В своей статье «Библиотеки, демократия и гражданское общество: двадцать лет после 11 сентября» (Libraries, Democracy, and Citizenship: Twenty Years after 9/11) декан библиотек Университета Ситон-Холл, шт. Нью-Джерси, США, Джон Бушман (John Buschman) предлагает обширный обзор литературы, посвященной теме демократического нарратива в библиотечно-информационных науках и предпринимает глубокий политико-философский анализ концепции существования библиотек при современном состоянии демократии в американском обществе. Демократический нарратив, культивировавшийся в публикациях о библиотеках, утверждает автор, должен измениться коренным образом; он предлагает отказаться от точки зрения, в которой рассматривается «демократия в жизни библиотек», и принять альтернативно установку «библиотеки для существования демократии». В статье описан определяющий нарратив гражданской позиции республиканского типа (то есть активной позиции).

Теория демократии в деятельности библиотек построена на следующих установках: информированное общество есть сама основа демократии; библиотеки создают возможности для приобретения гражданами навыков, необходимых для доступа к информации всех видов и эффективного ее использования; библиотеки распространяют информацию с тем, чтобы граждане могли участвовать в процессах управления, что подразумевает доступ к информации правительства для отслеживания работы выборных должностных лиц и использования собранных и распространяемых данных; демократия есть идеология и язык взаимодействия информированных граждан, обеспечивающий развитие гражданского общества; современная демократия не может рассматриваться вне развития технологий.

Как показывает современный исторический и политический процесс, библиотеки не являются «краеугольным камнем» демократии. Важно понимать, что реально представляет собой современная демократия и каким образом ей помогают библиотеки. В современной теории демократии отмечено некое противоречие: институты (в т. ч. библиотеки) могут рассматриваться как «комбинация практик», которые сами по себе способствуют «общей практике, обслуживающей демократические функции и дающей демократический эффект»: признание прав других людей, совещательность, представительность, выборность, объединение (создание союзов), конкурентность и отчетность. Современная демократия имеет социальные корни гораздо более глубокие и давние, чем они укрепились в таких общественных институтах, как школы, университеты, библиотеки. С точки зрения политической теории, проблемы гражданского республиканизма и активного гражданского участия существенно меняют нарративную традицию библиотечной демократии и аксиомы, принятые в библиотечно-информационной сфере и затрудняют определение места библиотек в рамках демократических процессов. Библиотеки, в том, что они делают и как они существуют в обществе, являются социальным ресурсом, необходимым для функционирования демократического общества — что означает, что невзирая на нарративную традицию, описывающую предназначение библиотечных сервисов и фондов, библиотеки как таковые поддерживают демократическое общество. Такая формулировка не является ни привлекательной, ни библиотекоцентричной, однако важна и отражает реальную картину. Такой нарратив подчеркивает роль, которую библиотеки могут играть на своем месте, и указывает, какие блага (какой результат) мы стремимся получить; как формировать партнерские отношения и какие необходимы коллективные действия, чтобы выйти за пределы индивидуальных желаний; где пестуются демократические ценности, сообщество и доверие.

В заключение автор указывает на факторы, действующие в последние два десятилетия в пользу демократии в библиотеках и против нее.

  

УДК: 021.1 + 342.72/.73

ГРНТИ: 13.31.21; 10.15.59

DOI: 10.1086/723850

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/723850