематического анализа с использованием программного обеспечения NVivo 10. Было обнаружено, что роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни тесно связана с реализацией эпистемологической функции библиотеки, делая информационное обслуживание более многосторонним и выводя его за пределы предоставления доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностного взаимодействия в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Через этот обмен реализуется также социальная функция публичных библиотек как платформы активного гражданского участия в общественной жизни и, в частности, в демократических процессах. До сих пор работы, посвященные ценности публичных библиотек, в большинстве своем касались социального и/или экономического влияния библиотек и основывались чаще всего на анализе количественных данных. В настоящем же исследовании утверждается фундаментальная эпистемологическая ценность сервисов публичной библиотеки. Это позволяет отнести данную работу к исследованиям в области информационного общества, в которой до сих пор роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни считалась во многом периферийной.

  

УДК: 025.5:027.7+[027.7:021]:165

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

Лесса Кананьопуа Пелайо-Лозада (Lessa Kanani’opua Pelayo-Lozada), автор статьи «Глобальное влияние. От общих профессиональных ценностей – к коллективному действию» (A Global Impact. Transforming shared professional values into collective action), привлекает внимание к общим проблемам и задачам библиотечного сообщества. Эти вопросы были озвучены и обсуждались, в том числе, на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA WLIC), состоявшемся в Дублине (Ирландия) в июле 2023 г., а также на Международной библиотечной конференции и книжной ярмарке в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) в ноябре 2022 г.

В последние несколько лет мы имели возможность убедиться в том, насколько все в нашем мире взаимосвязано. Несмотря на различия в государственном строительстве, ценностях, экономических характеристиках, у всех нас одни и те же человеческие потребности и проблемы. Об общих задачах в экологии говорила на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе IFLA WLIC бывший президент Ирландии Мэри Робинсон. В своей речи на Конгрессе она подчеркнула, что проблемы, связанные с изменением климата, затрагивают население планеты неодинаково, и указала на пять аспектов, характеризующих эту «несправедливость»: расовый, гендерный, межпоколенческий, технологический, природный. Она подчеркнула не только моральный императив, заставляющий говорить об этих проблемах, но и практическую неизбежность диалога на эти темы. Если не предпринимать никаких шагов и не действовать коллективно, мир не станет таким, о каком мы мечтаем, и, возможно, в таком мире не будет места библиотекам.

На конференции в Шардже состоялось множество презентаций, посвященных, в частности, проблемам дезинформации о пандемии COVID-19 и вакцинации, обучению информационной грамотности школьников в гибридной образовательной среде и защите библиотечной профессии. Тематика докладов, представляемых на международных форумах и в профессиональных изданиях, позволяет убедиться в том, что, несмотря на географическую разделенность, библиотечное сообщество решает одни и те же или во многом схожие задачи, поэтому обмен мнениями и опытом в международном масштабе мотивирует к коллективным действиям. То, что происходит на уровне местного сообщества, значимо для региона, страны, мира, – в качестве примера автор ссылается на деятельность Комитета по устойчивому развитию Американской библиотечной ассоциации и Подкомитета по целям устойчивого развития Комитета по международным отношениям ООН. Профессиональные ценности и стандарты являются общими для библиотекарей всего мира.

  

УДК: 02:061.1(100) + 023.5(100)

ГРНТИ: 13.31.11

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/05/01/a-global-impact/

Анжела Мерфи (Angela Murphy) и Элисон Оллереншоу (Alison Olerenshaw) представляют свое исследование «Цифровые данные и тенденции в их практическом применении: влияние инновационных веб-порталов на формирование базы знаний и принятие решений пользователями» (Digital data and practice change: the impact of innovative web portals on user knowledge building and decision-making processes). В их работе приведены сведения о том, как воспринимают такие порталы конечные пользователи с точки зрения доступа к цифровым данным и их использования в различных областях практической деятельности.

Проведено 132 интервью, кроме того, по электронной почте получено 235 анкет конечных пользователей операционно-совместимых рассредоточенных образовательных веб-порталов.

Анализ показал, что пользователям важны простота доступа и использования, а также достоверность данных. Инновационные порталы позволяют преодолевать разобщенность данных и обмениваться ими, облегчают процесс принятия решений. Порталы цифровых данных укрепляют взаимодействие между различными группами пользователей и сообществами, обеспечивая эффективность и позитивность результатов в различных областях научно-исследовательской и практической деятельности. Практическое значение статьи связано с рекомендациями по разработке онлайн-порталов для оптимизации передачи знаний и получения связанных с этим пользовательских преимуществ. Обширные качественные данные о пользовательском опыте взаимодействия с порталами цифровых данных станут основанием для более глубокого понимания восприятия технологий и использования онлайновых данных в практической деятельности.

  

УДК: 004.77 + 077

ГРНТИ: 20.23.25; 19.31

DOI: 10.1108/OIR-08-2021-0403

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-08-2021-0403/full/html

Авторы статьи «Влияние библиотерапии на самооценку незрячих женщин: эксперимент медицинской библиотеки» (Bibliotherapy by medical librarians for the blind females) Марьям Шекофте (Maryam Shekofteh), Элаэ Ахмади (Elaheh Ahmadi), Марьям Казерани (Maryam Kazerani) и Седигхе Салабифар (Sedighe Salabifar) рассказывают о своем квазиэкспериментальном исследовании. Согласие на участие в нем выразили 30 незрячих женщин. Участницы были случайным образом поделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе библиотекарь провел серию библиотерапевтических сеансов при участии консультанта-психолога. Данные были собраны при помощи опросника Куперсмита, популярного инструмента для измерения самооценки. Опросник состоит из 58 пунктов для описания установок личности, ее чувств, идей, реакций на свои состояния. В данном инструменте используются 4 подшкалы: общая самооценка, самооценка в семье, социальная самооценка, образовательная или профессиональная самооценка. Общая самооценка характеризуется отношением к себе в целом, в общих ситуациях. Самооценка в семье относится к обстоятельствам семейной жизни или жизни в родительском доме. Социальная самооценка — оценка самого себя в социальном взаимодействии, а профессиональная самооценка характеризует значимость индивида в профессиональной деятельности. По итогам библиотерапевтических сеансов самооценка участниц экспериментальной группы оказалось выше самооценки женщин в контрольной группе. Средний показатель в экспериментальной группе после сеансов вырос значительно. Самое значительное повышение относится к тем аспектам самооценки, которые относятся к семье, образованию и профессиональной деятельности. Данное исследование подтверждает позитивное влияние библиотерапевтического вмешательства: показатели повысились по каждой из подшкал самооценки. Библиотерапевтическая деятельность библиотекарей медицинских библиотек и психологов помогает решать психологические проблемы незрячих пациентов и иных лиц с ограниченными возможностями. Исследователи предполагают, что необходимо выявлять и другие проблемы, связанные с ментальным здоровьем этой категории читателей.

  

УДК: 021.4:364.65-056.262; 026:61

ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.65

DOI: 10.1177/03400352231172803

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231172803

Эмили Рид (Emily Reed) и Брендан Джонсон (Brendan Johnson) опубликовали статью «Современное влияние теории культурного капитала на университетские библиотеки и потенциал ее применения: обзор литературы» (Overview of cultural capital theory's current impact and potential utility in academic libraries). Цель обзора — познакомить специалистов и руководителей университетских библиотек с теорией культурного капитала Пьера Бурдьё (Pierre Bourdieu). Теория культурного капитала родилась на стыке социологии и теории образования. Люди обладают культурным капиталом в различной степени, в зависимости от их доступа к культурным ресурсам, участия в культурной деятельности и признания их культурным сообществом. Теория культурного капитала подразумевает, что люди могут приобретать культурный капитал в определенных его формах, а те, кто преуспевает в этом, повышают свой социальный статус.

Пьер Бурдьё (1930-2002) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов ХХ века. В своей работе 1986 г. «Формы капитала» французский социолог Пьер Бурдьё разделил культурный капитал на три типа: воплощенный, институционализированный и объективированный.

Воплощенный капитал мы приобретаем в процессе социализации и образования в течение определенного периода времени, что отражается в наших манерах и приобретенных навыках.

Институционализированный культурный капитал — это признанная форма культурного капитала, то, что может быть сертифицировано, например, степень, которой мы обладаем, ранг или должность. Это измеряемый аспект культурного капитала.

Третья форма капитала, объективированный или овеществленный капитал — это отражение материальных вещей, которыми мы обладаем, например, бренды или учебные заведения, которым мы отдаем предпочтения. Часто это определяет наше экономическое положение в обществе и помогает нам сохранять это положение, поскольку оно может передаваться из поколения в поколение, воспроизводя таким образом неравенство в обществе.

Университетские библиотеки естественным образом являются источником приобретения культурного капитала, и многие из них имеют установку на помощь в приобретении этого капитала различными группами учащихся. Авторами предпринят обзор профессиональной литературы в сфере библиотековедения и информатики, позволивший выявить статьи, посвященные вопросам культурного капитала в их связи с проблемами образования, деятельности библиотек и формирования информационной грамотности и цифровых компетенций. В рамках ряда поисковых стратегий были выявлены публикации, затрагивающие данную тематику. Большая часть литературы обнаружена методом предметного поиска и поиска по ключевым словам в научных базах данных, таких как Library & Information Abstracts (LISA), Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA), Library Literature & Information Science, Scopus и Web of Science. При помощи инструмента Scopus CiteScore осуществлен поиск по словосочетанию «культурный капитал» в семи журналах, которые поиск выдавал наиболее часто, а именно: Journal of Librarianship and Information Science, Library and Information Science Research, Journal of Academic Librarianship, College and Research Libraries, Library Quarterly, Communications in Information Literacy и Library Management.

Изначально предполагалось включить в обзор лишь журнальные статьи, однако в конечном итоге анализу подверглись также несколько книг, главы из книг, доклады. Было отобрано 110 источников, из которых 99 составляли журнальные статьи.

Авторы анализируют направления формирования культурного капитала, по которым библиотеки имеют возможность оказывать влияние, такие как образовательная деятельность, обеспечение академической успеваемости, работа с целевыми группами, читательское поведение и книги, оцифровка коллекций и сервисов, продвижение овеществленного капитала через ресурсы, формирование воплощенного капитала через образовательные мероприятия и программы. Названы категории читателей университетской библиотеки, которые безусловно выиграют от реализации стратегии формирования культурного капитала.

Авторы заключают, что теория культурного капитала недостаточно представлена в библиотековедческой литературе, между тем обращение к ней университетских библиотек может положительно сказаться на обслуживании студенческой аудитории. Намечены направления будущих исследований.

  

УДК: 021.1 + 027.7

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102782

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001210