Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обогатило все профессиональные сферы деятельности, включая образование. Новые цифровые тенденции побудили образовательные учреждения интегрировать ИКТ в преподавание и обучение и использовать все преимущества цифровых образовательных сред.

В первом выпуске журнала LIBRI за 2022 г. опубликована статья сотрудников Сегедского университета (Венгрия) Лан Ань Туи Нгуена (Lan Anh Thuy Nguyen) и Аниты Хабок (Anita Habók) «Цифровая грамотность вьетнамских студентов, изучающих английский язык как иностранный: эмпирическое исследование» (Digital Literacy of EFL Students: An Empirical Study in Vietnamese Universities). Авторы провели адаптированный анкетный опрос 1661 студента из 10 университетов Ханоя, Хошимина и провинции Киенг для оценки цифровых знаний учащихся, их предполагаемых навыков, отношения к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и частоты использования компьютерных, мобильных и Интернет-приложений при изучении английского языка как иностранного. Результаты показали, что большинство вьетнамских студентов имеет доступ к цифровым технологиям и дома, и в своих учебных заведениях. Кроме того, учащиеся демонстрируют адекватные знания в области цифровой грамотности, а их технологические навыки находятся на уровне от низкого до среднего. В целом, отношение студентов к использованию приложений можно характеризовать как положительное, однако при этом часто они не используют их при изучении английского языка. Сравнение показало, что студенты-мужчины обладают лучшими цифровыми знаниями и навыками и используют приложения более широко, чем их сверстницы, зато студентки лучше осведомлены о преимуществах цифровой интеграции в обучении. Авторы отметили, что имеются расхождения и для разных возрастных групп – старшекурсники обладают лучшими цифровыми знаниями и более позитивно относятся к применению ИКТ при изучении английского языка.

  

УДК: 004.77:37.016+004:316.77

ГРНТИ: 14.91; 19.31; 16.41.21

DOI: 10.1515/libri-2020-0165

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2020-0165/html

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

Исследование, о котором рассказано в статье Анны Люнд (Anna Lundh) «Я могу читать, хотя не вижу: право на чтение лиц с ограниченными возможностями. Аудиокниги» (I can read, I just can't see”: a disability rights-based perspective on reading by listening), относится к новейшей области критических исследований проблем чтения с привлечением положений теоретической документологии, теории грамотности и дефектологии. Статья представляет собой дискурс-анализ использования аудиотехнологии чтения. К исследованию с проведением полуструктурированных интервью было привлечено 16 студентов австралийских университетов, слепых или имеющих нарушения зрения. Было важно понять, какое место на понятийном и социальном уровне занимает восприятие текстов на слух как вариант чтения. Участники исследования отмечали разницу восприятия между «реальным» чтением и чтением в форме аудирования, когда последнее воспринимается обществом скорее как исключение и связывается со статусом незрячего субъекта или субъекта с нарушениями зрения. Несмотря на то, что в статье нет окончательного ответа на вопрос, что же такое чтение, результаты исследования скорее подтверждают теоретическое предположение о том, что восприятие текстов на слух может считаться одной из форм чтения, такой же, как чтение печатных произведений или чтение по системе Брайля. По мнению авторов, утверждения, что этот вариант читательской практики не является чтением как таковым, маргинализируют опыт и статус людей, которые пользуются этими технологиями и, а кроме того, отрицательно влияют на развитие и использование соответствующих технологий и практик библиотек, издательств, образовательных учреждений. Очевидно, что ситуация с изданием недоступных для незрячих и слабовидящих людей книг или с отставанием конвертирования материалов для нужд соответствующих групп студентов, требует решительного вмешательства и изменений практического, технологического и экономического характера. Обеспечение доступности документов или доступа к ним — это социальный, концептуальный и организационный вопрос, а использование аудиотехнологий чтения должно быть не исключением, а правом пользователей.

  

УДК: 028.1:364.65-056.262 + 376-056.262

ГРНТИ: 14.29.25; 16.21.53

DOI: 10.1108/JD-10-2020-0169

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2020-0169/full/html

В статье «Векторы совершенствования программ стажировки студентов в области библиотечного дела и информатики: систематический обзор литературы» (Indicators for Modernising the LIS Internship: Evidences from a systematic literature review) авторы, Нурул Аида Нур Азизи (Nurul Aida Noor Azizi) и Киран Каур (Kiran Kaur), предприняли систематический обзор литературы, освещающей программы стажировки студентов библиотечно-информационного профиля обучения. Для анализа применялся метод оценки совокупности доказательств по результатам реалистического и метанарративного обзора RAMESES (Realist and Meta-Narrative Evidence Syntheses: Evolving Standards). В качестве источника данных были выбраны массивы данных Scopus, Web of Science и Google Scholar. На начальном этапе было отобрано 54 документа из базы данных Scopus, 17 документов — из Web of Science и 107 документов — из Google Scholar. В этом массиве было выявлено 5 основных тем, на которых сосредоточен, главным образом анализ программ студенческих стажировок: удовлетворенность (5 подтем), образовательный эффект (4 подтемы), образовательная среда (2 подтемы), разработка программы (4 подтемы) и роль заинтересованных сторон (3 подтемы). Три основных этапа систематического обзора сопровождались абстрактным представлением и анализом данных. Модернизация программ стажировки в области библиотековедения и информатики требует большего внимания к разработке структуры программ с акцентом на результаты обучения с учетом готовности к профессиональной карьере. Взаимное обучение, практическое обучение, личная целеустремленность, — все это оказывает положительное влияние на результат обучения. Вместе с тем выявлена потребность учета интересов всех участников процесса, а не только студентов. В анализируемой авторами литературе содержатся рекомендации по более пристальному изучению результатов данной формы обучения. Подчеркивается заинтересованность студентов в стажировках, выявлены их требования, такие как универсальность, приобретение практических навыков, структурированность на начальных этапах и большая свобода на финальных. Кроме того, в литературе часто ставится вопрос об ответственности кураторов таких стажировок на местах. Дальнейшие исследования по данной тематике, в частности, касающиеся роли участников и разработки программ стажировок в библиотеках различных типов позволят точнее оценивать и совершенствовать данную форму обучения.

  

УДК: 02:37.091.313+004:37.091.313+37.091.214:[004+02]

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/09610006231154536

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231154536

Авторами статьи «Взаимодействие иностранных пользователей с библиотекой в цифровую эпоху — поведенческий и эмпирический аспекты» (Understanding international users' library experience in the Digital Age – joining the behavioral and experiential aspects) являются Яминг Фу (Yaming Fu), Элизабет Ломас (Elizabeth Lomas), Чарльз Инскип (Charles Inskip) и Дженни Банн (Jenny Bunn). Цель их исследования — достижение холистического понимания феномена библиотечного опыта; задача — определение внутренних взаимосвязей между информационным поведением (ИП) и пользовательским опытом (ПО) через анализ поведенческих и эмпирических аспектов опыта пользователей университетских библиотек.

Авторы уточняют, что информационное поведение — это все формы взаимодействия человека с информацией, и традиционно фокус в изучении этих форм приходится на информационные потребности, факторы влияния, этапы и тактику взаимодействия; при этом пользовательский опыт рассматривается как результат взаимодействия человека с технологическими продуктами. Другими словами, изучение информационного поведения происходит в среде, где люди находятся в поисках информации для удовлетворения своих потребностей и предпочтений вне зависимости от среды, разделяющей людей с такой информацией, — то есть роль инструментов, технологий, любой другой среды особенно не важна. Напротив, изучение пользовательского опыта связано с анализом изменений во взаимодействии человек-продукт с течением времени и в зависимости от развития технологий и инструментов, интегрированных в каждодневную жизнь. Исследователи библиотечно-информационного профиля заинтересованы в качественном обслуживании пользователей и, соответственно, фокусированы на их информационном поведении; пользовательский же опыт в большей мере относится к области разработки информационных и технологических продуктов.

В исследовании использованы смешанные методики количественного исследования с анализом журнальных файлов и качественные методы — когнитивные карты и полуструктурированные интервью; целевой группой в обоих случаях явилась крупнейшая группа студентов-иностранцев, обучающихся в Великобритании и представляющих Китайскую Народную Республику. Результаты продемонстрировали сложность и многоуровневость характеристик библиотечного контекста поведения китайских студентов. На основе полученных данных исследователи смоделировали три уникальных контекста, формирующих библиотечный опыт данной группы учащихся. Этими контекстами являются: университетская библиотека как часть образовательного опыта; университетская библиотека как часть цифрового мира; университетская библиотека как часть физического мира. Названы также ключевые компоненты культурного библиотечного опыта: многослойный контекст, потребности восприятия данной культурной группы, процессы смыслообразования и субъективный оценки.

Оригинальность исследования состоит в установлении связи между поведенческим и эмпирическим аспектами, что позволяет более системно и структурированно подойти к анализу опыта студентов в мультикультурной среде, что в свою очередь, позволит лучше удовлетворять их информационные потребности и на научной, равноправной и инклюзивной основе проектировать и выстраивать библиотечную среду.

  

УДК: 004:025.5 + 028.1.02

ГРНТИ: 13.31.19; 15.81.49

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0035

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0035/full/html