Исследование, о котором рассказано в статье Анны Люнд (Anna Lundh) «Я могу читать, хотя не вижу: право на чтение лиц с ограниченными возможностями. Аудиокниги» (I can read, I just can't see”: a disability rights-based perspective on reading by listening), относится к новейшей области критических исследований проблем чтения с привлечением положений теоретической документологии, теории грамотности и дефектологии. Статья представляет собой дискурс-анализ использования аудиотехнологии чтения. К исследованию с проведением полуструктурированных интервью было привлечено 16 студентов австралийских университетов, слепых или имеющих нарушения зрения. Было важно понять, какое место на понятийном и социальном уровне занимает восприятие текстов на слух как вариант чтения. Участники исследования отмечали разницу восприятия между «реальным» чтением и чтением в форме аудирования, когда последнее воспринимается обществом скорее как исключение и связывается со статусом незрячего субъекта или субъекта с нарушениями зрения. Несмотря на то, что в статье нет окончательного ответа на вопрос, что же такое чтение, результаты исследования скорее подтверждают теоретическое предположение о том, что восприятие текстов на слух может считаться одной из форм чтения, такой же, как чтение печатных произведений или чтение по системе Брайля. По мнению авторов, утверждения, что этот вариант читательской практики не является чтением как таковым, маргинализируют опыт и статус людей, которые пользуются этими технологиями и, а кроме того, отрицательно влияют на развитие и использование соответствующих технологий и практик библиотек, издательств, образовательных учреждений. Очевидно, что ситуация с изданием недоступных для незрячих и слабовидящих людей книг или с отставанием конвертирования материалов для нужд соответствующих групп студентов, требует решительного вмешательства и изменений практического, технологического и экономического характера. Обеспечение доступности документов или доступа к ним — это социальный, концептуальный и организационный вопрос, а использование аудиотехнологий чтения должно быть не исключением, а правом пользователей.

  

УДК: 028.1:364.65-056.262 + 376-056.262

ГРНТИ: 14.29.25; 16.21.53

DOI: 10.1108/JD-10-2020-0169

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2020-0169/full/html