Автор статьи «Гораздо больше, чем просто технология: систематический обзор Викиданных в библиотеках» (Much more than a mere technology: A systematic review of Wikidata in libraries) Карим Тарани (Karim Tharani) пишет, что Викиданные набирают популярность в библиотеках как открытая глобальная платформа для совместной работы и обмена метаданными библиотеки. На основе систематического обзора литературы по библиотечным и информационным исследованиям анализируется, как и почему Викиданные используются в библиотеках, а также каковы некоторые преимущества и препятствия, возникшие в результате ранних экспериментов с Викиданными в течение первого десятилетия их существования. Обзор показал, что Викиданные в библиотеках обычно описываются как открытая и многократно используемая база знаний структурированных данных, способная связывать локальные метаданные с сетью глобальных метаданных. Библиотеки начали экспериментировать с Викиданными, чтобы расширить глобальный охват и доступ к своим уникальным коллекциям и работам ученых. Хотя Викиданные обладают большим потенциалом для того, чтобы стать хранилищем для устранения неоднозначности и увязки авторитетных данных, их устойчивая интеграция в библиотечную деятельность остается сложной задачей. Викиданные – это нечто большее, чем просто технология, они предоставляют библиотекарям возможность принять идею социальной справедливости и развивать библиотечное дело на благо мирового общества.

  

УДК: 025.355+025.321

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102326

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000173?via%3Dihub

Процесс вакцинации против вируса COVID-19 в Соединенных Штатах Америки набирает обороты, и библиотеки начинают открываться для обслуживания читателей. Им нужно сообщить посетителям об изменении часов работы, возобновлении обслуживания и о персональных мероприятиях. Главный редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) в своей статье «Маркетинговые платформы» (Marketing Platforms), опубликованной в майском номере журнала Library Journal, предлагает обзор маркетинговых платформ для библиотек, призванных упростить коммуникацию с читателями через социальные сети, электронную почту, информационные бюллетени и СМС-сообщения:

1. Платформа LibraryAware компании EBSCO Information Services предлагает библиотекам набор инструментов для создания профессиональных маркетинговых материалов, включая шаблоны для электронных писем, информационных бюллетеней и кампаний в социальных сетях; электронные списки книг, кольцевые галереи программ и мероприятий и виджеты для веб-сайтов; шаблоны и изображения для печатных плакатов, листовок, закладок и т.п.

2. Платформа автоматизации маркетинга Patron Point компании Patron Point, Inc. помогает библиотекам общаться с пользователями с помощью электронной почты, электронных информационных бюллетеней, социальных сетей, форм и всплывающих окон веб-сайтов, веб-виджетов и СМС-сообщений. Получая данные из любых интегрированных библиотечных систем, платформ электронных книг, баз данных, веб-сайтов библиотек, Patron Point позволяет библиотекам сегментировать пользователей на неограниченное количество групп на основе их поведения и интересов для создания целевых кампаний и обеспечения актуальности электронной рассылки писем и сообщений.

3. Облачная маркетинговая платформа Gale Engage компании Gale предназначена для агрегации и синтеза данных из нескольких библиотечных систем одновременно. Эти данные используются для создания готовых визуализаций, помогающих библиотекарям понять, как пользователи в текущий момент взаимодействуют с библиотечными ресурсами и сервисами.

4. Платформа оптимизации социальных сетей SocialFlow компании The Library Corporation (TLC) помогает выявлять тенденции, отслеживать эффективность кампаний и выстраивать стратегии продвижения в социальных сетях и планирования контента.

5. Платформа Wise некоммерческой организации OCLC сочетает в себе функции интегрированной библиотечной системы и функции системы управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов (customer relationship management, CRM).

6. Комплексная автоматизированная маркетинговая система Community Engagement Platform (CEP) компании SirsiDynix использует данные интегрированной библиотечной системы для создания «умных списков» пользователей по различным категориям в зависимости от демографических данных и уровня активности. Эти данные помогают планировать специальные целевые кампании.

7. Платформа Vega компании Innovative Interfaces Inc. (компания Innovative Interfaces Inc. была приобретена ProQuest в январе 2020 г.) представляет собой многомодульную систему, предоставляющую библиотекам широкий спектр возможностей поиска и представления цифрового контента.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Marketing-Platforms-Product-Spotlight

Пакистанские авторы Аиша Халид (Aesha Khalid), Гулам Фарид Малик (Ghulam Farid Malik) и Халид Махмуд (Khalid Mahmood) посвятили статью «Устойчивое развитие и библиотеки: систематический обзор литературы (2000-2020)» (Sustainable development challenges in libraries: A systematic literature review (2000–2020)) анализу повестки устойчивого развития — сравнительно новой как для самих библиотек, так и для библиотечно-информационной науки, — во всей сложности и многообразии данной проблематики. Анализ строился на принципах PRISMA (выбора предпочтительных компонентов для подготовки систематических обзоров и метаанализов). После уточнения критериев включения-исключения, в базах данных LISA, LISTA, Scopus, Web of Science и Google Scholar за период с 2000 по 2020 г. были отобраны, а затем идентифицированы и рассмотрены объекты-публикации. Результаты анализа выявили многообразие задач, стоящих перед библиотечно-информационной отраслью в связи с повесткой устойчивого развития. Отсутствие стратегии жизнеустойчивости у самих библиотек, в том числе в организации их деятельности, обслуживании, дизайне библиотечных зданий, потребление библиотеками существенных объемов энергетических ресурсов, развитие компьютерных и цифровых технологий как причина быстрого устаревания библиотечного оборудования и чрезмерного по современным меркам «углеродного следа» деятельности библиотек, а также недостаточное представление данной проблематики в библиотечном образовании, — вот задачи, которые предстоит решать библиотекам и ученым отрасли. Сопротивление переменам мешает библиотекам осуществлять долгосрочное планирование с учетом целей устойчивого развития. Преодолев названные ограничительные факторы, библиотеки выиграют и обеспечат свое будущее. Данный обзор поможет библиотекам и руководителям отрасли реализовывать инициативы устойчивого развития, сообразуя их с конкретной спецификой. Авторы также обосновывают необходимость включить повестку устойчивого развития в проблематику библиотечно-информационной науки.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102347

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000380?via%3Dihub

Очередной номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 1 апреля 2021 г., содержит обзор материалов онлайн-конференции CIG MDG Conference Metadata and Discovery, которая прошла с 9 по 11 сентября 2020 г. на платформе Zoom (запись доступна на канале CILIP Metadata & Discovery Group: https://www.youtube.com/channel/UClJYEsN-AGCvOlFKNR98TAw/playlists). В номере представлены следующие материалы:

1. Кэтрин Салливан (Kathryn Sullivan), дискавери-менеджер библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Метаданные в Манчестерском университете: управление большими массивами, проблемы, возможности, взаимодействие и сотрудничество» (Manchester metadata: how managing bigness can provide significant challenges and equivalent opportunities through collaboration and co-operation at University of Manchester), подробно описывает проблемы, возникающие при управлении многоформатным контентом с помощью мультисистемных метаданных, и возможности как внутреннего, так и внешнего сотрудничества.

2. Бетан Раддок (Bethan Ruddock), старший специалист по развитию, JISC; Ширли Казинс (Shirley Cousins), менеджер по обслуживанию, JISC, в докладе «Национальная библиографическая база знаний и Library Hub: последние события и текущие планы» (NBK and Library Hub: recent developments and current plans) представляют обзор услуг JISC Library Hub и Национальной библиографической базы знаний, рассказывают о потенциальных возможностях для совместной деятельности, а также дают рекомендации для «плана М», направленного на упрощение и облегчение управления потоком библиографических метаданных путем устранения ограничений и препятствий для их повторного использования.

3. Наташа Аберроу-Джонс (Natasha Aburrow-Jones), системный библиотекарь Библиотеки адвокатов (Эдинбург, Шотландия) в докладе «Каталогизация сериальных изданий: Обзор панельной дискуссии на конференции MDG 2020 (7-11 сентября 2020 г.)» (Reviewing the serials cataloguing landscape: a panel discussion for the MDG 2020 Conference (7th-11th September, 2020)) подводит итоги панельной дискуссии по каталогизации сериальных изданий, в ходе которой участники обсудили множество вопросов, начиная от "что такое сериальное издание?" и заканчивая "мертв ли MARC в отношении каталогизации сериальных изданий?", а также вопросы, связанные со службами генерации оглавлений, RDA и централизованной индексацией.

4. Томас Михан (Thomas Meehan), руководитель отдела каталогизации и метаданных библиотечных служб Университетского колледжа Лондона в докладе «Реклассификация незападного искусства в библиотеке Университетского колледжа Лондона» (The reclassification of non-Western art at UCL library) рассказывает о проекте, в котором пришлось решать некоторые этические проблемы предвзятого отношения к незападному искусству (особенно в отношении африканского искусства). В статье подробно описываются все пройденные процедуры, технические проблемы и извлеченные уроки, которые могут быть применены к аналогичным небольшим проектам.

5. Д-р Карен Э. Маколей (Karen E. McAulay), Королевская консерватория Шотландии, в докладе «Золушка из Stationers’ Hall: музыка (и метаданные) георгианской эпохи в библиотеках-депозитариях» (The Cinderella of Stationers’ Hall: music (and metadata) in Georgian legal deposit libraries) рассказывает о важности точной и подробной каталогизация нотных записей в исторических музыкальных коллекциях, охраняемых авторским правом Соединенного Королевства и о своей работе в рамках музыкального исследовательского проекта «Claimed From Stationers’ Hall».

6. Мартин Келлехер (Martin Kelleher), менеджер метаданных Ливерпульского университета, в докладе «Преобразование локальных авторитетных заголовков в глобальные с использованием данных OCLC Worldshare в Ливерпульском университете» (Going to the Co-Op: converting authority headings from local to global headings using data from OCLC Worldshare at the University of Liverpool) рассказывает о проблемах, связанных с этим процессом, и поиске путей их решения.

7. Доклад Дженни Мэй (Jenny May), координатора служб метаданных Имперского колледжа Лондона и советника по метаданным Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов, «Темные искусства: партнерство в области метаданных и закупок для повышения ценности библиотек» (Dark arts: partnering metadata and procurement to invoke greater value for libraries) основан на презентации, представленной совместно с Гэвином Филипсом (Gavin Philips) и посвященной работе Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов (SUPC) по обеспечению соблюдения стандартов метаданных в рамках рамочных соглашений о закупках UKUPC.

8. Эмма Бут (Emma Booth), специалист по метаданным электронных ресурсов библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Пропаганда качественных метаданных: готовые к хранению записи MARC и Рамочное соглашение о консорциумах» (Advocating for quality metadata: shelf-ready MARC records and the Joint Consortia Framework Agreement) выступает за качественные метаданные в рамках Рамочного соглашения о консорциумах в отношении готовых к хранению записей MARC. В докладе содержится краткое изложение основных моментов и рекомендаций по результатам оценки качества готовых к хранению метаданных.

9. Алан Данскин (Alan Danskin), менеджер по стандартам метаданных Британской библиотеки, в докладе «Реализация RDA 3R: планы Британской библиотеки» (RDA 3R implementation: British Library plans) рассказывает о планах внедрения RDA 3R в Британской библиотеке и напоминает, что 15 декабря инструментарий RDA переходит на новую версию.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://cdn.ymaws.com/www.cilip.org.uk/resource/collection/F71F19C3-49CF-462D-8165-B07967EE07F0/C&I201.pdf

В своей статье «Применение теории графов в библиотечной сфере — построение фасетной структуры и обзор литературы по вопросу» (Application of graph theory in the library domain — Building a faceted framework based on a literature review) автор, Андреас Люшов (Andreas Lüschow), предлагает принципы структурирования, позволяющие применить теорию графов к библиотечной сфере. Библиотеки хранят огромное количество (мета)данных, между тем лишь малая их толика используется в научных исследованиях, однако другие провайдеры информации, такие как Web of Science, Scopus, Dimensions, Microsoft Academic Graph, Crossref и OpenCitations, выступают в роли систематического источника (мета)данных о научных публикациях и исследованиях. Между тем, библиотечные каталоги представляют собой не менее ценный и исчерпывающий источник информации. С начала 2000-х гг. наука о сетях развивается очень активно, и методы сетевого анализа применяются в изучении данных и феноменов реального мира. Множество источников данных можно представить в виде графа, описывая и сравнивая их характеристики. Такие библиографические данные, как ключевые слова, сведения о цитировании и соавторстве, являются объектом различных исследований и проектов. Поэтому целесообразно было бы и в сфере библиотековедческих исследований применять методы моделирования и анализа графов. Цель данной статьи — предложить ученым и библиотекарям стандартный инструментарий для структурирования научных работ. Для построения такой структуры применимы методы теории графов. Расширяемая структура состоит из множества фасетов, группируемых по пяти категориям (вершины графов, определения ребер графов, цели исследования, характеристики графов, методология), элементы которых могут вступать в произвольные комбинации. Имея в виду такие фасеты, библиотеки могут обращаться к ним как к опорным точкам, предлагая своим пользователям (мета)данные. В данной статье не приводятся формальные определения категорий в такой структуре и не рассматриваются вопросы интеграции с другими научными областями исследований, в которых графы активно используются (например, графы знаний), — это может стать объектом будущих исследований.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211036734

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036734

В седьмом номере журнала опубликована рецензия Томаса М. Дузы (Thomas M. Dousa), специалиста по анализу метаданных Университета Чикаго (штат Иллинойс, США), на книгу профессора факультета информатики Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Джонатана Фернера «Информатика: исследования и другие провокации. Избранные выступления, 2000-2019» (Information Studies and Other Provocations: Selected Talks, 2000–2019, by Jonathan Furner. Sacramento, CA: Library Juice Press, 2021. viii, 320 pp. ISBN 978-1-63400-118-2.). Джонатан Фернер преподает в университете с 1998 г.; в сфере его научных интересов — «история и философия руководства в сфере культуры», область, охватывающая как общие вопросы философии информатики и информационного обслуживания, так и теорию, и историю организации знания. В рецензируемом издании собраны тексты тридцати выступлений Фернера на различных площадках. Тексты сгруппированы по шести тематическим кластерам: «Библиотековедение и информатика», «Философия информации», «Произведения, документы, записи», «Классификации», «Словари и фолксономии», «Информационный поиск и научная коммуникация». Они отражают широту научных интересов автора — ученого и эксперта в области библиотечно-информационных наук. В рецензии подчеркивается, что при всей актуальности проблематики, представленной в антологии, следует, однако, иметь в виду два момента: это их временной характер и жанровое своеобразие текстов, их несколько свободный стиль — это конференционные презентации, лекции, отдельные выступления, которые по существу не являются академическими работами и не вполне отвечают жестким стандартам. При этом в книге приведены ссылки на более формальные авторские версии текстов. Что же касается временного характера текстов, подчеркивает рецензент, то, безусловно, даже за 20 первых лет нового столетия ландшафт библиотечно-информационной теории и практики менялся неоднократно и порой очень существенно. Урок, который могут извлечь читатели – аналитическое осмысление проблем организации знания, приобретение полезной интеллектуальной привычки к аналитическому мышлению. Фернер не случайно назвал свою книгу «провокациями» — в положительном смысле этого слова, это стимул и приглашение к размышлению о проблемах организации знаний.

Кураторство в сфере культуры – это ответственная деятельность, направленная на сохранение ценности произведения (например, литературного), объекта культуры (например, индивидуальных копий звукозаписей), а также культурных событий (например, отдельных инсценировок пьесы), а также обеспечение средств, благодаря которым люди в будущем смогут иметь возможность познакомиться с данной ценностью себе во благо.

  

УДК: 021.4+008

ГРНТИ: 13.31; 20.19, 20.23, 20.51

DOI: 10.1080/01639374.2021.1992555

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1992555

В этом же номере журнала Library Management опубликована статья доцента Департамента архивов, библиотечного дела и музееведения Ионического университета Петроса Костажиоласа (Petros Kostagiolas) и сотрудницы Публичной центральной исторической библиотеки Корфу Анны Кацани (Anna Katsani) «Управление публичными библиотеками во время пандемии COVID-19: систематический обзор литературы по методу PRISMA» (The management of public libraries during COVID-19 pandemic: a systematic literature review through PRISMA method). В статье представлен анализ литературы о воздействии пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность публичных библиотек и о мерах, предпринятых руководством библиотек во время пандемии и в постпандемическую эпоху. Он основан на методе предпочтительных параметров отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses, PRISMA) и охватывает публикации на английском языке, появившиеся в научных онлайн-ресурсах в период с января 2020 г. по июнь 2021 г. Использовались публикации, размещенные в библиографических базах данных (например, Scopus, Pubmed и Google Scholar), в базах данных международных научных, технических и медицинских издательств (например, Emerald Group Publishing, Elsevier-ScienceDirect, Springer, журналы SAGE, Taylor & Francis Online и т.д.), а также в отдельных цифровых репозиториях и онлайн-ресурсах ассоциаций и организаций. Обзор содержит анализ существующих парадигм управления публичными библиотеками, которые можно использовать на организационном, национальном или международном уровне при разработке стратегии для публичных библиотек по окончании пандемии COVID-19. Библиотеки стремятся реагировать на существующий кризис в области здравоохранения как современные, доступные, устойчивые, конкурентоспособные и надежные центры информационных ресурсов, сохраняющие культурное наследие и принципы демократии. В статье подчеркивается особый вклад публичных библиотек в жизнь сообщества, они предоставляют онлайн-услуги и программы, достоверную информацию о здоровье, культуре и образовании, способствуют распространению исследований о COVID-19, информационной грамотности и инновациям.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 20.15.3

DOI: 10.1108/LM-08-2021-0068

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-08-2021-0068/full/html

В октябрьском номере опубликована статья канадских специалистов Хезер Геншорн (Heather Ganshorn) и Зары Премжи (Zahra Premji) «Управление данными для систематических обзоров: необходимость в руководстве» (Data Management for Systematic Reviews: Guidance is Needed). Управление данными — компетенция, соответствующая роли, которую библиотекари могут играть в реализации систематических обзоров (под систематическим обзором авторы понимают все формы синтеза знаний). К данной компетенции авторы относят такие навыки, как использование программного обеспечения сервисов цитирования и систематических обзоров, инструментов извлечения данных, архивация данных и процессов, в том числе отслеживание версий и сбор данных по методу PRISMA. Управление данными в рамках подготовки систематических обзоров и в целях иных способов синтеза знаний осуществляется по-разному: некоторые обзоры базируются на принципах открытой науки, другие остаются недоступными для широкого круга пользователей, что оставляет знание непрозрачным и невоспроизводимым. Стандарты представления полученных данных позволили повысить уровень детализации публикуемых обзоров, а также способствовали более открытому обмену данными, полученными на разных этапах процесса подготовки обзора. Так же, как при планировании любого проекта или при заполнении формы соответствия этическим стандартам, специалисты, выполняющие систематический обзор, должны составить план управления данными, который будет дополнять протокол исследования. В статье приведено краткое описание схемы такого плана по управлению данными конкретно при проведении систематических обзоров. Также представлено сопровождающее данный план руководство LibGuide с примерами, в который пользователи могут вносить собственные дополнения и рекомендации. Разработка модели осуществлена при финансовой поддержке Portage Network.

Систематический обзор – вид научного исследования, представляющий собой анализ опубликованных законченных работ, выполненных учёными или практикующими специалистами с целью оценки и обобщения данных в рамках чётко сформулированного вопроса с использованием заранее определённых методологии и протокола, позволяющих исключить случайные и систематические ошибки, а также для обеспечения полного отчета обо всех имеющихся исследованиях по данной теме, включая серую литературу.

  

УДК: 02:004+004.65

ГРНТИ: 13.31.23; 20.19.21, 20.15.31, 20.23.17, 20.23.21

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1220

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss4/3

Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.

Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.

  

УДК: 002.6:001.89+004.65

ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19

DOI: 10.1177/09610006211070282

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282

В первом выпуске журнала Journal of Academic Librarianship за 2022 г. опубликована статья директора преподавательского центра Университета Невады (США) Мелиссы Боулз-Терри (Melissa Bowels-Terry) и директора центра повышения квалификации преподавательского состава Университета Колорадо в Денвере (США) Карен Собел (Karen Sobel) «Компетенции библиотекарей для методической поддержки преподавательского состава вузов. Обзор и рекомендации» (Librarians as faculty developers: Competencies and recommendations).

Будучи сотрудниками университетских библиотек, авторы делятся опытом методической работы, обучения, высокоэффективного сотрудничества в целях повышения квалификации преподавательского состава. Университетские библиотеки сами по себе не в состоянии взять на себя ту роль, которую исполняют коллаборации библиотек с педагогическими методическими центрами и центрами повышения квалификации преподавателей. Опираясь на автоэтнографический подход, авторы исследуют потенциал такого взаимодействия. Методическая поддержка профессорско-преподавательского состава — это программы и деятельность, направленные на повышение качества преподавания. Роли библиотекаря и методиста пересекаются по двум направлениям: в формировании сообщества и обеспечении ресурсами. Авторы анализируют пересечение задач и целей, а также компетенции этих институтов, и на этой основе выделяют 4 направления для реализации роли университетских библиотекарей: организационное, координационное, методическое, объединяющее.

Автоэтнография — метод качественного исследования, основанный на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом, связывая свою автобиографическую историю с более широкими культурными, политическими, социальными концепциями.

  

УДК: 023.5+027.7:378.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.37.27; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102474

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001658

В первом номере журнала за 2022 г. опубликована статья Андреа Гаспарини (Andrea Gasparini) и Хели Каутонен (Heli Kautonen) «Искусственный интеллект в научной библиотеке — обширный обзор литературы» (Understanding Artificial Intelligence in Research Libraries – Extensive Literature Review). В научном мире искусственный интеллект (ИИ) стал основой различных видов деятельности. Безусловно, он влияет и на то, как осуществляют свои услуги научные и университетские библиотеки и как будут использоваться данные, которые они хранят в своих репозиториях. В настоящее время это сложный и неопределенный ландшафт, в котором библиотечные специалисты и руководители должны сориентироваться. Авторы поставили перед собой задачу определить специфику исследований в данной области. Они предлагают обширный обзор литературы, посвященный самым разным аспектам взаимодействия научной библиотеки и искусственного интеллекта, предполагая, что использование последнего должно быть поднято на уровень стратегии. Проанализированы 126 статей, на основании чего описаны те роли, которые играют библиотеки и библиотекари, пользователи, а также искусственный интеллект в качестве субъекта взаимодействия.

Более четверти публикаций (33) из представленного списка являются докладами; в том числе это работы, посвященные профессиональной роли библиотекаря (14). Между тем, большая часть работ посвящена общим вопросам (79). Сорок одна статья отвечает критериям концептуальной или теоретико-исследовательской работы. Тридцать две работы представляют результаты эмпирических исследований (от частного случая до полномасштабного проекта). Публикации охватывают временной период в 60 лет. Почти половина статей опубликована после 2018 г. (первая публикация относится к 1975 г., последняя — к октябрю 2020 г.).

На основании анализа литературы делается вывод о том, что роль библиотекарей реализуется по 7 направлениям (профессиональное использование инструментов и сервисов ИИ, профессиональная разработка инструментов и сервисов ИИ, защита профессиональных ценностей, исследование перемен, замена человека искусственным интеллектом, партнерское участие в переменах, агент происходящих перемен).

Второй круг вопросов касается роли пользователей (студентов, научных сотрудников, других граждан); она связана с поиском информации, эксплуатацией со стороны ИИ, предвзятостью, участием в сообществе, изучением ИИ-технологий, потреблением ИИ-услуг, участием в создании новых знаний с использованием ИИ, взаимообмен с ИИ, участием в разработке ИИ, действиями в обход библиотекаря.

Роль ИИ как субъекта реализуется в нескольких направлениях: ИИ как инструмент/система, расширение круга человеческих возможностей, замена человеческого труда, «черный ящик», посредничество, роль агента/актора.

Лишь 24 публикации были посвящены проблемам дизайна ИИ в контексте библиотечных процессов: ИИ как интерфейс, человеко-ориентированный дизайн, ориентация на потребности, ИИ как инфраструктура, требования самого ИИ.

В анализе результатов авторы опирались на постгуманистические теории, которые порой ставят под сомнение прежде незыблемые утверждения о первенстве человеческого разума и призывают к глубокому анализу соотношения сил между всеми субъектами взаимодействия с технологиями. Результаты исследования представлены также в табличной форме.

  

УДК: 004.8:02

ГРНТИ: 28.23; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.53377/lq.10934

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10934

Библиотеки хранят все увеличивающийся массив информационных ресурсов в различных форматах, таких как документы, изображения, аудио, видео, микроформы, программное обеспечение, а также цифровой контент и контент, созданный пользователями. Увеличение разнообразия этих ресурсов и новые потребности общества требуют от библиотек изучения новых способов хранения информации и поиска устойчивых технологических решений. Ведение учета печатных ресурсов и растущего объема цифрового контента, соблюдение конфиденциальности, обеспечение безопасности и возможности поиска являются сложными задачами. Применение технологии блокчейн в библиотечной сфере способно решить эти проблемы и повысить общую эффективность работы библиотек.

Коллектив авторов – Мухаммад Сафдар (Muhammad Safdar) из Национального университета наук и технологий (Пакистан), Сайма Кутаб (Saima Qutab) из Школы бизнеса Оклендского университета (Новая Зеландия), Фарасат Шафи Улла (Farasat Shafi Ullah) из системы библиотек Совета Окленда (Новая Зеландия), Надим Сиддик (Nadeem Siddique) из Библиотеки Г. и Б. Раусинг Лахорского университета наук управления (Пакистан) и Мухаммад Аджмал Хан (Muhammad Ajmal Khan) из Университета имама Абдул Рахмана бин Фейсала (Саудовская Аравия) – опубликовал статью «Классификационный обзор литературы об использовании технологии блокчейн в библиотеках: проблемы и возможности» (A mapping review of literature on Blockchain usage by libraries: Challenges and opportunities). В этом исследовании авторы провели систематический сбор и обзор соответствующей литературы с целью определения сферы применения технологии блокчейн в библиотеках, преимуществ этой технологии, а также проблем и последствий, связанных с ее использованием. Авторы изучили англоязычные публикации (кроме книг) за январь-июнь 2021 г. в шести базах данных (Web of Science, Scopus, LISTA, LISA, IEEE и Google Scholar), применив метод предпочтительных параметров отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (PRISMA). После окончательного извлечения данных 21 документ был признан подходящим для обзора.

Авторы разделили использование технологии блокчейн для библиотечных услуг на пять категорий:

1. Ведение документации: библиотеки могут использовать блокчейн для управления своими ресурсами и формирования коллекций. Также технологии блокчейн потенциально могут использоваться для каталогизации библиотечных коллекций, метаданных и схем описания ресурсов (RDF); услуг для читателей (ведение учетных записей, данных о выдаче, возврате, обновлении и резервировании библиотечных материалов, межбиблиотечный абонемент); управления электронными ресурсами и репозиториями.

2. Управление финансами: технологии блокчейн могут предложить инновационные решения для обработки платежей за приобретение ресурсов (подписку на электронные ресурсы, покупку печатных материалов); за пользование библиотекой и штрафы; за доступ к ресурсам и т. д.

3. Безопасность и прозрачность: библиотеки использовали технологии блокчейн для аудита своих ресурсов, защиты библиотечных записей от несанкционированного доступа, управления правами на использование и цифровыми правами (DRM), безопасной аутентификации интеллектуальной собственности и ее защиты.

4. Образование и обучение: управление распределенными записями информационных и научно-исследовательских ресурсов для поддержки информационной и цифровой грамотности пользователей библиотек. Блокчейн может облегчить предоставление открытого (бесплатного) и легкого доступа к учебному контенту (использование цифровых беджей, онлайн-подтверждения об успешном завершении обучения).

5. Cовместное использование ресурсов: в настоящее время в связи с сокращением финансирования библиотекам приходится формировать различного рода партнерские коллаборации. Технологии блокчейн могут помочь библиотекам в этом процессе при записи транзакций, сторонней аутентификации, обмене данными в институциональных хранилищах, цифровом одноранговом обмене и сохранении цифрового происхождения ресурсов и их использования. Благодаря уникальным характеристикам безопасности, прозрачности, децентрализации, эффективности и действенности технологий блокчейн, записи библиотеки могут надежно храниться, извлекаться и совместно использоваться с помощью смарт-контрактов.

В публикациях также отмечается, что недостаточная осведомленность о блокчейн, отсутствие квалифицированного персонала и финансовые ограничения могут препятствовать внедрению этой технологии в библиотеках.

  

УДК: 004.7.056:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 81.93.29

DOI: 10.1177/09610006221090225

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221090225

В четвертом выпуске журнала опубликована статья австралийских авторов Эмилии Белл (Emilia C. Bell) и Мэри Энн Кеннан (Mary Anne Kennan), озаглавленная «Библиотека как агент «мягкой силы»: обзор литературы (The library as soft-power actor: A review). Публикация будет интересна теоретикам науки, в том числе, с точки зрения обоснования миссии библиотек в современных условиях. Обширный повествовательный обзор литературы призван обосновать принадлежность библиотек к источникам и агентам «мягкой силы» и «публичной и культурной дипломатии». Междисциплинарная природа исследования определила его жанр и методологию: обзор литературы на пересечении дисциплин «международные отношения», «библиотековедение и информатика». Приведены определения ключевых концепций: «мягкая сила», «публичная дипломатия» и «культурная дипломатия».

«Мягкая сила» или «мягкая власть» (soft power) — теория, разработанная во второй половине 1980-х годов Дж. Наем (Joseph S. Nye) — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а не принуждения. Она направлена на формирование привлекательной культурной или идеологической повестки и подразумевает добровольный выбор тех, на кого она обращена. Практическим инструментом реализации такой силы является публичная дипломатия.

Публичная дипломатия — меры, нацеленные на изучение и информирование зарубежной аудитории и на установление контактов.

Культурная дипломатия — вид публичной дипломатии и часть политики «мягкой силы», включающая в себя «обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между государствами и населяющими их народами с целью укрепления взаимопонимания». Задача культурной дипломатии заключается в укреплении отношений, повышении социально-культурного сотрудничества, продвижении национальных интересов, понимания национальных идеалов и институций и поддержки своих политических и экономических целей.

Данный обзор состоит из четырех частей: в первой охарактеризованы исследования, посвященные истории вопроса; во второй рассмотрены теоретические вопросы, связанные с глобализацией и деятельностью международных библиотечно-информационных организаций. Третья часть посвящена культурной дипломатии и соответствующей деятельности галерей, архивов, музеев и библиотек. В фокусе четвертой части — анализ взаимосвязи мягкой силы и языка, главным образом, на основе анализа межбиблиотечных коммуникаций. Подчеркивается значение дискурса «мягкой силы», отсутствующего в методологии соответствующих библиотечно-информационных исследований. В целом, автор указывает на недостающие звенья в массиве данных исследований. Во-первых, публикации на эту тему крайне немногочисленны; более того, роль библиотек в культурной дипломатии остается недооцененной. Во-вторых, те немногие источники, которые существуют по этому вопросу, являются преимущественно историографическими и игнорируют современный контекст. И наконец, в литературе по данному вопросу часто преобладает институционально-либеральный взгляд, часто игнорирующий негативные и гегемонистские аспекты действия «мягкой силы». Таким образом, тема библиотек и их роли как игроков на поле «мягкой силы» является областью, представляющей большие возможности для будущих исследований, направленных на понимание миссии и задач библиотек на политической и международной аренах.

  

УДК: 021.1 + 02(100)

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211054113

 

Источник:

https://repository.ifla.org/handle/123456789/2317

В том же номере журнала Джейн Хаммонс (Jane Hammons) из Университета шт. Огайо, США, публикует исследование, построенное на анализе тематических публикаций и озаглавленное «Модель информационной грамотности с ориентацией на потребности преподавательского состава. Обзор публикаций по проблеме повышения квалификации преподавателей» (The faculty-focused model of information literacy. Insights from the faculty development literature). В модели информационной грамотности (ИГ), ориентированной на профессорско-преподавательский состав (которую описывают иногда как задачу «научить учителя»), библиотекари играют ключевую роль и отдают этой работе значительную часть своего времени. Условием принятия данного подхода является доказанная эффективность такого обучения и позитивные перемены в образовательном процессе, затрагивающие как преподавателей, так и учащихся. Автор рассматривает тематическую литературу с точки зрения потенциала реализации подхода, ориентированного на преподавательский состав образовательного учреждения, в области информационной грамотности. Кроме того, в рассмотренной литературе автором выделены такие вопросы, как подготовка, опыт, личностные качества библиотекарей, осуществляющих такое обучение. Публикации первоначально отбирались с использованием сервисов EBSCO Discovery и Google Scholar, а затем к выборке были добавлены последние публикации из журналов, посвященные проблемам повышения квалификации преподавателей вузов To Improve the Academy, International Journal for Academic Development и Journal of Faculty Development. Анализ показал, что модель обучения ИГ с фокусом на преподавательскую аудиторию способствует внедрению обучения ИГ в академические программы, а также утверждению ключевой роли библиотекарей на этом направлении. Однако вместе с тем выявлены проблемы, связанные со статусом и идентичностью библиотекаря-преподавателя и оценкой результатов его труда. Исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований модели «научить учителя» и будущего ИГ.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 20.01.04; 14.37.27; 13.31.16

DOI: 10.11645/16.2.3222

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-2

В том же номере журнала размещена статья Стэна Трембака (Stan Trembach) «Библиотечное обслуживание мультикультурных сообществ сквозь призму истории: обзор литературы» (Library Services to Multicultural Populations through the Lens of History: A Literature Review). В сегодняшних условиях глобализации и взаимозависимости библиотеки играют критическую роль в интеграции культурно и этнически многообразных сообществ через удовлетворение их культурных, социальных и, прежде всего, информационных потребностей. В публикуемом обзоре исследован вопрос исторического развития библиотечного обслуживания США, начиная с самого раннего, рекомендательного формата, и до современных форм библиотечной поддержки, доступной сегодня мультикультурным сообществам. Результаты поиска публикаций сгруппированы по нескольким большим темам: (1) проблемы, с которыми исторически сталкивались иммигранты в США; (2) роль публичных библиотек в культурной интеграции и адаптации таких пользователей; и (3) эволюция рекомендательного библиотечного обслуживания и его влияние на современные форматы культурной интеграции и адаптации, в том числе на работу региональных профессиональных библиотечных ассоциаций. Поиск публикаций осуществлялся в следующих базах данных: Library and Information Science Source (EBSCO), Academic Search Complete (EBSCO), LISTA (EBSCO), Education Source (EBSCO) и ProQuest Theses and Dissertations. В публикации анализируются вопросы библиотечной политики в отношении взаимодействия с мультикультурным сообществом, а также место данного массива исследований в формирующемся междисциплинарном дискурсе глобального гражданства. Представлена обширная библиография.

  

УДК: 021:[008:351.858]

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.259

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/259

Авторы статьи «Роль социальных сетей в информационном обслуживании: систематический обзор и экспертная оценка» (The Roles of Social Media in Information Services: Systematic Review and Expert Scrutiny), Хамид Кешаварц (Hamid Keshavarz ) Яхуб Норузи (Yaghoub Norouzi) и Али Шабани (Ali Shabani), утверждают, что социальные сети имеют большой потенциал для осуществления информационного обслуживания и предоставления информационных услуг, что позволило бы существенно сократить расходы на средства коммуникации. Исследование направлено на выявление потенциальных ролей социальных сетей в информационном обслуживании. Применена методика систематического обзора и метод метасинтеза. На базе выявленных ролей построена концептуальная модель, и методом шенноновской энтропии определены приоритетные направления. Обнаружено, что значимость функциональной, финансовой, стратегической, сервисной (связанной с обслуживанием пользователей) и информационной роли убывает (в порядке перечисления). На последнем этапе исследования было предпринято анкетирование 30 экспертов, активно занятых в онлайновом информационном обслуживании; предпринят анализ методом средневзвешенных величин с последующим сравнением с результатами систематического обзора. Значимость стратегической и информационной ролей, установленная методом шенноновской энтропии, совпала с результатами экспертной оценки; при этом эксперты подошли более глубоко к анализу финансовой и сервисной роли социальных сетей. Существенное различие в оценке касается функциональной роли, которая в первом случае получила первое место, а у экспертов — четвертое. Проведенное исследование является одной из первых попыток определения потенциала социальных сетей в информационном обслуживании.

  

УДК: 004.773.5/.7:002 + 077

ГРНТИ: 13.31.35; 20.51; 19.31

DOI: 10.1515/libri-2021-0124

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2021-0124/html

В статье «Векторы совершенствования программ стажировки студентов в области библиотечного дела и информатики: систематический обзор литературы» (Indicators for Modernising the LIS Internship: Evidences from a systematic literature review) авторы, Нурул Аида Нур Азизи (Nurul Aida Noor Azizi) и Киран Каур (Kiran Kaur), предприняли систематический обзор литературы, освещающей программы стажировки студентов библиотечно-информационного профиля обучения. Для анализа применялся метод оценки совокупности доказательств по результатам реалистического и метанарративного обзора RAMESES (Realist and Meta-Narrative Evidence Syntheses: Evolving Standards). В качестве источника данных были выбраны массивы данных Scopus, Web of Science и Google Scholar. На начальном этапе было отобрано 54 документа из базы данных Scopus, 17 документов — из Web of Science и 107 документов — из Google Scholar. В этом массиве было выявлено 5 основных тем, на которых сосредоточен, главным образом анализ программ студенческих стажировок: удовлетворенность (5 подтем), образовательный эффект (4 подтемы), образовательная среда (2 подтемы), разработка программы (4 подтемы) и роль заинтересованных сторон (3 подтемы). Три основных этапа систематического обзора сопровождались абстрактным представлением и анализом данных. Модернизация программ стажировки в области библиотековедения и информатики требует большего внимания к разработке структуры программ с акцентом на результаты обучения с учетом готовности к профессиональной карьере. Взаимное обучение, практическое обучение, личная целеустремленность, — все это оказывает положительное влияние на результат обучения. Вместе с тем выявлена потребность учета интересов всех участников процесса, а не только студентов. В анализируемой авторами литературе содержатся рекомендации по более пристальному изучению результатов данной формы обучения. Подчеркивается заинтересованность студентов в стажировках, выявлены их требования, такие как универсальность, приобретение практических навыков, структурированность на начальных этапах и большая свобода на финальных. Кроме того, в литературе часто ставится вопрос об ответственности кураторов таких стажировок на местах. Дальнейшие исследования по данной тематике, в частности, касающиеся роли участников и разработки программ стажировок в библиотеках различных типов позволят точнее оценивать и совершенствовать данную форму обучения.

  

УДК: 02:37.091.313+004:37.091.313+37.091.214:[004+02]

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/09610006231154536

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231154536

В том же номере опубликована статья Манти Баник (Manti Banik) «Технологии автоидентификации в университетских библиотеках: обзор» (Auto-Identification Technologies in Academic Libraries: An Overview). Автор рассматривает возможности различных технологий автоидентификации, используемых в университетских библиотеках. Технологии автоидентификации уже сегодня находят самое широкое применение — от автоматизации процессов до контроля безопасности. Библиотеки сталкиваются с такими проблемами, как воровство, порча библиотечных материалов, неэтичное их использование и прочее. Автор подробно и в доступной форме анализирует достоинства и недостатки таких технологий, как штрих-коды, смарт-карты, биометрия, технология пакетной передачи данных (GPRS), радиочастотная идентификации (RFID). Основными недостатками использования этих систем является высокая стоимость технологии, оборудования и обучения специалистов, возможность утрат и манипуляций, а в некоторых случаях, как например, с биометрической идентификацией, возникают вопросы этического характера.

  

УДК: 02:004.056.523+024.8+025.855

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.23974/ijol.2023.vol8.1.274

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/274/369

Мохамед Абелмагед (Mohamed Aboelmaged), Самар Муаккет (Samar Mouakket) и Имран Али (Imran Ali) представляют статью «Наукометрический анализ внедрения цифровых библиотек за 30-летний период: модели, тенденции, направления исследований» (A scientometric analysis of digital library adoption over the past 30 years: Models, trends, and research directions). Они анализируют современное состояние и направления развития исследований в области цифровых библиотек за последние 30 лет. Авторы отобрали 216 статей и докладов, опубликованных и представленных на конференциях в период с 1992 по 2022 гг.; общее количество тематических ссылок к данным работам составляет 8399. Применены методы силуэта и оптимизации модульности, анализа со-цитирования, пакетного и кластерного анализа исследовательской тематики. Результаты позволяют представить эволюцию исследований в данной области, модели и теории, новейшие тенденции, границы и актуальные проблемы, — все, на основании чего принимаются решения о внедрении и развитии цифровых библиотек. Анализ показал, в частности, что превалируют вопросы, характерные для предварительной стадии развития технологии, поскольку тема внедрения обсуждается в рамках самых разных тематических областей, а спектр моделей внедрения, часто смешанных, довольно узок. Тем не менее, отмечается активная динамика направления, усилившаяся с появлением новых цифровых технологий, в частности социальных сетей, блокчейна, виртуальной реальности и т.д. Помимо этого, благодаря обнаруженным лакунам можно увидеть будущие возможности на исследовательском поле. По данным авторов, это первая за многие годы попытка исследования проблемы внедрения технологии цифровых библиотек подобной глубины и охвата.

  

УДК: [001.83:01]-047.44 + 004:021

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.1177/09610006231161143

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231161143

Коллектив авторов — Марьям Заргани (Maryam Zarghani), Лейла Немати-Анараки (Leila Nemati-Anarakш), Шахрам Седкхи (Shahram Sedghi), Абдолреза Чаколи Норузи (Abdolreza Noroozi Chakoli) и Аниса Роухани-Фарид (Anisa Rowhani-Farid) — опубликовал статью «Потенциал открытой науки для научных исследований: комплексный обзор литературы» (The Application of Open Science Potentials in Research Processes: A Comprehensive Literature Review). Цель работы — показать отражение в литературе различных аспектов реализации принципов открытой науки в исследовательских процессах. За основу были взяты четыре базы данных (Pubmed, Scopus, Web of Science и ProQuest); применен метод выборки «снежный ком». Таким образом было отобрано 98 публикаций 2011-2020 гг., соответствующих критериям включения. Релевантные исследования были подвергнуты затем тематическому анализу, в результате чего выявлены три категории характеристик научно-исследовательского процесса с точки зрения открытой науки: (1) категория публикации и обмена информацией, в том числе открытый доступ, открытые данные, прозрачность, возможность повторного использования, наука гражданского общества, краудсорсинг; (2) категория инфраструктуры и культуры, подразумевающая открытость инфраструктуры, открытость образования, открытость инструментов и механизма финансирования, открытую культуру , коммуникацию; и (3) управление и оценка — категория, охватывающая такие характеристики, как политика, система управления, этические принципы открытой науки. Движение к открытой науке означает усилия по обеспечению открытости научно-исследовательского процесса, его инклюзивности в отношении как внутренних, так и внешних акторов.

  

УДК: 001.83:[002.1-021.341]

ГРНТИ: 12.41.51

DOI: 10.1515/libri-2022-0007

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2022-0007/html