В статье «Устойчивость публичной библиотеки: понимание и анализ индивидуального опыта» (The resilient public library: Understand and reflect on own practice) авторы, Магнус Линден (Magnus Lindén), Катарина Исберг (Catharina Isberg), Ульрика Веструп (Ulrika Westrup) и Алина Лиден (Alina Lidén), описывают и анализируют образовательную программу, нацеленную на формирование устойчивости публичных библиотек. Программа реализована при сотрудничестве Университета Лунда и Публичной библиотеки Хельсингборга, Швеция, обслуживающей около 150000 граждан. Обучение по ней прошли 87 специалистов шведских публичных библиотек.

Программа базируется на концепции индивидуальной и институциональной устойчивости. Поскольку библиотекари действуют в сложно-составных средах, взаимодействие с меняющейся средой является релевантной частью библиотечного менеджмента. Необходимо разработать стратегию осмысления, анализа и преодоления негативных последствий состояния неуверенности, тревоги, агрессивности, неизбежно проявляющихся в рабочей среде. Устойчивость – это, в том числе, способность управлять такими состояниями.

Устойчивость на институциональном уровне связана с адаптируемой системой, позволяющей учиться на негативном опыте, например, через осмысление ошибок и сбоев, который дает возможность их исправления и формирования культуры их позитивного анализа. На уровне организации устойчивость означает также формирование благоприятного психологического климата.

В статье подробно описана программа, ее теоретические основания, тематические модули, затронутые участниками проблемы, а также рабочие потоки документов по каждому из блоков, — эта информация также сведена в таблицы.

В каждом из блоков программы предусмотрена лекция, освещающая как личностные, так и институциональные аспекты конструкта устойчивости, а также практический семинар, посвященный той или иной теме, которую участники рассматривали на основе собственной роли в библиотеке. Библиотекари познакомились с новыми идеями и получили знания, которые позволили им реализовать и уже ощутить на практике некоторые улучшения, непосредственно связанные с содержанием программы. Ценность образовательной программы состоит в совместном обсуждении участниками практических ситуаций, их роли и возможности использования полученной информации в управлении библиотекой. Авторы утверждают, что образовательные программы, инициируемые на местном уровне, позволяют усилить как личностную, так и институциональную устойчивость публичных библиотек.

  

УДК: 023.5:005.962.13

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/096100062312008

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231200897