В этом же номере Library Journal Анита Мечлер (Anita Mechler) публикует обзор дискуссии, состоявшейся в рамках Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (ALA), прошедшей 23-29 июня 2021 г. в виртуальном режиме: «Не просто обнаружить, но и получить доступ: обеспечение доступности цифровых фондов» (Accessible, Not Just Discoverable: Ensuring Accessibility in Digital Collections). Провели дискуссию сотрудники библиотек Университета Миссисипи Лорен Гейджер (Lauren Geiger), специалист по метаданным, и ее коллега Эмили Харрисон (Emily D. Harrison), специалист по цифровым проектам. Речь шла об обновлении цифровых потоков, включении в них новых точек доступа, о более эффективном обеспечении доступности цифровых архивов и специальных цифровых коллекций. Было приведено 5 определений доступности электронных коллекций, и, в частности, сделан акцент на доступности для пользователей с ограниченными возможностями. Также были соотнесены понятия доступности и обнаруживаемости. Доступность ресурсов обеспечивается с опорой на Руководство по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG). Это постоянно обновляемый технический стандарт (действует версия 3.0), разработанный для обеспечения единства стандартов доступности веб-контента, отвечающего потребностям физических лиц, организаций и государственных органов по всему миру. Ежегодно выпускаемое Руководство WCAG часто фокусируется на одной конкретной проблеме. Темой этого года стало обеспечение доступности веб-контента через мобильные телефоны. В рекомендациях декларируются четыре принципа доступности:

1. Удобство восприятия (альтернативный текст, шрифт, аудио описание, выбор цвета, контрастность цветов, взаимосвязь объектов).

2. Понятность (язык, навигация, невозможность допустить ошибку или возможность ее исправить).

3. Управляемость / физическое взаимодействие с веб-страницей (доступ с клавиатуры, при помощи мыши, навигация, временной регламент, анимация).

4. Устойчивость (совместимость с иным программным обеспечением).

Каждый из этих принципов, по мнению выступавших, должен учитываться на всех этапах разработки веб-сайта — от идеи до загрузки контента, а затем — на всех этапах разработки политики обеспечения доступности, от первоначального анализа, оценки, тестирования и до этапа реализации этой политики. Участники обратили внимание на то, как важно, чтобы весь процесс соответствовал потребностям организации, сотрудников, пользователей, а также специфике ресурсов и материально-технической базы.

  

УДК: 02:004+004.771

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=accessible-not-just-discoverable-ensuring-accessibility-in-digital-collections-ala-annual-2021

В этом же номере журнала опубликована статья Шона МакКэнна (Shawn McCann) и Ребеки Пикок (Rebeca Peacock) «Доступа нет: анализ распространенных ошибок в обеспечении доступности на веб-сайтах университетских библиотек» (Accessibility is not a feature: an analysis of common accessibility errors on academic library websites). Веб-сайт библиотеки — инструмент, необходимый всем пользователям библиотеки, и доступ к его контенту должен быть открыт для каждого, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Как институты, получающие государственное финансирование, университетские библиотеки несут за это ответственность. Базовый уровень доступности библиотечного сайта определяется Руководством по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG), разработанным Консорциумом Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), а также требованиями национального законодательства; в частности, авторы ссылаются на Закон о защите прав американских граждан с ограниченными возможностями (The Americans with Disabilities Act, ADA). Эти права обеспечиваются доступностью не только физического пространства библиотеки, но и ее веб-сайта. В статье исследуется состояние веб-сайтов университетских библиотек, входящих в Ассоциацию научных библиотек США. Для оценки веб-сайтов 124 университетских библиотек был использован инструмент оценки доступности веб-контента WAVE. Данный инструмент позволяет обнаруживать ошибки по 24 категориям. В подавляющем числе случаев (112 сайтов) была обнаружена хотя бы одна ошибка, и только 10 веб-сайтов их не имели. На основании проанализированных данных и с учетом заявленных в статье ограничений, самыми распространенными ошибками представления веб-контента университетских библиотек являются неверно выбранная контрастность, «битые» ссылки, пустые заголовки, неработающие атрибуты ARIA и отсутствующий альтернативный текст. Представлены количественные результаты исследования, проанализированы общие ошибки, представлены способы их устранения.

  

УДК: 027.7:004.738.5

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31; 19.31; 20.23.29

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988465

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988465