Статья О. К. Бинси (O.K. Bincy) и Т. М. Васудевана (T.M. Vasudevan) «Экологическая устойчивость: информированность и практический опыт библиотечных специалистов Университета Каликута» (Environmental sustainability: Awareness and practices among library professionals in University of Calicut) поднимает актуальные проблемы, связанные с устойчивостью развития. Термины «зеленая информационная грамотность» и «экологическая грамотность» используются в исследовании как отличные друг от друга и взаимосвязанные концепции. В то время как концепция «информационной грамотности» для библиотекарей не нова, «зеленая информационная грамотность» мало им знакома, хотя количество литературы по этому вопросу продолжает расти. Зеленая информационная грамотность предполагает, в том числе, знания индивидов, связанные с вопросами экологичности и экологической устойчивости, а также понимание ими важности решений и действий в отношении окружающей среды. Цель воспитания зеленой информационной грамотности, повышения осведомленности в вопросах устойчивого развития и обучения критическому мышлению — изменение поведения индивидов и организаций в отношении окружающей среды. В настоящем исследовании анализируются информированность, установки, практические мероприятия, связанные с экологической устойчивостью и реализуемые библиотекой Университета Каликута (Индия). Исследование охватило библиотечных специалистов, представляющих как центральную библиотеку Университета, так и 35 факультетских библиотек и 20 учебных центров. Данные получены на базе анализа 70 анкет. Как выяснилось, большинство библиотекарей не вполне знакомо с процедурами, отвечающими достижению экологической устойчивости. Тем не менее, идея экологической устойчивости в библиотеках находит у специалистов позитивный отклик. Установлена положительная корреляция информированности библиотечных специалистов об экологических проблемах с реальной «зеленой» активностью и практикой библиотек. Соответствующие инициативы предпринимаются для сохранения шаткого равновесия между библиотечной системой и окружающей средой в широком смысле слова. Зеленые библиотеки стремятся к максимально возможному эффективному использованию природных и возобновляемых ресурсов, минимизации потребления воды и электроэнергии, интеграции естественного ландшафта и растений в архитектурный дизайн библиотеки, чистоте воздуха в помещениях на благо читателей и сотрудников и т.п. В рамках зеленого движения библиотеки создают зеленые комитеты, развивают программы осведомленности о целях устойчивости для библиотечных специалистов, разрабатывают проекты озеленения и иные зеленые проекты, изучают степень осведомленности специалистов и читателей. Таким образом, любая библиотека способна проявить инициативу в рамках зеленого движения с поправкой на локальные и пространственно-временные требования.

Несмотря на то, что экологическая устойчивость не является новой концепцией, общество по-прежнему уделяет не слишком много внимания защите окружающей среды. Тем не менее, это наша общая ответственность перед будущими поколениями.

Представлен обширный обзор литературы по данной теме; полученные данные исследования сведены в таблицы.

  

УДК: 021.1:502.12

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102748

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000873