В специальном выпуске журнала Journal of eScience Librarianship (том 10, выпуск 1) опубликованы материалы по итогам состоявшегося в марте 2020 г. саммита «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» (Research Data and Preservation, RDAP). Это была одна из первых конференций периода пандемии, состоявшихся в онлайн-формате. Главная тема саммита и номера журнала обозначена как «Взаимодействие через данные» (Connecting Through Data). На своих страницах журнал поместил комментарий к конференции Дженифер Чапут (Jennifer Chaput) «Виртуальное взаимодействие и будущие виртуальные конференции» (Virtual Connections and Virtual Futures), в котором рассмотрены сценарии и формы будущих виртуальных форумов.

Более подробную информацию о саммите «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» можно узнать на сайте: https://rdapassociation.org/summit

  

УДК: 02+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1197

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss1/5

Очередной номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 1 апреля 2021 г., содержит обзор материалов онлайн-конференции CIG MDG Conference Metadata and Discovery, которая прошла с 9 по 11 сентября 2020 г. на платформе Zoom (запись доступна на канале CILIP Metadata & Discovery Group: https://www.youtube.com/channel/UClJYEsN-AGCvOlFKNR98TAw/playlists). В номере представлены следующие материалы:

1. Кэтрин Салливан (Kathryn Sullivan), дискавери-менеджер библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Метаданные в Манчестерском университете: управление большими массивами, проблемы, возможности, взаимодействие и сотрудничество» (Manchester metadata: how managing bigness can provide significant challenges and equivalent opportunities through collaboration and co-operation at University of Manchester), подробно описывает проблемы, возникающие при управлении многоформатным контентом с помощью мультисистемных метаданных, и возможности как внутреннего, так и внешнего сотрудничества.

2. Бетан Раддок (Bethan Ruddock), старший специалист по развитию, JISC; Ширли Казинс (Shirley Cousins), менеджер по обслуживанию, JISC, в докладе «Национальная библиографическая база знаний и Library Hub: последние события и текущие планы» (NBK and Library Hub: recent developments and current plans) представляют обзор услуг JISC Library Hub и Национальной библиографической базы знаний, рассказывают о потенциальных возможностях для совместной деятельности, а также дают рекомендации для «плана М», направленного на упрощение и облегчение управления потоком библиографических метаданных путем устранения ограничений и препятствий для их повторного использования.

3. Наташа Аберроу-Джонс (Natasha Aburrow-Jones), системный библиотекарь Библиотеки адвокатов (Эдинбург, Шотландия) в докладе «Каталогизация сериальных изданий: Обзор панельной дискуссии на конференции MDG 2020 (7-11 сентября 2020 г.)» (Reviewing the serials cataloguing landscape: a panel discussion for the MDG 2020 Conference (7th-11th September, 2020)) подводит итоги панельной дискуссии по каталогизации сериальных изданий, в ходе которой участники обсудили множество вопросов, начиная от "что такое сериальное издание?" и заканчивая "мертв ли MARC в отношении каталогизации сериальных изданий?", а также вопросы, связанные со службами генерации оглавлений, RDA и централизованной индексацией.

4. Томас Михан (Thomas Meehan), руководитель отдела каталогизации и метаданных библиотечных служб Университетского колледжа Лондона в докладе «Реклассификация незападного искусства в библиотеке Университетского колледжа Лондона» (The reclassification of non-Western art at UCL library) рассказывает о проекте, в котором пришлось решать некоторые этические проблемы предвзятого отношения к незападному искусству (особенно в отношении африканского искусства). В статье подробно описываются все пройденные процедуры, технические проблемы и извлеченные уроки, которые могут быть применены к аналогичным небольшим проектам.

5. Д-р Карен Э. Маколей (Karen E. McAulay), Королевская консерватория Шотландии, в докладе «Золушка из Stationers’ Hall: музыка (и метаданные) георгианской эпохи в библиотеках-депозитариях» (The Cinderella of Stationers’ Hall: music (and metadata) in Georgian legal deposit libraries) рассказывает о важности точной и подробной каталогизация нотных записей в исторических музыкальных коллекциях, охраняемых авторским правом Соединенного Королевства и о своей работе в рамках музыкального исследовательского проекта «Claimed From Stationers’ Hall».

6. Мартин Келлехер (Martin Kelleher), менеджер метаданных Ливерпульского университета, в докладе «Преобразование локальных авторитетных заголовков в глобальные с использованием данных OCLC Worldshare в Ливерпульском университете» (Going to the Co-Op: converting authority headings from local to global headings using data from OCLC Worldshare at the University of Liverpool) рассказывает о проблемах, связанных с этим процессом, и поиске путей их решения.

7. Доклад Дженни Мэй (Jenny May), координатора служб метаданных Имперского колледжа Лондона и советника по метаданным Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов, «Темные искусства: партнерство в области метаданных и закупок для повышения ценности библиотек» (Dark arts: partnering metadata and procurement to invoke greater value for libraries) основан на презентации, представленной совместно с Гэвином Филипсом (Gavin Philips) и посвященной работе Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов (SUPC) по обеспечению соблюдения стандартов метаданных в рамках рамочных соглашений о закупках UKUPC.

8. Эмма Бут (Emma Booth), специалист по метаданным электронных ресурсов библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Пропаганда качественных метаданных: готовые к хранению записи MARC и Рамочное соглашение о консорциумах» (Advocating for quality metadata: shelf-ready MARC records and the Joint Consortia Framework Agreement) выступает за качественные метаданные в рамках Рамочного соглашения о консорциумах в отношении готовых к хранению записей MARC. В докладе содержится краткое изложение основных моментов и рекомендаций по результатам оценки качества готовых к хранению метаданных.

9. Алан Данскин (Alan Danskin), менеджер по стандартам метаданных Британской библиотеки, в докладе «Реализация RDA 3R: планы Британской библиотеки» (RDA 3R implementation: British Library plans) рассказывает о планах внедрения RDA 3R в Британской библиотеке и напоминает, что 15 декабря инструментарий RDA переходит на новую версию.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://cdn.ymaws.com/www.cilip.org.uk/resource/collection/F71F19C3-49CF-462D-8165-B07967EE07F0/C&I201.pdf

Очередной номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 5 октября 2021 г., посвящен теме работы с метаданными во время пандемии. Своим опытом делятся следующие авторы:

1. Джейн Дэниелс (Jane Daniels), библиограф Кардиффского университета Метрополитен (Великобритания), в докладе «От слов к делу: этика каталогизации в эпоху пандемии» (Walking the talk: cataloguing ethics in an era of pandemic) рассказывает, как основные положения Кодекса этики каталогизации повлияли на ее работу во время пандемии, и представляет краткий отчет о работе Руководящего комитета по этике каталогизации в 2021 г. В заключение доклада Джейн Дэниелс предложила всем заинтересованным специалистам представить в Руководящий комитет свои тематические исследования, иллюстрирующие практическое применение принципов Кодекса этики каталогизации, проблемы и действия, предпринятые для их решения: https://sites.google.com/view/cataloging-ethics/home/case-studies.

2. Мэри Коу (Mary Coe), специалист по метаданным Австралийского института здравоохранения и социального обеспечения, в докладе «Отдел метаданных и национального реестра MEteOR Австралийского института здравоохранения и социального обеспечения: на переднем крае в период пандемии COVID-19» (AIHW’s Metadata and METeOR Unit: on the metadata frontline during the COVID-19 pandemic) описывает работу отдела метаданных по разработке и поддержке стандартов, обеспечивающих качество, сопоставимость и согласованность данных о здоровье и благосостоянии. Эти стандарты обеспечивают национальную инфраструктуру для сбора и анализа данных, представляющих достоверную информацию о здоровье и социальном обеспечении. Специалисты по метаданным института курируют систему METeOR - онлайновый национальный реестр метаданных, а также предоставляют технические консультации и заключения по согласованию стандартов метаданных с ISO/IEC 11179 (международными руководящими принципами, которые лежат в основе реестров метаданных), консультируют и оказывают помощь клиентам в разработке данных и процессах управления данными.

3. Карен Ф. Пирс (Karen F. Pierce), каталогизатор библиотеки Кардиффского университета (Великобритания), в докладе «Удаленная работа и красивый вид из окна: влияние пандемии COVID-19 на каталогизацию в Кардиффском университете» (A nicer view from the window: the impact of the COVID-19 pandemic on cataloguing at Cardiff University) рассказывает о том, как сотрудники университета справлялись с локдаунами и удаленной работой, и как, несмотря на трудности, специалисты по работе с метаданными продолжали работать, чтобы обеспечить работу других служб или внести свой вклад в борьбу с вирусом. Карен Ф. Пирс отмечает, что хотя удаленная работа имеет свои преимущества, например, красивый вид из окна – она скучает по традиционной работе с печатными изданиями, особенно с редкими книгами.

4. Арвен Кэдди (Arwen Caddy), руководитель службы библиотек и информации компании Reckitt в докладе «Ускорение науки равно ускорению классификации: обзор контролируемого словаря Embase® для COVID-19 за первые месяцы пандемии» (Sped-up science equals sped-up classification: tracking the Embase® controlled vocabulary for COVID-19 in the early months of the pandemic) рассказывает, как стремительно происходило развитие и пополнение контролируемого словаря в этот период. Огромные изменения в его функциональности в период с апреля 2020 г. по сентябрь 2021 г. демонстрируют, насколько важны высококачественные, хорошо поддерживаемые метаданные для передовых исследований.

5. Каталогизаторы Библиотечно-информационного центра Университета Македонии (Греция) Элизабет Чантавариду (Elisavet Chantavaridou), Эваггелия Семку (Evaggelia Semkou) и Афина Кесиду (Athina Kesidou) представляют отчет о проекте по обновлению тематических рубрик в каталоге университета. Сотрудники старались учитывать не только глобальные тенденции изменений в терминологии, но и местные политические и лингвистические соображения.

  

УДК: 025.3+001.103.2+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 12.01; 76.33.43; 20.15.31; 13.41; 20.23.29

 

Источник:

https://cdn.ymaws.com/www.cilip.org.uk/resource/collection/5ABCDF83-CAD6-442F-88AC-19396BECA4DC/C&I_204.pdf

В течение 2020 г. многие колледжи и университеты были вынуждены закрываться или переходить на онлайн-обучение. Практика проведения студенческих научных конференций во время пандемии также претерпела изменения. В статье «Университетские репозитории открытого доступа и сохранение докладов студенческих научных конференций» (Using Open Access Institutional Repositories to Save the Student Symposium during the COVID-19 Pandemic) Эллисон Симулевич (Allison Symulevich) и Марка Гамильтона (Mark Hamilton) описан опыт двух университетов США (Университета Южной Флориды и Университета Лонгвуда, шт. Виржиния) и их репозиториев по адаптации к новой реальности, сопровождению виртуальных конференций и депонированию студенческих научных работ. Оба университета реализуют репозиторное хранение своих документов на платформе Digital Commons компании Bepress. Несмотря на различие стратегий проведения студенческих конференций, общим для этих университетов является поддержка студенческой научной инициативы и виртуальных научных конференций как источника научных знаний. Авторы представляют эффективные модели и основные принципы, по которым строилась данная деятельность в период пандемии: последовательное продвижение бренда университета, внутриуниверситетский или открытый доступ, архивирование студенческих работ, выбор формата сохраняемых файлов (включая аудио- и видеофайлы), коллаборации между университетскими подразделениями, гибкость рабочих потоков, разработка форматов представления работ, возможность архивирования рефератов научных докладов учащихся без полных текстов, популяризация студенческих конференций и привлечение студентов к участию в них, гибридные формы проведения конференций (которые реализуемы и по окончании пандемии).

  

УДК: 025.5:004.77+005.745:004.77

ГРНТИ: 20.15.17; 13.31.11; 19.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.14175

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/14175

С 23 по 28 июля 2022 г. в Вашингтоне, США, проходила Ежегодная конференция и выставка Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA), первая после пандемии конференция ALA в оффлайн-формате. Библиотекари проявили небывалую активность: число присутствовавших лично составило 7738 (плюс 824 виртуальных участника), число участников выставки (авторы, иллюстраторы, издатели, представители прессы и др.) – 5431. Общее количество зарегистрировавшихся на конференцию достигло 14003.

На конференции громко прозвучали такие темы, как цензура и запрещение книг; культурное разнообразие, равенство и инклюзивность в библиотечном обслуживании; опыт и стратегические решения в период пандемии; финансирование библиотек; безопасность читателей библиотеки и ее работников; доступ к информации; тенденции и цели технологического развития библиотек. Элисон Маркотт (Alison Marcotte) подготовила подробный отчет о профессиональной программе конференции: «К завершению Ежегодной конференции ALA. Очередная встреча библиотечных специалистов в Вашингтоне» (2022 Annual Wrap-Up. Library workers together again in Washington, D.C.). В нем представлены наиболее значимые мероприятия и доклады. Открылась конференция Генеральной сессией ALA, на которой выступили председатель Федеральной комиссии по коммуникации (Federal Communications Commission) Джессика Розенворсел (Jessica Rosenworcel) и покидающая пост Президента ALA Патриция Вонг (Patricia M. Wong). Темой их выступлений и дискуссии было обеспечение широкополосного Интернет-доступа и цифрового равенства; в частности, обсуждались результаты реализации программы e-Rate, предусматривающей предоставление существенной скидки на оплату интернета для школ и библиотек и получившей самую высокую оценку.

В рамках конференции состоялось несколько мероприятий, освещающих работу библиотек с различными категориями читателей, например, представляющими национальные меньшинства, пользователей с ограниченными возможностями: «История американцев азиатского происхождения» (Advancing the Asian American Story), «Культура глухих: стратегия инклюзивности для сообщества слабослышащих» (Deaf Culture: A Strategy for Inclusive Deaf Community Engagement) и др. Ряд мероприятий был посвящен благополучию и безопасности библиотечных работников и пользователей.

Особое внимание привлекает сегодня такая тема, как цензура и право на чтение. Американские специалисты отмечали попытки запрета и уничтожения разнообразных материалов, в том числе, говорилось об инцидентах, имевших место в книжных магазинах и библиотеках. Эта тема вызвала горячие дискуссии участников. С ней перекликалась и другая: «Как вдохновить молодое поколение на защиту социальной справедливости через беседы и дискуссии» (Inspiring the Next Generation to Champion Social Justice through Speech and Debate).

Опыт пандемии заставил библиотекарей переосмыслить роль и место как виртуальных библиотек, так и физического библиотечного пространства. Так, в рамках конференции состоялось заседание на тему «Центр устойчивости: динамические пространства и сервисы библиотеки в активном воспитании у сообщества культуры устойчивости» (Sustainability Hubs in Practice: How Libraries Can Develop Dynamic Spaces and Services to Help Foster an Action-Based Sustainability Culture in Communities).

Важным моментом является строительство библиотечных зданий, отвечающих как принципам устойчивого развития, так и технологическим задачам, которые решают современные библиотеки — этому была посвящена панельная дискуссия «Все хотят новую библиотеку: планирование, финансирование, строительство вдохновляющих пространств» (Everybody Wants a New Library: Planning, Funding, and Constructing Inspiring Spaces). Участники обсудили, как пространства внутри библиотеки могут быть использованы для привлечения и охвата сообщества и выявления новых пользовательских потребностей. Интересным оказалось обсуждение кампаний по финансированию библиотек «Качественно новый подход к финансированию: оригинальные кампании, изменившие организации» (Transformational Capital Campaigns: Maverick Approaches That Lead to Organization-Changing Projects).

Не могли остаться без внимания библиотекарей вопросы новейших технологий; постоянная секция в рамках конференции носит название «Главные технологические тенденции» (Top Technology Trends). Технологическим вопросам была посвящена сессия «Искусственный интеллект в библиотеках: от обучения к инновациям» (Artificial Intelligence (AI) in Libraries: From Training to Innovation).

  

УДК: [02:061(73)]:021

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/07/20/2022-annual-wrap-up/

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145

Статья приглашенного редактора Пентти Ваттулайнен (Pentti Vattulainen) «Вена 2022: история Куопийской конференции» (Guest editorial: Vienna 2022: a story of Kuopio conference) знакомит читателей с форумом, посвященным вопросам функционирования библиотек-репозиториев. Куопио – город в Восточной Финляндии с населением около 120000 человек, в котором располагаются университет и Национальная библиотека-репозиторий. Основанная в 1989 г., библиотека является ресурсом, который связывает все финские библиотеки и информационные центры. Серия Куопийских конференций берет начало в консультациях в рамках ключевой программы IFLA — Универсальная доступность публикаций (Universal Availability of Publications, UAP). В рамках программы в 1982 г. было опубликовано исследование «Планы и программы развития национальных репозиториев» (National Repository Plans and Programmes. ISBN 0-7123-001-6). Эта публикация положила начало общению всех сторон, заинтересованных в реализации программы UAP, что в конечном итоге привело к рождению идеи конференции. Начиная с 1999 г. Национальная библиотека-репозиторий пять раз принимала в Куопио Международную конференцию по репозиториям печатных материалов и репозитарным библиотекам. Год за годом тематика конференции демонстрирует необходимость эффективного управления малоиспользуемыми научными документами на глобальном уровне, что означает потребность в логистических и стратегических инновациях, которые обеспечивали бы простой доступ к этим документам. Расцвет цифрового распространения информации и новейших технологий дает библиотекам новые инструменты, однако не все проблемы пока решены. Куопийские конференции не оставляют также вниманием тему эффективного управления печатными коллекциями и доступа к ним не только как к артефакту прошлого, а как к источнику информации и опыту прошлого. За прошедшие годы в подготовке конференции принимали участие самые разные национальные, зарубежные и международные организации, в том числе Британская библиотека, Центр научных библиотек (Centre for Research Libraries) (Чикаго, США), Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), парижский Технический центр книги (Centre Technique du Livre), Центр сотрудничества университетских библиотек Виктории (Cooperative Action by Victorian Academic Libraries, CAVAL) (Бундура, Виктория, Австралия), OCLC и многие другие. Журнал Library Management оказывал информационную поддержку конференциям, выпустив два специальных посвященных ей выпуска, а также в разные годы печатал на своих страница статьи, представленные на конференции.

Седьмая Куопийская конференция состоялась 7 сентября 2022 г. в Вене, Австрия, на базе Коллективного архива Австрии (Shared Archiving Austria, SAA) и носила название «Контролировать и обновлять: политика управления фондом в цифровую эпоху» (Review and Renew: Collection Management Policies in a Digital Age). В качестве программного комитета выступала Европейская коллаборация инициатив печатных материалов (European Print Initiatives Collaboration, EPICo). Консультантами по программе конференции являлись Пентти Ваттулайнен и Стив О’Коннор (Steve O’Connor). Прозвучали доклады библиотечных специалистов, исследователей и представителей издательств, связанные с политикой обеспечения сохранности, оценкой проектов по архивированию, экономическими моделями, метаданными и т.д. Всего присутствовало 8 председателей заседаний, 33 докладчика и 60 участников. Принято решение о том, что в дальнейшем конференции будут проводиться два раза в год. Следующая, Восьмая Куопийская конференция, которая получила новое имя - EPICo2, состоится в Барселоне, Испания, 25-27 сентября 2024 г. Предложена ее тема: «Значение печатных изданий в цифровом мире» (Importance of print in a digital world). Местными организаторам выступят Консорциум университетских библиотек Каталонии и Университет Барселоны (Испания).

Пентти Ваттулайнен работал в Национальной библиотеке-репозитории Финляндии с 1992 по 2017 год. Является автором десятков статей, посвященных совместному использованию ресурсов и опубликованных в финских, скандинавских и международных журналах, а также исследования, посвященного вопросам эффективности межбиблиотечного абонемента в странах Северной Европы (Performance of Interlending in Nordic Academic Libraries, 2003). Являлся главным редактором пятого издания справочника по международному обмену публикациями (Handbook on the International Exchange of Publications, De Gruyter, Saur 2005), а также соредактором книги «Репозитории печатных изданий: стратегии обеспечения доступа, сохранности, демократии» (Repositories for Print: strategies for access, preservation and democracy, De Gruyter, Saur 2018). Возглавлял два комитета IFLA: Комплектования и развития фондов (2007-2011) и Доставки документов и коллективного использования ресурсов (2013-2017).

  

УДК: 004.65:021.61 + 004:025.2

ГРНТИ: 13.31.29, 13.31.19

DOI: 10.1108/LM-04-2023-180

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2023-180/full/html

Чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT представлен широкой публике семь месяцев назад, и с тех пор находится в фокусе внимания как обычных пользователей, так и специалистов в различных сферах. Американская библиотечная ассоциация в лице экспертной группы также не обошла вниманием это событие и приняла решение провести традиционное заседание, на котором обычно обсуждаются разнообразные тенденции развития отрасли, на этот раз посвятив его исключительно генеративному искусственному интеллекту, его перспективным возможностям и проблемам. Сессия под названием «Ведущие тенденции топ-технологий: библиотеки осваивают ChatGPT» (Core Top Technology Trends: Libraries Take on ChatGPT) состоялась в рамках ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации в Чикаго (22-27 июня 2023 г.). Обзор, озаглавленный «Искусственный интеллект, ChatGPT на заседании по ведущим тенденциям в области библиотечных технологий на ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации 2023 г.» (AI, ChatGPT Are Focus at Top Tech Trends Panel. ALA Annual 2023), представил Мэтт Энис (Matt Enis), редактор колонки «Технология».

Участники дискуссии (представители университетов и крупных публичных библиотек) отметили, что библиотекам уже пришлось столкнуться с проблемой ложной информации, сгенерированной ИИ, с отсутствием прозрачности/ясности относительно того, как работают подобные инструменты, и того, в каких источниках они черпают информацию, а также с проблемами этики, конфиденциальности, фальсификации в академической сфере и т.п. При этом никто из экспертов не выразил сомнения относительно жизнеспособности технологии, которую придется осваивать библиотекарям, по крайней мере, для того, чтобы поддержать на этом пути пользователей — как в ближайшей перспективе, так и в будущем. Но уже на нынешнем этапе университетские библиотеки могут указать студентам на данный инструмент как на вспомогательный в процессе обучения.

Тем не менее, прежде обращения к инструментам ИИ студенты должны обрести прочную опору в виде информационной грамотности, которая поможет им понять, в чем проблемы и ограничения этих инструментов. Эксперты отмечали, что ChatGPT не способен уловить контекст многих вопросов, задаваемых ему пользователями, а на требование указать источники сгенерированной ИИ информации, он способен «выдумать» авторов, которых не существует в природе.

При этом в отношении практических навыков студенты уже опередили библиотекарей, причем они используют платформы, подобные ChatGPT, не для того, чтобы схалтурить и получить готовую работу. Напротив, они формулируют вопросы и на основании полученных ответов и информации подготавливают собственную работу; также они используют ChatGPT, чтобы познакомиться с контраргументами, сгенерированными ИИ. Но даже и в этом случае следует знать, что ИИ не всегда надежен — сам по себе он не источник информации, а лишь инструмент ее получения.

Эксперты предложили библиотекарям использовать для обучения онлайновые программы на таких платформах, как Coursera, университетские курсы и иные онлайновые возможности, а также заводить собственные пользовательские аккаунты, чтобы экспериментировать с ChatGPT и другими новейшими инструментами ИИ.

Несмотря на то, что участники дискуссии не могли спрогнозировать, в каком же направлении будет продвигаться коммерческое развитие ИИ и выражали свою озабоченность относительно проблем целостности академического образования, дегуманизации научной работы, ответственности корпораций ИИ относительно этики использования ИИ, — все они выразили согласие с тем, что библиотекарям следует освоить данную технологию и, по мере развития коммерческой отрасли ИИ, занять в ней достойную нишу.

Чтобы мотивировать корпорации к привлечению библиотек к решению названных проблем и развитию данной сферы, следует указать им на то, что у библиотек имеется для них самое важное — надежные данные, созданные и организованные человеческими существами.

  

УДК: 004.8:02 + 004.773.6:004.89

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ai-chatgpt-are-focus-at-top-tech-trends-panel-ala-annual-2023

Грейс Лю (Grace Liu), Шошана Франк (Shoshana Frank), Элизабет Дайсон (Elizabeth Dawson) и Оланике Оланийи (Olanike Olaniyi) обсуждают проблемы профессиональной коммуникации в статье «Участие в международных библиотечных конференциях: установки, потребности и барьеры. Опрос членов ALA» (Librarians’ Attitudes, Needs, and Barriers to Participating in International Conferences: A Survey of ALA Members). Представлены результаты исследования, проведенного среди членов Американской библиотечной ассоциации с целью выявления интересов, барьеров, влияющих на решения факторов, потребностей в поддержке, предпочтений библиотекарей, связанных с участием в международных конференциях. В приложении приведена анкета, состоящая из 20 многовариантных вопросов с возможностью выбора одного ответа, нескольких ответов, а также позволяющих сформулировать собственный ответ. Опрос состоялся в мае 2022 г. Анкета была разослана по каналу ALA Connect 43100 членам ALA. Было получено 282 отклика, из них 277 полностью заполненных анкет. Приведены характеристики респондентов по специализации в библиотеке, по типу библиотеки, по профессиональному опыту. Основным барьером на пути к личному участию в международных мероприятиях названо отсутствие финансовой поддержки – 82% процента библиотекарей заявили об этом. Также названы языковые барьеры, стоимость поездки (виза, бронирование), необходимость использовать личное время, отсутствие поддержки руководителей, незнание чужой страны, соображения безопасности. Проведено сравнение между участием с личным присутствием и участием в онлайн-конференциях. В целом, исследование показало, что несмотря на то, что большинство библиотекарей выражает большую заинтересованность в участии в таких конференциях, более половины из них никогда в них не участвовало или участвовало крайне редко. Основной довод в пользу таких конференций — это знакомство с библиотечным опытом других стран и перспективами развития библиотечного дела в мире. Такие факторы, как масштаб конференции, ее тематика и репутация, доступность финансирования, серьезно влияют на решение об участии. Авторы рекомендуют профессиональным организациям активно менять ситуацию, обеспечивая финансирование, защиту профессиональных интересов специалистов, информационную поддержку. В целом, исследование продемонстрировало наличие существенного потенциала для расширения профессионального горизонта библиотекарей и их профессионального развития через участие в международных конференциях, а также необходимость интенсивной поддержки и ресурсов для участия в международных конференциях.

  

УДК: 02:005.745(100) + 02:001.83(100)

ГРНТИ: 13.31.17

DOI: 10.23974/ijol.2023.vol8.3.304

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/304