Авторы, представляющие Университет штата Монтана, США, Сара Маннхаймер (Sara Mannheimer), Джейсон А. Кларк (Jason A. Clark), Кайл Хагерман (Kyle Hagerman), Якоб Шульц (Jakob Schultz) и Джеймс Эспеланд (James Espeland) подготовили статью «Простой инструмент для обнаружения массивов научных данных» (Dataset Search: A lightweight, community-built tool to support research data discovery). Главными характеристиками разработанного в университете приложения являются хорошо организованный интерфейс просмотра и поиска информации, модель данных, основанная на принципе обнаружения наборов данных, процесс сбора данных, включающих поиск и проверку наборов данных из внешних репозиториев, административный интерфейс, позволяющий создавать, интегрировать и сохранять записи, а также интерфейс визуализации наборов данных для демонстрации того, как данные производятся и используются учеными и исследователями Университета Монтаны. Данное приложение может быть использовано и другими организациями.

  

УДК: 004.657+002

ГРНТИ: 20.53.19, 20.01

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1189

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss1/3

В майском выпуске журнала опубликована статья Анжелы Мурилло (Angela P. Murillo) из Школы информатики и компьютерных наук Университета Индианы-Университета Пердью в Индианаполисе (шт. Индиана, США) «Данные имеют значение: как ученые в сфере наук о земле и экологии определяют релевантность данных и возможность их повторного использования» (Data matters: how earth and environmental scientists determine data relevance and reusability).

В задачи данного исследования входило изучение информационных потребностей ученых в сфере наук о земле и экологии и характеристик, по которым ученые определяют релевантность данных и возможность их повторного использования. Полученные данные позволяют предложить стратегии развития фондов и рекомендации по управлению данными и их курированию информационными специалистами, работающими бок о бок с учеными. Исследование проводилось в несколько этапов с применением смешанного метода анализа. В качестве экспериментальной среды был выбран репозиторий данных DataONE. Респонденты, специалисты по геологическим наукам, наукам об окружающей среде, экологии и биологии, были набраны через Университет Северной Каролины, Университет штата Северная Каролина, Комитет по данным для науки и техники (CODATA), информационную рассылку репозитория DataONE; также в список вошли участники Ежегодной конференции Геологического общества Америки. На первом этапе был проведен качественный и количественный анализ контента депонированных данных. Второй этап, главным образом описанный в статье, представлял собой квазиэксперимент по методике «мышление вслух». Ученые описали поиск данных в репозиториях как трудоемкий процесс, поскольку записи данных в некоторых из них содержат недостаточно информации. Информационные потребности ученых выявлены в отношении исследовательских методов, инструментов и описаний данных, а также реструктуризации рефератов. Кроме того, обнаружено, что ученые заинтересованы в реорганизации представления записи и информации о цитировании. Несмотря на то, что исследование ограничено сферой наук о земле и экологии, его результаты могут быть перенесены и в другие сферы, поскольку экологические науки и науки о земле являются мультидисциплинарной областью и включают в себя биологию, экологию и геологию. Результаты исследования имеют непосредственное практическое значение для библиотекарей-специалистов по данным и по управлению репозиториями, для кураторов данных, информационных специалистов, а также ученых, использующих эти данные. Реализация рекомендаций позволит увеличить эффективность консультационной деятельности библиотек при работе с учеными-исследователями в отношении организации хранения и создания данных, скорректировать политику развития репозиториев, определить, какая информация имеет первостепенное, а какая — второстепенное значение для возможности повторного использования данных. Поскольку затронута сфера экологии, данное исследование имеет и серьезное общественное значение. Уникальность и ценность данного исследования проблемы совместного и повторного использования данных состоит в уточнении и дальнейшей детализации данных по данной проблематике. В отличие от многих других работ, акцент сделан не на социальных мотиваторах и демотиваторах, а на информации, представленной в описании данных.

  

УДК: 001.103+004.65

ГРНТИ: 20.15.17, 20.17, 20.23.17

DOI: 10.1108/CC-11-2018-0023

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-11-2018-0023/full/html

Принципы FAIR (легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования) разработаны с целью обеспечения многократного использования научных и исследовательских данных и должны стать основополагающими для научно-исследовательских и образовательных учреждений. Этой теме посвящена статья Клары Ллебо (Clara Llebot) и Дайаны Кастильо (Diana J. Castillo) из Университета шт. Орегон, США, «Придерживаются ли американские организации принципов FAIR в отношении научных данных? Контент-анализ» (Are Institutional Research Data Policies in the US Supporting the FAIR Principles? A Content Analysis). Рассмотрена политика в отношении исследовательских данных, принятая в «передовых исследовательских учреждениях» США. Авторы анализируют, каким образом принятая научными учреждениями политика в отношении таких данных стимулирует исследователей к соблюдению этих принципов. Использована методика контент-анализа: на основании предшествующих исследований выбран 31 критерий для оценки политики 40 учреждений, в документах которых дано определение научно-исследовательских данных и приведены принципы, которыми должны руководствоваться исследователи. При этом анализ показал, что декларируемые принципы не означают их реализацию. Более того, само понятие FAIR упоминается лишь в одном документе. В половине документов, определяющих политику исследовательских учреждений, говорится об обмене данными; еще в 11 данная концепция присутствует в контексте условий предоставления финансирования. Разделы, посвященные доступу и сохранности данных, составлены в большинстве случаев без учета данных, доступ к которым должен быть открыт для широкой публики. В 29 случаях политика учреждений не предусматривает документирование данных. Авторы утверждают, что разработка политики в соответствии с принципами FAIR может повлиять на то, какую поддержку будут получать исследователи от своей организации.

  

УДК: 001.103:001.89(73)

ГРНТИ: 20.21; 12.31

DOI: 10.7191/jeslib.614

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/614