В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X