Развитие электронных ресурсов в конце 1990-х годов повлекло за собой масштабные проекты оцифровки и сохранения информации. В статье «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) авторы – сотрудники Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсма (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиин Клеппе (Martijn Kleppe) и Технологического университета Делфта Марция Лоддо (Marzia Loddo) – описывают два текущих проекта Национальной библиотеки Нидерландов, направленных на физическое сохранение библиотечных материалов и на обеспечение их доступности. Первый проект – организация высококачественного доступа к специальным коллекциям с помощью 360°-панорамы хранилища библиотеки, снятой на трехмерную камеру Insta360 EVO. Снимки с камеры были проанализированы и снабжены интерактивными элементами. С помощью этого инструмента библиотека в перспективе могла бы соединить каждую книгу на 360°-панорамном изображении с гиперссылками на оцифрованную копию, отчетом о сохранении, дополнительными изображениями и другими материалами. Второй проект – использование интерфейса виртуальной реальности в образовательных целях для доступа к детским книгам. С помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest пользователи могут открывать книги, перемещать их и включать звуковые эффекты. Кроме того, можно перемещаться в виртуальном мире; ходить по виртуальным книгам и просматривать их под любым углом.

  

УДК: 02:004+025.7/.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023080

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023080

Грегори Х. Лизер (Gregory H. Leazer), адъюнкт-профессор департамента информационных исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) в статье «Сильная и слабая степень универсализма в библиографических услугах» (Strong and Weak Universalism in Bibliographic Services) анализирует эссе Патрика Уилсона (Patrick Wilson) «Два вида власти: эссе по библиографическому контролю» и рассматривает мнения ученых-документалистов по следующим вопросам:

- как универсалистские утверждения соотносятся с моделью информационного обслуживания Уилсона;

- как три принципа библиографической универсальности – универсального знания, обслуживания всех пользователей и универсального доступа к знаниям — соотносятся с тем утверждением Уилсона, что библиографический учет носит политический характер в силу того, что каталогизаторы должны принимать решения исходя из требований и форм контроля со стороны сообщества.

Патрик Уилсон - ученый, философ, профессор Калифорнийского университета в Беркли и декан Школы библиотечных и информационных исследований. Он широко известен в библиотечном и информационном сообществах благодаря своим работам, посвященным философским основам библиографии. В его книге «Два вида власти: эссе по библиографическому учету» (1968 г.) впервые высказано предложение о создании Высшего библиографического совета. В задачи такого совета входило бы рассмотрение спорных вопросов, разработка общих принципов и положений библиографического учета. «Библиографический учет, — утверждается в эссе, — это своего рода власть; а просьбы или требования власти — в широком, но все же правильном понимании этого термина, являются политическими запросами».

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.1080/01639374.2021.1964011

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1964011

Статья Сары Маннхеймер (Sara Mannheimer) «Повторное использование качественных данных и крупные социальные исследования с точки зрения курирования данных» (Data Curation Implications of Qualitative Data Reuse and Big Social Research) основана на презентации «Поддержка ответственных исследований с получением Больших данных общественного характера: объединение практикующих сообществ» (Supporting Responsible Research with Big Social Data by Connecting Communities of Practice), состоявшейся в рамках Саммита RDAP (Registration Data Access Protocol) 2021 г. Материалы доступны в интернете: https://osf.io/e4u7v.

Большие данные общественного характера (например, данные социальных сетей и блогов) и архивированные качественные данные (например, транскрипты интервью, полевые журналы, дневники) обладают сходством, между тем сообщества, которые являются источником этих данных, не идентичны и практически не пересекаются. В данной статье рассматриваются общие задачи повторного использования качественных данных и Больших данных общественного характера в сфере курирования данных. Автор провела анализ литературы и применила индуктивное кодирование в отношении 300 статей, посвященных вопросу о повторном использовании качественных данных и крупным социологическим исследованиям. В представленной литературе выявлено шесть основных проблем, связанных с использованием и повторным использованием данных, присутствующих в качественных данных и крупных социологических исследованиях – это контекст, качество данных, сопоставимость данных, информированное согласие, право на частную жизнь и конфиденциальность, интеллектуальная собственность и право собственности на данные.

Автор настаивает на том, что специалисты, занятые курированием данных, должны понимать сущность этих проблем, вырабатывать стратегию и соответственно решать задачи их курирования через документирование, комбинирование массивов данных и их объединение через ссылки; поддержку надежных репозиториев; использование и продвижение стандартов для метаданных; обсуждение с исследователями и экспертами организаций альтернативных стратегий для контента; обеспечение деидентификации; обеспечение ограниченного доступа к данным; разработку договоров об использовании данных; управление правами и лицензирование данных; разработку и реализацию альтернативных стратегий архивирования. Решение этих задач по курированию данных обеспечит эффективную практику использования качественных данных и данных крупных социологических исследований.

Registration Data Access Protocol (RDAP) — протокол доступа к регистрационным данным, стандартизирован рабочей группой Инженерного совета Интернета в 2015 г. после изучения экспериментальных разработок и подробнейших обсуждений. RDAP является протоколом-преемником протокола WHOIS и используется для поиска релевантных регистрационных данных на таких ресурсах Интернет, как имена доменов, IP-адреса и номера автономных систем.

  

УДК: 004.65:303.425

ГРНТИ: 20.01; 04.15; 20.23.17, 20.23.21, 20.23.25

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1218

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss4/5/

Малгожата Федорович-Крушевская (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska), адъюнкт-профессор Института информатики и книговедения Университета Николая Коперника (Торунь, Польша), в статье «Зеленая библиотека как предмет исследования – количественная и качественная перспектива» (Green library as a subject of research – a quantitative and qualitative perspective) проводит анализ научной литературы, посвященной зеленым библиотекам, с первых публикаций по этой тематике и до наших дней. Задачей исследования являлось изучение динамики увеличения числа публикаций о зеленых библиотеках, а также определение тематической структуры научной литературы в этой области.

С 1990-х гг. появляется все больше публикаций, посвященных вопросам устойчивого развития, и в том числе экологической устойчивости применительно к деятельности библиотек. В последние годы библиотеки проводят различные мероприятия, направленные, с одной стороны, на минимизацию негативного воздействия библиотек на окружающую среду за счет их надлежащего управления, а с другой стороны, на формирование услуг, способствующих повышению экологической осведомленности общества. Такие понятия, как зеленые библиотеки, зеленое библиотечное дело и устойчивые библиотеки, уже вошли в терминологию библиотечно-информационных наук и библиотечного дела. В связи с увеличением количества публикаций были предприняты попытки проанализировать их с тем, чтобы разработать теоретическую основу для рассматриваемых явлений и создать типологию тематических областей, определить терминологию и описать эволюцию зеленого библиотечного дела и устойчивого развития библиотек. Были проанализированы научные публикации о зеленых библиотеках 1991-2020 гг., проиндексированные в базе данных Web of Science. Численный прирост публикаций определялся с помощью библиометрического метода, а для характеристики тематической структуры публикаций использовался метод контент-анализа. Количественный анализ литературы о зеленых библиотеках показал, что это новая область, которая не исследуется с постоянной интенсивностью. Время публикации материалов о зеленых библиотеках можно разделить на два периода: так называемый период первых публикаций 1991-2006 гг., в котором были годы с нулевым количеством публикаций, и период 2007-2020 гг. – когда количество публикаций увеличивалось относительно равномерно. Контент-анализ показал, что наиболее частой темой является вопрос зеленого строительства и управления им. Автор отмечает, что период после 2010 г. – это время построения теоретической базы для нового направления исследований, т.е. зеленых библиотек. Период наибольшей издательской активности во второй половине второго десятилетия XXI века связан, по мнению автора, с деятельностью Организации Объединенных Наций по содействию устойчивому развитию и возросшей интенсивностью деятельности IFLA в этой области в то время. В 2016 г. IFLA запустила Международную программу защиты интересов (International Advocacy Programme, IAP). Цель ее заключалась в повышении осведомленности библиотекарей о целях устойчивого развития (ЦУР), которые были включены в принятый в 2015 г. документ ООН под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.».

В качестве практических рекомендаций автор данного исследования отмечает необходимость (в зависимости от финансовых, организационных и человеческих ресурсов библиотек) проведения мероприятий в области экологического образования, создания исходной базы данных о зеленых библиотеках и разработки «кодовой книги», которая может быть использована для определения критериев оценки деятельности библиотек в области экологической устойчивости.

  

УДК: 021.1+502.131.1

ГРНТИ: 13.31.11; 87.01

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0156

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0156/full/html

В очередном выпуске журнала опубликовано тематическое исследование «Большие надежды: адаптация исследовательской повестки библиотекаря к требованиям, предъявляемым к результатам научной деятельности» (Great expectations: Adapting a research agenda to changing scholarship requirements). Авторы — Джеремия Пашке-Вуд (Jeremiah Paschke-Wood) и Эллисон Галласпи (Allison F. Gallaspy) — опираются как на свой личный опыт сотрудников университетских библиотек, так и на современные научные публикации по данной проблеме.

При переходе из одной организации в другую молодые профессиональные библиотекари учитывают ряд факторов: уровень заработной платы и систему поощрений, месторасположение (комфортность жизни в тех или иных регионах при переезде), новое профессиональное сообщество. Однако библиотекарям, достигшим середины своего профессионального пути, следует увидеть не столь очевидный для многих аспект перехода на новое место работы: ожидания организации в отношении оригинальной исследовательской деятельности.

При перемене места работы меняются должностные обязанности и механизмы профессиональной поддержки. В малых университетах акцент делается на ежедневных рутинных операциях, и относительно малое внимание уделяется исследовательской деятельности библиотекарей. Напротив, в крупных научных организациях придают большое значение научно-исследовательским публикациям и иным формам представления результатов исследовательской деятельности. Не всегда эти требования декларируются официально или формулируются работодателями во время приема на работу; они становятся очевидными для работника лишь в процессе работы. При продвижении специалиста по карьерной лестнице в рамках одной организации ожидания по отношению к результатам его исследовательской деятельности (представленным метриками и импакт-фактором) также могут меняться.

В данной работе рассмотрены две главные характеристики, которые позволяют прогнозировать ожидания в отношении результатов научно-исследовательской деятельности: тип организации и должностная классификация. Определив интенсивность исследовательской деятельности в новой должности, библиотекарь может выстроить личную стратегию своей профессиональной деятельности.

  

УДК: 023.5:331.108.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102527

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200043X

В шестом номере журнала опубликована статья Сепанта Шарафуддина (Sepanta Sharafuddin) и Ивана Белика (Ivan Belik), сотрудников Норвежской школы экономики, под заглавием «Эволюция анализа данных в бизнес-кейсах» (The evolution of data analytics through the lens of business cases). Анализ данных — динамично развивающаяся область деятельности, между тем, не получившая по сей день универсального определения. Анализ данных в бизнесе есть обобщение результатов различных видов деятельности и операций компаний и предприятий, применение процессов обработки данных в решении бизнес-проблем, то есть сбор данных, их формализация и обработка с целью получения знаний, решения конкретных экономических проблем и управления рабочими процессами.

Авторы предприняли комплексный обзор современного состояния и тенденций развития технологий анализа данных, применяемых в бизнес-практике с момента их появления. В настоящем исследовании внимание уделено природе и видам технологий, основанных на данных, которые с большой вероятностью получат развитие в последующих десятилетиях в различных сферах экономики.

Для анализа трех периодов развития информационной аналитики в бизнесе – в прошлом (1950-е–1990-е гг.), настоящем (2000–2020-е гг.) и будущем (2030-е–2050-е гг.) – рассмотрен соответственно опыт трех крупнейших компаний. Это оптово-розничная сеть Walmart, стриминговая развлекательная компания Netflix и ИТ-компания Affectiva. Все они показали пример потрясающей адаптации к технологическим сдвигам и решения сложнейших задач анализа данных в период эволюционного перехода от старых технологий к новым.

В контексте эволюции анализа данных опыт компании Walmart – это решение задач сбора, обработки и обобщения данных об индивидуальных клиентах/пользователях (например, данных о покупательском поведении). Опыт Netflix демонстрирует, как компании извлекают ценнейшую бизнес-информацию и на этой основе добиваются сверхэффективности, опираясь на большие данные и технологии машинного обучения. Подход компании Netflix к анализу данных — показательный пример эффективной дешифровки разнородных данных и их анализа.

Индустриальная концепция 4.0 подразумевает интеграцию ИТ с физическими системами, ведущую к появлению киберфизического мира, превращающего мир реальный в виртуальную реальность, часто без участия человека. Компания-разработчик искусственного интеллекта Affectiva создает новую технологическую категорию –искусственный эмоциональный интеллект (ЭИ) на основе обработки огромного массива информации, получаемой от действующих в реальном времени сенсоров и видеоустройств. Успех компании в разработке продуктов ЭИ основывается на четком понимании экспоненциального роста возможностей ИИ для обработки данных благодаря появлению автономных устройств сбора и обработки данных.

Можно с уверенностью предсказать, что ИИ будет предлагать бизнесу все более совершенные системы анализа данных и что происходящая революция, связанная с ИИ и ЭИ, с большой вероятностью трансформирует среду человеческого труда. Так, например, компания Affectiva уже сотрудничает с людьми, готовыми предоставлять свои индивидуальные данные для разработки и совершенствования технологий распознавания эмоций, которые в перспективе смогут быть использованы в маркетинговых исследованиях. Поскольку это не единственный опыт, то можно прогнозировать, что стремительное развитие информационных технологий направлено в сторону появления киберфизического общества, в котором человек, корпорации, устройства будут тесно взаимосвязаны. Такое общество будет как никогда открыто для обмена данными.

Анализ тенденций в области развития технологий и репрезентативные тематические исследования (кейсы) позволяют сделать вывод о динамичном развитии информационной аналитики и отсутствии стагнации в этой сфере. Изучение же динамики эволюции в той или иной области на реальных примерах способствует лучшему пониманию сдвига парадигмы и соответствующих технологических достижений в ИТ-бизнесе.

  

УДК: 004.8:001.103-047.44

ГРНТИ: 28.23

DOI: 10.1108/OIR-07-2021-0355

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2021-0355/full/html

Сотрудники факультета информационных технологий и коммуникационных наук Университета Тампере (Финляндия) Калерво Ярвелин (Kalervo Järvelin) и Пертти Ваккари (Pertti Vakkari) в статье «Исследования в области библиотечно-информационных наук: контент-анализ журнальных статей за пятидесятилетний период» (LIS research across 50 years: content analysis of journal articles) приводят результаты изучения тематического и методологического содержания публикаций по библиотечно-информационным наукам за 1965-2015 гг.

Авторы провели количественный анализ интеллектуального содержания 1210 статей, опубликованных более чем в 30 англоязычных научных профильных журналах. Использовались репрезентативные данные за 1965, 1985, 2005 и 2015 гг. Статьи были классифицированы по восьми параметрам, охватывающим их содержание и методологию – тематика, научность (соответствие критериям научного знания), социальный уровень объекта исследования, стратегия исследования, метод сбора данных, тип анализа, вид и тип исследования.

За прошедшие 50 лет заметно увеличились как доля, так и абсолютное количество научных статей в профильных журналах. Если в 1965 г. лишь 30% статей носили научный характер, то в 2015 г. соответствующий показатель составил 91%. Это означает, с одной стороны, развитие библиотечно-информационных наук как области исследований, а с другой – отражает ужесточение требований журналов к приему публикаций. Рост абсолютного числа научных статей означает увеличение исследовательской активности в целом. Что касается тематики публикаций – научно-профессиональная коммуникация стала самой популярной темой для исследований (37,4%), за ней следуют хранение и извлечение информации (22,9%), деятельность библиотечно-информационных служб (13,9%) и информационный поиск (13,9%). Этим четырем темам посвящено 88,1% всех научных статей. Авторы отмечают, что снижение количества публикаций, посвященных деятельности библиотечно-информационных служб связано с переориентацией учреждений с обслуживания на поиск информации и разработку соответствующих инструментов. В методологии исследований также произошли изменения – эмпирические стратегии пришли на смену концептуальным, и все большую популярность приобретают опросы, наукометрические методы, эксперименты, тематические и качественные исследования.

Интересно, что, хотя исследования в области библиотечно-информационных наук тематически все больше объединяются по четырем основным направлениям, методологически они становятся все более разнообразными. Авторы делают вывод, что за прошедшие 50 лет исследования в области библиотечно-информационных наук стали более универсальными, но при этом они создают более разностороннее и достоверное описание своих объектов исследования.

  

УДК: 02:002.6+[001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 83.03.45; 12.41.51

DOI: 10.1108/JD-03-2021-0062

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-03-2021-0062/full/html

Статья Эндрю Шентона (Andrew K. Shenton) «Охват/влияние: стратегия демонстрации ценности исследования» (A reach/significance cross-over: a strategy for demonstrating the impact of our research) помогает шире взглянуть на вопросы научно-исследовательской деятельности библиотечных специалистов. Во многих сферах профессиональной и научно-образовательной деятельности критерии охвата и цитируемости публикации используются для демонстрации ее ценности. Данные критерии заставляют заботиться, прежде всего, о статистических показателях. Однако, как доказывает автор статьи, у исследователя есть возможность указать на ценность своей работы через некоторые особенности цитирования его/ее труда в разнообразных источниках. Автор выделяет 10 критериев, через которые можно охарактеризовать как цитируемый документ, так и его автора. Этими критериями, по мнению автора, являются:

• временной период, в течение которого цитируется публикация;

• географический охват цитирования (страны, континенты, т.п., где происходит цитирование);

• языки, на которых цитируется публикация (помимо языка оригинала);

• категория, к которой относится цитирующий публикацию автор (студент, ученый, специалист-практик, консультант, чиновник);

• мотивация цитирующего автора (получение квалификации, решение исследовательской задачи, научные интересы, принятие стратегического/политического решения, предоставление консультации);

• цитирование в различных источниках (в монографии, журнальной статье, в конференционном докладе и т.п.);

• цель цитирования (аргументация, иллюстрация, постановка новой исследовательской проблемы и т.п.);

• актуальность проблематики работы, в которой происходит цитирование;

• тематика (методологические, концептуальные, общие научные вопросы и т.п.);

• сектор информационного мира, к которому отсылает цитирование. В библиотечной сфере это проблематика публичных, университетский, школьных, специальных библиотек — или выходящая за пределы библиотековедения и информатики.

Для характеристики ценности исследования и его влияния в научной сфере можно использовать несколько названных критериев или все одновременно.

  

УДК: 001.83-047.44

ГРНТИ: 12.41.51; 13.31.16

DOI: 10.29173/lirg830

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/830/826

Исследование, о котором рассказано в статье Анны Люнд (Anna Lundh) «Я могу читать, хотя не вижу: право на чтение лиц с ограниченными возможностями. Аудиокниги» (I can read, I just can't see”: a disability rights-based perspective on reading by listening), относится к новейшей области критических исследований проблем чтения с привлечением положений теоретической документологии, теории грамотности и дефектологии. Статья представляет собой дискурс-анализ использования аудиотехнологии чтения. К исследованию с проведением полуструктурированных интервью было привлечено 16 студентов австралийских университетов, слепых или имеющих нарушения зрения. Было важно понять, какое место на понятийном и социальном уровне занимает восприятие текстов на слух как вариант чтения. Участники исследования отмечали разницу восприятия между «реальным» чтением и чтением в форме аудирования, когда последнее воспринимается обществом скорее как исключение и связывается со статусом незрячего субъекта или субъекта с нарушениями зрения. Несмотря на то, что в статье нет окончательного ответа на вопрос, что же такое чтение, результаты исследования скорее подтверждают теоретическое предположение о том, что восприятие текстов на слух может считаться одной из форм чтения, такой же, как чтение печатных произведений или чтение по системе Брайля. По мнению авторов, утверждения, что этот вариант читательской практики не является чтением как таковым, маргинализируют опыт и статус людей, которые пользуются этими технологиями и, а кроме того, отрицательно влияют на развитие и использование соответствующих технологий и практик библиотек, издательств, образовательных учреждений. Очевидно, что ситуация с изданием недоступных для незрячих и слабовидящих людей книг или с отставанием конвертирования материалов для нужд соответствующих групп студентов, требует решительного вмешательства и изменений практического, технологического и экономического характера. Обеспечение доступности документов или доступа к ним — это социальный, концептуальный и организационный вопрос, а использование аудиотехнологий чтения должно быть не исключением, а правом пользователей.

  

УДК: 028.1:364.65-056.262 + 376-056.262

ГРНТИ: 14.29.25; 16.21.53

DOI: 10.1108/JD-10-2020-0169

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2020-0169/full/html

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

Принципы FAIR (легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования) разработаны с целью обеспечения многократного использования научных и исследовательских данных и должны стать основополагающими для научно-исследовательских и образовательных учреждений. Этой теме посвящена статья Клары Ллебо (Clara Llebot) и Дайаны Кастильо (Diana J. Castillo) из Университета шт. Орегон, США, «Придерживаются ли американские организации принципов FAIR в отношении научных данных? Контент-анализ» (Are Institutional Research Data Policies in the US Supporting the FAIR Principles? A Content Analysis). Рассмотрена политика в отношении исследовательских данных, принятая в «передовых исследовательских учреждениях» США. Авторы анализируют, каким образом принятая научными учреждениями политика в отношении таких данных стимулирует исследователей к соблюдению этих принципов. Использована методика контент-анализа: на основании предшествующих исследований выбран 31 критерий для оценки политики 40 учреждений, в документах которых дано определение научно-исследовательских данных и приведены принципы, которыми должны руководствоваться исследователи. При этом анализ показал, что декларируемые принципы не означают их реализацию. Более того, само понятие FAIR упоминается лишь в одном документе. В половине документов, определяющих политику исследовательских учреждений, говорится об обмене данными; еще в 11 данная концепция присутствует в контексте условий предоставления финансирования. Разделы, посвященные доступу и сохранности данных, составлены в большинстве случаев без учета данных, доступ к которым должен быть открыт для широкой публики. В 29 случаях политика учреждений не предусматривает документирование данных. Авторы утверждают, что разработка политики в соответствии с принципами FAIR может повлиять на то, какую поддержку будут получать исследователи от своей организации.

  

УДК: 001.103:001.89(73)

ГРНТИ: 20.21; 12.31

DOI: 10.7191/jeslib.614

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/614

Мохамед Абелмагед (Mohamed Aboelmaged), Самар Муаккет (Samar Mouakket) и Имран Али (Imran Ali) представляют статью «Наукометрический анализ внедрения цифровых библиотек за 30-летний период: модели, тенденции, направления исследований» (A scientometric analysis of digital library adoption over the past 30 years: Models, trends, and research directions). Они анализируют современное состояние и направления развития исследований в области цифровых библиотек за последние 30 лет. Авторы отобрали 216 статей и докладов, опубликованных и представленных на конференциях в период с 1992 по 2022 гг.; общее количество тематических ссылок к данным работам составляет 8399. Применены методы силуэта и оптимизации модульности, анализа со-цитирования, пакетного и кластерного анализа исследовательской тематики. Результаты позволяют представить эволюцию исследований в данной области, модели и теории, новейшие тенденции, границы и актуальные проблемы, — все, на основании чего принимаются решения о внедрении и развитии цифровых библиотек. Анализ показал, в частности, что превалируют вопросы, характерные для предварительной стадии развития технологии, поскольку тема внедрения обсуждается в рамках самых разных тематических областей, а спектр моделей внедрения, часто смешанных, довольно узок. Тем не менее, отмечается активная динамика направления, усилившаяся с появлением новых цифровых технологий, в частности социальных сетей, блокчейна, виртуальной реальности и т.д. Помимо этого, благодаря обнаруженным лакунам можно увидеть будущие возможности на исследовательском поле. По данным авторов, это первая за многие годы попытка исследования проблемы внедрения технологии цифровых библиотек подобной глубины и охвата.

  

УДК: [001.83:01]-047.44 + 004:021

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.1177/09610006231161143

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231161143

Статья Лай Ма (Lai Ma) «Платформизация научной информации и борьба с ней» (The Platformisation of Scholarly Information and How to Fight It) посвящена анализу ситуации в сфере научных публикаций. Автор заявляет, что контроль научно-исследовательской деятельности и академических публикаций со стороны определенного числа олигополистических компаний тормозит развитие движения за открытый доступ и нарушает этические принципы доступности информации и конфиденциальности. В последние годы вертикальная интеграция издательств и иных провайдеров информационных сервисов в цикл научно-исследовательской деятельности привела к так называемой платформизации, которая понимается как зависимость деятельности организаций и государственных структур, а также экономических процессов от цифровой платформы. Платформизация научно-издательской деятельности характеризуется «датафикацией» и товаризацией научной информации, подобно тому, как это происходит на платформах социальных сетей. К научным публикациям относятся как к сгенерированному пользователями контенту, используемому для отслеживания и контроля данных с целью получения на этой основе приносящих издательствам прибыль продуктов и разработки сервисов оценки результатов научной деятельности, эталонных тестов и отчетности.

Автор утверждает, что такие платформы, как Scopus и Web of Science в значительной степени контролируют научную информацию — или научное знание, — индексируя журналы/ издательства в своих базы данных или исключая из них. Авторитетность и обоснованность такого поведения как бы гарантируется существующей системой оценки результативности научной деятельности ученых, которая в большинстве стран оперирует наличием публикаций на этих платформах. Те же работы, которых нет на этих платформах, считаются менее качественными, а иногда даже хищническими. Между тем, надо помнить, что в названных базах данных представлены публикации на английском языке, а основным фактором оценки является цитирование и соответствующие метрики.

В большинстве своем ученые не имеют представления о бизнес-моделях, реализуемых коммерческими издательствами, не видят различия между зеленой, золотой и бриллиантовой моделями открытого доступа — по крайней мере, до тех пор, пока не сталкиваются с требованиями финансирующей стороны. И конечно же, ученые часто не имеют представления о том, какие гигантские прибыли получают некоторые из издательств.

В данной статье предложены четыре направления борьбы с платформизацией научной информации и рассмотрено их потенциальное влияние на библиоразнообразие, доступ к информации и конфиденциальность данных: (1) ознакомление ученых исследователей с принципами функционирования коммерческих издательств и систем управления процессами; (2) выделение бюджета библиотек на поддержку издательской деятельности как самих ученых, так и библиотек; (3) активное участие библиотек в развитии государственных научно-исследовательских организаций и реформировании авторского права; и (4) поддержка реформирования моделей оценки результатов научно-исследовательской деятельности.

Автор характеризует такие реализуемые модели развития инфраструктуры открытой науки, как DSpace, Fedora, Omeka, Open Journal Systems (OJS), the Digital Preservation Network, LOCKSS, Directory of Open Access Journals (DOAJ), CrossRef, а также организации, выступающие в их защиту, такие как SPARC и Конфедерация репозиториев открытого доступа (Confederation of Open Access Repositories). Кроме того, описаны платформы для открытого контента, например, ArXiv и Hathitrust, а также План развития модели бриллиантового доступа (Action Plan for Diamond Open Access), опубликованный. Ассоциацией Science Europe.

  

УДК: 021.6(100) + 34:02 + 347.78.03

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.20; 10.41.29

DOI: 10.53377/lq.13561

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/13561

Коллектив авторов — Марьям Заргани (Maryam Zarghani), Лейла Немати-Анараки (Leila Nemati-Anarakш), Шахрам Седкхи (Shahram Sedghi), Абдолреза Чаколи Норузи (Abdolreza Noroozi Chakoli) и Аниса Роухани-Фарид (Anisa Rowhani-Farid) — опубликовал статью «Потенциал открытой науки для научных исследований: комплексный обзор литературы» (The Application of Open Science Potentials in Research Processes: A Comprehensive Literature Review). Цель работы — показать отражение в литературе различных аспектов реализации принципов открытой науки в исследовательских процессах. За основу были взяты четыре базы данных (Pubmed, Scopus, Web of Science и ProQuest); применен метод выборки «снежный ком». Таким образом было отобрано 98 публикаций 2011-2020 гг., соответствующих критериям включения. Релевантные исследования были подвергнуты затем тематическому анализу, в результате чего выявлены три категории характеристик научно-исследовательского процесса с точки зрения открытой науки: (1) категория публикации и обмена информацией, в том числе открытый доступ, открытые данные, прозрачность, возможность повторного использования, наука гражданского общества, краудсорсинг; (2) категория инфраструктуры и культуры, подразумевающая открытость инфраструктуры, открытость образования, открытость инструментов и механизма финансирования, открытую культуру , коммуникацию; и (3) управление и оценка — категория, охватывающая такие характеристики, как политика, система управления, этические принципы открытой науки. Движение к открытой науке означает усилия по обеспечению открытости научно-исследовательского процесса, его инклюзивности в отношении как внутренних, так и внешних акторов.

  

УДК: 001.83:[002.1-021.341]

ГРНТИ: 12.41.51

DOI: 10.1515/libri-2022-0007

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2022-0007/html

Статья «Оценка качества междисциплинарных исследований в зависимости от дисциплины» (Does the perceived quality of interdisciplinary research vary between fields?) опубликована коллективом авторов. Это Майк Телвол (Mike Thelwall), Кайван Коуша (Kayvan Kousha), Эмма Стюарт (Emma Stuart), Мейко Макита (Meiko Makita), Махшид Абдоли (Mahshid Abdoli), Пол Уилсон (Paul Wilson) и Джонатан Левитт (Jonathan M. Levitt). Авторы сравнивают оценку опубликованных рецензированных журнальных статей, данную экспертами, принадлежащими к различным отраслям науки. Исследователями принята общая шкала и показатели оценки, основанные на блоках показателей, включенных в REF 2021 (Research Excellence Framework), Рамочную программу оценки качества исследований, принятую в Великобритании. Первоначально для исследования было отобрано 8015 журнальных статей, опубликованных в 2014-2020 гг., и проведена оценка по нескольким блокам показателей с дальнейшим сравнением показателей согласованности, подвергшихся множественной оценке в рамках одного блока.

Авторы получили 53-процентный показатель согласованности между разными блоками оценки по четырехбалльной шкале качества и 70% согласованности в рамках одного блока. Это показывает, что оценка качества междисциплинарных исследований со стороны экспертов, представляющих разные отрасли знания, может различаться. Также обнаружена некоторая иерархия, существующая между отраслями, в том смысле, что в рамках некоторых блоков оценка статей выше, чем в рамках других заданных блоков.

Подчеркивается ограниченный характер исследования, поскольку полученные результаты относятся к работам, опубликованным лишь в одной стране, и к одной схеме оценки качества. Процентный показатель согласованности вычислялся исходя из недоказанных предположений относительно возможности сравнения баллов, присвоенных одним и тем же статьям в рамках REF, так что выводы относительно показателей согласованности можно считать предварительными. Тем не менее, результаты исследования указывают на необходимость правильного выбора релевантной предметной области для оценки того или иного междисциплинарного исследования.

  

УДК: 001.83 + 001.891

ГРНТИ: 12.41.51, 12.01.07

DOI: 10.1108/JD-01-2023-0012

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-01-2023-0012/full/html

Интересная и довольно популярная тема поднята в статье Мэттью Хэнны (Matthew Hannah) «Информационная грамотность в век Интернет-конспирологии» (Information literacy in the age of internet conspiracism). Общество XXI века столкнулось с такими вызовами, как ложная информация, дезинформация, фейковые новости, пропаганда и вирусные конспирологические теории, бесконтрольно распространяемые в Интернете. Согласно исследованию, проведенному Ipsos в 2019 г., почти 86% респондентов, столкнувшихся с фейковыми новостями, сообщили, что стали их жертвами. Теории заговора подпитываются интересом и восприимчивостью к ним граждан и ставят уникальные задачи перед учеными и педагогами, которые призваны формировать информационную грамотность и культивировать здоровые информационные практики. Для того, чтобы убедиться в существовании и сложности этих задач, стоит лишь сравнить модели информационной грамотности (ИГ) с принципами распространения во всемирной сети конспирологической информации. В фокусе внимания автора — конспирологическая теория QAnon.

QAnon — распространённая в США теория заговора, наиболее популярная во времена президентства Д. Трампа. Последователи теории QAnon (анонимы, или так называемые «аноны») убеждены в том, что Соединёнными Штатами (или даже всем миром) правит некая тайная и могущественная клика сатанистов-педофилов, которая якобы поддерживает гигантскую международную схему сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и существует уже на протяжении долгого времени.

QAnon является логическим следствием растущего политического экстремизма в сочетании с информационными технологиями; и, как результат такого слияния, QAnon реализует странную форму ИГ, с которой трудно бороться. Автор статьи последовательно сравнивает информационные практики, реализуемые сторонниками теории QAnon, с элементами модели, разработанной Ассоциацией университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL). Модель ACRL обучения ИГ включает в себя такие обязательные элементы, как определение исследовательских задач, поиск и использование информации, а также синтез и оценка такой информации. Автор приходит к выводу об удивительном сходстве этих двух моделей информационного поведения в отношении авторитетности, контекста, грамотности и исследовательского поведения. Итоги анализа показывают, что для победы над конспирологическими теориями понадобятся новые модели ИГ, которые помогут сформировать лучшее понимание политических контуров информационных экосистем. Такие модели должны включать как наступательные, так и защитные механизмы, и инструменты, предназначенные для вмешательства в эти особенно сложные онлайн-сообщества. Одна из возможных отправных точек для тактического ответа на проблему конспиративной ИБ находится в области науки, известной как критическая информационная безопасность. Интересно, что автор указывает на марксистскую философию и методологию как на возможный подход к формированию таких моделей.

Опираясь на работы психологов, специалистов по информатике, социологов и политологов, необходимо концептуализировать контуры онлайн-заговоров и выявить возможные направления вмешательства.

  

УДК: 077:316.77

ГРНТИ: 04.51.54

DOI: 10.11645/17.1.3277

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/21