Малгожата Федорович-Крушевская (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska), адъюнкт-профессор Института информатики и книговедения Университета Николая Коперника (Торунь, Польша), в статье «Зеленая библиотека как предмет исследования – количественная и качественная перспектива» (Green library as a subject of research – a quantitative and qualitative perspective) проводит анализ научной литературы, посвященной зеленым библиотекам, с первых публикаций по этой тематике и до наших дней. Задачей исследования являлось изучение динамики увеличения числа публикаций о зеленых библиотеках, а также определение тематической структуры научной литературы в этой области.

С 1990-х гг. появляется все больше публикаций, посвященных вопросам устойчивого развития, и в том числе экологической устойчивости применительно к деятельности библиотек. В последние годы библиотеки проводят различные мероприятия, направленные, с одной стороны, на минимизацию негативного воздействия библиотек на окружающую среду за счет их надлежащего управления, а с другой стороны, на формирование услуг, способствующих повышению экологической осведомленности общества. Такие понятия, как зеленые библиотеки, зеленое библиотечное дело и устойчивые библиотеки, уже вошли в терминологию библиотечно-информационных наук и библиотечного дела. В связи с увеличением количества публикаций были предприняты попытки проанализировать их с тем, чтобы разработать теоретическую основу для рассматриваемых явлений и создать типологию тематических областей, определить терминологию и описать эволюцию зеленого библиотечного дела и устойчивого развития библиотек. Были проанализированы научные публикации о зеленых библиотеках 1991-2020 гг., проиндексированные в базе данных Web of Science. Численный прирост публикаций определялся с помощью библиометрического метода, а для характеристики тематической структуры публикаций использовался метод контент-анализа. Количественный анализ литературы о зеленых библиотеках показал, что это новая область, которая не исследуется с постоянной интенсивностью. Время публикации материалов о зеленых библиотеках можно разделить на два периода: так называемый период первых публикаций 1991-2006 гг., в котором были годы с нулевым количеством публикаций, и период 2007-2020 гг. – когда количество публикаций увеличивалось относительно равномерно. Контент-анализ показал, что наиболее частой темой является вопрос зеленого строительства и управления им. Автор отмечает, что период после 2010 г. – это время построения теоретической базы для нового направления исследований, т.е. зеленых библиотек. Период наибольшей издательской активности во второй половине второго десятилетия XXI века связан, по мнению автора, с деятельностью Организации Объединенных Наций по содействию устойчивому развитию и возросшей интенсивностью деятельности IFLA в этой области в то время. В 2016 г. IFLA запустила Международную программу защиты интересов (International Advocacy Programme, IAP). Цель ее заключалась в повышении осведомленности библиотекарей о целях устойчивого развития (ЦУР), которые были включены в принятый в 2015 г. документ ООН под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.».

В качестве практических рекомендаций автор данного исследования отмечает необходимость (в зависимости от финансовых, организационных и человеческих ресурсов библиотек) проведения мероприятий в области экологического образования, создания исходной базы данных о зеленых библиотеках и разработки «кодовой книги», которая может быть использована для определения критериев оценки деятельности библиотек в области экологической устойчивости.

  

УДК: 021.1+502.131.1

ГРНТИ: 13.31.11; 87.01

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0156

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0156/full/html

Статья О. К. Бинси (O.K. Bincy) и Т. М. Васудевана (T.M. Vasudevan) «Экологическая устойчивость: информированность и практический опыт библиотечных специалистов Университета Каликута» (Environmental sustainability: Awareness and practices among library professionals in University of Calicut) поднимает актуальные проблемы, связанные с устойчивостью развития. Термины «зеленая информационная грамотность» и «экологическая грамотность» используются в исследовании как отличные друг от друга и взаимосвязанные концепции. В то время как концепция «информационной грамотности» для библиотекарей не нова, «зеленая информационная грамотность» мало им знакома, хотя количество литературы по этому вопросу продолжает расти. Зеленая информационная грамотность предполагает, в том числе, знания индивидов, связанные с вопросами экологичности и экологической устойчивости, а также понимание ими важности решений и действий в отношении окружающей среды. Цель воспитания зеленой информационной грамотности, повышения осведомленности в вопросах устойчивого развития и обучения критическому мышлению — изменение поведения индивидов и организаций в отношении окружающей среды. В настоящем исследовании анализируются информированность, установки, практические мероприятия, связанные с экологической устойчивостью и реализуемые библиотекой Университета Каликута (Индия). Исследование охватило библиотечных специалистов, представляющих как центральную библиотеку Университета, так и 35 факультетских библиотек и 20 учебных центров. Данные получены на базе анализа 70 анкет. Как выяснилось, большинство библиотекарей не вполне знакомо с процедурами, отвечающими достижению экологической устойчивости. Тем не менее, идея экологической устойчивости в библиотеках находит у специалистов позитивный отклик. Установлена положительная корреляция информированности библиотечных специалистов об экологических проблемах с реальной «зеленой» активностью и практикой библиотек. Соответствующие инициативы предпринимаются для сохранения шаткого равновесия между библиотечной системой и окружающей средой в широком смысле слова. Зеленые библиотеки стремятся к максимально возможному эффективному использованию природных и возобновляемых ресурсов, минимизации потребления воды и электроэнергии, интеграции естественного ландшафта и растений в архитектурный дизайн библиотеки, чистоте воздуха в помещениях на благо читателей и сотрудников и т.п. В рамках зеленого движения библиотеки создают зеленые комитеты, развивают программы осведомленности о целях устойчивости для библиотечных специалистов, разрабатывают проекты озеленения и иные зеленые проекты, изучают степень осведомленности специалистов и читателей. Таким образом, любая библиотека способна проявить инициативу в рамках зеленого движения с поправкой на локальные и пространственно-временные требования.

Несмотря на то, что экологическая устойчивость не является новой концепцией, общество по-прежнему уделяет не слишком много внимания защите окружающей среды. Тем не менее, это наша общая ответственность перед будущими поколениями.

Представлен обширный обзор литературы по данной теме; полученные данные исследования сведены в таблицы.

  

УДК: 021.1:502.12

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102748

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000873