В шестом номере журнала опубликована статья Сепанта Шарафуддина (Sepanta Sharafuddin) и Ивана Белика (Ivan Belik), сотрудников Норвежской школы экономики, под заглавием «Эволюция анализа данных в бизнес-кейсах» (The evolution of data analytics through the lens of business cases). Анализ данных — динамично развивающаяся область деятельности, между тем, не получившая по сей день универсального определения. Анализ данных в бизнесе есть обобщение результатов различных видов деятельности и операций компаний и предприятий, применение процессов обработки данных в решении бизнес-проблем, то есть сбор данных, их формализация и обработка с целью получения знаний, решения конкретных экономических проблем и управления рабочими процессами.

Авторы предприняли комплексный обзор современного состояния и тенденций развития технологий анализа данных, применяемых в бизнес-практике с момента их появления. В настоящем исследовании внимание уделено природе и видам технологий, основанных на данных, которые с большой вероятностью получат развитие в последующих десятилетиях в различных сферах экономики.

Для анализа трех периодов развития информационной аналитики в бизнесе – в прошлом (1950-е–1990-е гг.), настоящем (2000–2020-е гг.) и будущем (2030-е–2050-е гг.) – рассмотрен соответственно опыт трех крупнейших компаний. Это оптово-розничная сеть Walmart, стриминговая развлекательная компания Netflix и ИТ-компания Affectiva. Все они показали пример потрясающей адаптации к технологическим сдвигам и решения сложнейших задач анализа данных в период эволюционного перехода от старых технологий к новым.

В контексте эволюции анализа данных опыт компании Walmart – это решение задач сбора, обработки и обобщения данных об индивидуальных клиентах/пользователях (например, данных о покупательском поведении). Опыт Netflix демонстрирует, как компании извлекают ценнейшую бизнес-информацию и на этой основе добиваются сверхэффективности, опираясь на большие данные и технологии машинного обучения. Подход компании Netflix к анализу данных — показательный пример эффективной дешифровки разнородных данных и их анализа.

Индустриальная концепция 4.0 подразумевает интеграцию ИТ с физическими системами, ведущую к появлению киберфизического мира, превращающего мир реальный в виртуальную реальность, часто без участия человека. Компания-разработчик искусственного интеллекта Affectiva создает новую технологическую категорию –искусственный эмоциональный интеллект (ЭИ) на основе обработки огромного массива информации, получаемой от действующих в реальном времени сенсоров и видеоустройств. Успех компании в разработке продуктов ЭИ основывается на четком понимании экспоненциального роста возможностей ИИ для обработки данных благодаря появлению автономных устройств сбора и обработки данных.

Можно с уверенностью предсказать, что ИИ будет предлагать бизнесу все более совершенные системы анализа данных и что происходящая революция, связанная с ИИ и ЭИ, с большой вероятностью трансформирует среду человеческого труда. Так, например, компания Affectiva уже сотрудничает с людьми, готовыми предоставлять свои индивидуальные данные для разработки и совершенствования технологий распознавания эмоций, которые в перспективе смогут быть использованы в маркетинговых исследованиях. Поскольку это не единственный опыт, то можно прогнозировать, что стремительное развитие информационных технологий направлено в сторону появления киберфизического общества, в котором человек, корпорации, устройства будут тесно взаимосвязаны. Такое общество будет как никогда открыто для обмена данными.

Анализ тенденций в области развития технологий и репрезентативные тематические исследования (кейсы) позволяют сделать вывод о динамичном развитии информационной аналитики и отсутствии стагнации в этой сфере. Изучение же динамики эволюции в той или иной области на реальных примерах способствует лучшему пониманию сдвига парадигмы и соответствующих технологических достижений в ИТ-бизнесе.

  

УДК: 004.8:001.103-047.44

ГРНТИ: 28.23

DOI: 10.1108/OIR-07-2021-0355

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2021-0355/full/html