В этом же номере журнала опубликована статья Шона МакКэнна (Shawn McCann) и Ребеки Пикок (Rebeca Peacock) «Доступа нет: анализ распространенных ошибок в обеспечении доступности на веб-сайтах университетских библиотек» (Accessibility is not a feature: an analysis of common accessibility errors on academic library websites). Веб-сайт библиотеки — инструмент, необходимый всем пользователям библиотеки, и доступ к его контенту должен быть открыт для каждого, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Как институты, получающие государственное финансирование, университетские библиотеки несут за это ответственность. Базовый уровень доступности библиотечного сайта определяется Руководством по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG), разработанным Консорциумом Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), а также требованиями национального законодательства; в частности, авторы ссылаются на Закон о защите прав американских граждан с ограниченными возможностями (The Americans with Disabilities Act, ADA). Эти права обеспечиваются доступностью не только физического пространства библиотеки, но и ее веб-сайта. В статье исследуется состояние веб-сайтов университетских библиотек, входящих в Ассоциацию научных библиотек США. Для оценки веб-сайтов 124 университетских библиотек был использован инструмент оценки доступности веб-контента WAVE. Данный инструмент позволяет обнаруживать ошибки по 24 категориям. В подавляющем числе случаев (112 сайтов) была обнаружена хотя бы одна ошибка, и только 10 веб-сайтов их не имели. На основании проанализированных данных и с учетом заявленных в статье ограничений, самыми распространенными ошибками представления веб-контента университетских библиотек являются неверно выбранная контрастность, «битые» ссылки, пустые заголовки, неработающие атрибуты ARIA и отсутствующий альтернативный текст. Представлены количественные результаты исследования, проанализированы общие ошибки, представлены способы их устранения.

  

УДК: 027.7:004.738.5

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31; 19.31; 20.23.29

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988465

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988465

В апрельском номере журнала опубликован доклад «Непредвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты» (Thinking Differently about Library Websites: Beyond Your Preconceptions). Автор — Лора Соломон (Laura Solomon), менеджер библиотечных сервисов информационной сети Публичной библиотеки Огайо, веб-дизайнер, имеющая сертификат Консорциума Всемирной паутины. Доклад построен на практическом опыте взаимодействия с библиотеками в данной сфере. Автор рассматривает запросы библиотек относительно дизайна их веб-сайтов, развенчивает мифы, предлагает решения, которые понятны библиотечным специалистам и могут быть сформулированы ими при обращении к веб-дизайнерам.

Автор анализирует традиционно-предвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты и их дизайн и помогает понять, что может сделать их дружественными пользователю, полезными и релевантными его потребностям в случае каждой конкретной библиотеки. Она предлагает отказаться от заблуждения о существовании идеального библиотечного веб-сайта и некоторых распространенных мифов (например, о том, что «информация должна быть получена в три клика», что «кольцевая галерея изображений — это круто», что библиотекари знают все о своих читателях и их потребностях, что веб-сайт библиотеки необходимо время от времени оживлять модными фишками). Последовательно автор отвечает на вопросы о том, есть ли безусловные свойства и функции для веб-сайта, существуют ли категорические «нет»? Каких специалистов привлекать? На какие аналитические и статистические методы и научные данные следует опираться разработчикам? В частности, необходимо помнить, что за последние два десятилетия проведены научные исследования поведения пользователей веб-сайтов — гадать о том, как будут реагировать пользователи на те или иные элементы дизайна, уже не приходится.

Неоднократно автор подчеркивает, что веб-дизайн в конечном итоге осуществляется для пользователя, а не для работников библиотеки. Далеко не все функции, сервисы и ресурсы библиотеки должны быть отражены на сайте. Нужно понимать, зачем вообще пользователь приходит на сайт библиотеки — прежде всего, это доступ к ресурсам, поиск в каталоге, контактные данные библиотеки, информация о мероприятиях. Не всегда рекомендованы виджеты, тем более что рекламные баннеры делают сайт более тяжелым, понижают рейтинг сайта в поисковых системах, замедляют сайт. Большое значение придается расположению и графическому представлению различных ссылок и поисковых строк, которые должны приводить пользователя к необходимой ему информации прямыми путями, быстро и эффективно. Пользователь должен сам управлять своим взаимодействием с веб-сайтом, чему может помешать, например, автопроигрывание видео- и аудиороликов, автоматическое открытие ссылок и новых вкладок, требование ввести дополнительную информацию о себе для продолжения работы с сайтом, автопрокручивание галереи изображений, невозможность перейти на предыдущую вкладку.

Предложены, в том числе, конкретные советы, учитывающие отображение веб-сайта на мобильных устройствах (например, отсутствие рекламы, приемлемость функции прокручивания). Автор подчеркивает, что польза и релевантность — главные принципы дизайна библиотечного веб-сайта.

  

УДК: 004.738.1:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 81.95.33; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n3

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/827

В статье «Образ пользователя современного библиотечного веб-сайта» (Modern impressions: Getting to know your library website users) Робин Натон (Robin Naughton) представляет исследовательский проект, осуществленный библиотекой Колледжа Квинса, входящего в систему Городского университета Нью-Йорка. Веб-сайты университетских библиотек призваны обслуживать различные группы пользователей (студентов, профессорского-преподавательский состав, сотрудников, руководителей, выпускников и т.д.). Их потребности связаны с интеллектуальной деятельностью — научными исследованиями, преподаванием, обучением, управлением. При этом веб-сайт должен быть дружественным пользователю, ценным и информативным. Несмотря на неоднократное обновление веб-сайта библиотеки Колледжа Квинса, формальное изучение сайта и его пользовательской аудитории не было произведено ни разу. В данном проекте реализована идея ориентированного на пользователя проектирования — концепция, рассматривающая пользователя как важный элемент процессов проектирования и развития веб-сайтов. Была применен метод триангуляции, включавший в себя опросы пользователей, их интервью и анализ веб-сайта. Необходимо было получить ответы на следующие вопросы: что известно о пользователях библиотеки Колледжа Квинса? Каким образом в настоящее время они используют веб-сайт? Как это знание может улучшить пользовательский опыт?

Результаты исследования показали, что большинству пользователей веб-сайт библиотеки нравится, а его контент они считают ценным для целей образования и науки, однако при этом дизайн сайта им представляется устаревшим (несовременным), часть контента — нелогичной, но главными для всех являются проблемы доступа. По результатам исследования представлены рекомендации по перепроектированию веб-сайта, которые помогут библиотекам данного типа лучше понять пользователей и их потребности, и на этой основе проектировать и развивать свои веб-сайты. Рекомендации основаны на данных, полученных от пользователей, а также на информации о проблемах, идеях и опыте обращения к веб-сайту. Опираясь на известный тезис о том, что веб-сайты библиотек существуют для их читателей, а не библиотекарей, автор утверждает, что ориентированное на пользователя перепроектирование веб-сайта может происходить постепенно, без радикальных изменений пользовательского опыта.

  

УДК: 004.774:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 19.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102675

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000149?via%3Dihub