В том же номере журнала размещена статья Стэна Трембака (Stan Trembach) «Библиотечное обслуживание мультикультурных сообществ сквозь призму истории: обзор литературы» (Library Services to Multicultural Populations through the Lens of History: A Literature Review). В сегодняшних условиях глобализации и взаимозависимости библиотеки играют критическую роль в интеграции культурно и этнически многообразных сообществ через удовлетворение их культурных, социальных и, прежде всего, информационных потребностей. В публикуемом обзоре исследован вопрос исторического развития библиотечного обслуживания США, начиная с самого раннего, рекомендательного формата, и до современных форм библиотечной поддержки, доступной сегодня мультикультурным сообществам. Результаты поиска публикаций сгруппированы по нескольким большим темам: (1) проблемы, с которыми исторически сталкивались иммигранты в США; (2) роль публичных библиотек в культурной интеграции и адаптации таких пользователей; и (3) эволюция рекомендательного библиотечного обслуживания и его влияние на современные форматы культурной интеграции и адаптации, в том числе на работу региональных профессиональных библиотечных ассоциаций. Поиск публикаций осуществлялся в следующих базах данных: Library and Information Science Source (EBSCO), Academic Search Complete (EBSCO), LISTA (EBSCO), Education Source (EBSCO) и ProQuest Theses and Dissertations. В публикации анализируются вопросы библиотечной политики в отношении взаимодействия с мультикультурным сообществом, а также место данного массива исследований в формирующемся междисциплинарном дискурсе глобального гражданства. Представлена обширная библиография.

  

УДК: 021:[008:351.858]

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.259

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/259

Эмили Рид (Emily Reed) и Брендан Джонсон (Brendan Johnson) опубликовали статью «Современное влияние теории культурного капитала на университетские библиотеки и потенциал ее применения: обзор литературы» (Overview of cultural capital theory's current impact and potential utility in academic libraries). Цель обзора — познакомить специалистов и руководителей университетских библиотек с теорией культурного капитала Пьера Бурдьё (Pierre Bourdieu). Теория культурного капитала родилась на стыке социологии и теории образования. Люди обладают культурным капиталом в различной степени, в зависимости от их доступа к культурным ресурсам, участия в культурной деятельности и признания их культурным сообществом. Теория культурного капитала подразумевает, что люди могут приобретать культурный капитал в определенных его формах, а те, кто преуспевает в этом, повышают свой социальный статус.

Пьер Бурдьё (1930-2002) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов ХХ века. В своей работе 1986 г. «Формы капитала» французский социолог Пьер Бурдьё разделил культурный капитал на три типа: воплощенный, институционализированный и объективированный.

Воплощенный капитал мы приобретаем в процессе социализации и образования в течение определенного периода времени, что отражается в наших манерах и приобретенных навыках.

Институционализированный культурный капитал — это признанная форма культурного капитала, то, что может быть сертифицировано, например, степень, которой мы обладаем, ранг или должность. Это измеряемый аспект культурного капитала.

Третья форма капитала, объективированный или овеществленный капитал — это отражение материальных вещей, которыми мы обладаем, например, бренды или учебные заведения, которым мы отдаем предпочтения. Часто это определяет наше экономическое положение в обществе и помогает нам сохранять это положение, поскольку оно может передаваться из поколения в поколение, воспроизводя таким образом неравенство в обществе.

Университетские библиотеки естественным образом являются источником приобретения культурного капитала, и многие из них имеют установку на помощь в приобретении этого капитала различными группами учащихся. Авторами предпринят обзор профессиональной литературы в сфере библиотековедения и информатики, позволивший выявить статьи, посвященные вопросам культурного капитала в их связи с проблемами образования, деятельности библиотек и формирования информационной грамотности и цифровых компетенций. В рамках ряда поисковых стратегий были выявлены публикации, затрагивающие данную тематику. Большая часть литературы обнаружена методом предметного поиска и поиска по ключевым словам в научных базах данных, таких как Library & Information Abstracts (LISA), Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA), Library Literature & Information Science, Scopus и Web of Science. При помощи инструмента Scopus CiteScore осуществлен поиск по словосочетанию «культурный капитал» в семи журналах, которые поиск выдавал наиболее часто, а именно: Journal of Librarianship and Information Science, Library and Information Science Research, Journal of Academic Librarianship, College and Research Libraries, Library Quarterly, Communications in Information Literacy и Library Management.

Изначально предполагалось включить в обзор лишь журнальные статьи, однако в конечном итоге анализу подверглись также несколько книг, главы из книг, доклады. Было отобрано 110 источников, из которых 99 составляли журнальные статьи.

Авторы анализируют направления формирования культурного капитала, по которым библиотеки имеют возможность оказывать влияние, такие как образовательная деятельность, обеспечение академической успеваемости, работа с целевыми группами, читательское поведение и книги, оцифровка коллекций и сервисов, продвижение овеществленного капитала через ресурсы, формирование воплощенного капитала через образовательные мероприятия и программы. Названы категории читателей университетской библиотеки, которые безусловно выиграют от реализации стратегии формирования культурного капитала.

Авторы заключают, что теория культурного капитала недостаточно представлена в библиотековедческой литературе, между тем обращение к ней университетских библиотек может положительно сказаться на обслуживании студенческой аудитории. Намечены направления будущих исследований.

  

УДК: 021.1 + 027.7

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102782

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001210