Статья Лео Ло (Leo S. Lo), Джейсона Коулмана (Jason Coleman) и Лис Пэнкл (Lis Pankl) «Коллегиальность и постоянный контракт: результат национального опроса, проведенного среди специалистов университетских библиотек США» (Collegiality and tenure: Results of a national survey of academic librarians) касается вопросов компетенций и сферы ответственности специалистов университетских библиотек. В частности, авторы говорят о корректности использования понятия «коллегиальность» и связанных с ним конструктов как фактора, влияющего на карьерный рост университетских библиотекарей. Их функциональные обязанности сами по себе подразумевают многовекторное сотрудничество как с библиотечными коллегами, так и с преподавателями и учеными университета. Признав центральную роль коммуникации и кооперации в работе специалистов, можно предположить, что осознание и реализация работником принципа коллегиальности должны каким-либо образом влиять на решение о бессрочном контракте. Проведен опрос университетских библиотекарей, призванный прояснить их оценку того влияния, которое коллегиальность влияет на срок службы библиотекарей в их организации. Всего было опрошено 165 библиотекарей. Было, в частности, обнаружено, что 1) приблизительно 55% респондентов, в документах чьих организаций упомянута концепция «коллегиальности», считают, что имеют о ней правильное представление; 2) приблизительно 42% респондентов считают, что коллегиальность должна быть включена в документы организации, определяющие условия карьерного продвижения и назначения контрактных сроков.

  

УДК: 023.5 + 331.54:02

ГРНТИ: 13.31.16, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102589

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001057

Кэти Уилсон (Katie Wilson), Люси Монтгомери (Lucy Montgomery), Кэмерон Нейлон (Cameron Neylon), Чун Кай Хван (Chun-Kai Huang) и Ребекка Хэндкок (Rebecca N. Handcock) представляют статью «Инициатива университета Кертина в области открытых знаний. Обмен данными об эффективности научно-исследовательской деятельности» (The Curtin Open Knowledge Initiative. Sharing data on scholarly research performance). В современном мире конкуренция университетов как полноправных участников рынка носит глобальный характер, что подразумевает их участие в международных рейтингах и оценку соответствия их деятельности универсальным критериям. Несмотря на неоднозначность методологии и источников, используемых для выстраивания таких рейтингов, университеты продолжают пользоваться методами анализа и оценки, в соответствии с которыми ученые обязаны публиковаться в журналах, индексируемых крупными коммерческими библиографическими базами данных, к которым обращаются международные рейтинги. Ограничения, накладываемые библиометрическими методами и принципами построения рейтингов, побудили ученых из университета Кертина (Австралия) выступить с Инициативой в области открытых знаний (Curtin Open Knowledge Initiative). Это междисциплинарный исследовательский проект, направленный на сбор и анализ научно-исследовательских данных из многочисленных открытых источников в более чем 20000 институтах мира; к этим данным, в том числе, относятся результаты научных исследований, находящиеся в открытом доступе. Чтобы определить, кем создано знание и каким образом при его создании реализован принцип многообразия, авторы анализируют демографические данные по специалистам, работающим в этих институтах. В статье представлено обсуждение целесообразности проекта и его методологии, приведены примеры анализа данных, позволяющего университетам проводить независимую оценку, в том числе оценивать те или иные рейтинги и участвовать в создании открытых знаний и обмене ими. Статья гораздо шире освещает данные вопросы, чем презентация Инициативы, состоявшаяся на Онлайн-конференции LIBER 2021: обсуждаются также вопросы сотрудничества с университетскими библиотеками и иными участниками научной коммуникации с целью создания и распространения открытых знаний.

  

УДК: 027.7 + 002.1-021.341:001.83

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.51

DOI: 10.53377/lq.11544

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11544

Лесса Кананьопуа Пелайо-Лозада (Lessa Kanani’opua Pelayo-Lozada), автор статьи «Глобальное влияние. От общих профессиональных ценностей – к коллективному действию» (A Global Impact. Transforming shared professional values into collective action), привлекает внимание к общим проблемам и задачам библиотечного сообщества. Эти вопросы были озвучены и обсуждались, в том числе, на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA WLIC), состоявшемся в Дублине (Ирландия) в июле 2023 г., а также на Международной библиотечной конференции и книжной ярмарке в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) в ноябре 2022 г.

В последние несколько лет мы имели возможность убедиться в том, насколько все в нашем мире взаимосвязано. Несмотря на различия в государственном строительстве, ценностях, экономических характеристиках, у всех нас одни и те же человеческие потребности и проблемы. Об общих задачах в экологии говорила на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе IFLA WLIC бывший президент Ирландии Мэри Робинсон. В своей речи на Конгрессе она подчеркнула, что проблемы, связанные с изменением климата, затрагивают население планеты неодинаково, и указала на пять аспектов, характеризующих эту «несправедливость»: расовый, гендерный, межпоколенческий, технологический, природный. Она подчеркнула не только моральный императив, заставляющий говорить об этих проблемах, но и практическую неизбежность диалога на эти темы. Если не предпринимать никаких шагов и не действовать коллективно, мир не станет таким, о каком мы мечтаем, и, возможно, в таком мире не будет места библиотекам.

На конференции в Шардже состоялось множество презентаций, посвященных, в частности, проблемам дезинформации о пандемии COVID-19 и вакцинации, обучению информационной грамотности школьников в гибридной образовательной среде и защите библиотечной профессии. Тематика докладов, представляемых на международных форумах и в профессиональных изданиях, позволяет убедиться в том, что, несмотря на географическую разделенность, библиотечное сообщество решает одни и те же или во многом схожие задачи, поэтому обмен мнениями и опытом в международном масштабе мотивирует к коллективным действиям. То, что происходит на уровне местного сообщества, значимо для региона, страны, мира, – в качестве примера автор ссылается на деятельность Комитета по устойчивому развитию Американской библиотечной ассоциации и Подкомитета по целям устойчивого развития Комитета по международным отношениям ООН. Профессиональные ценности и стандарты являются общими для библиотекарей всего мира.

  

УДК: 02:061.1(100) + 023.5(100)

ГРНТИ: 13.31.11

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/05/01/a-global-impact/

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145