В том же номере опубликована статья «Устойчивость и лидерство библиотек в эпоху глобального кризиса» (Library Resilience and Leadership in a Global Crisis). Авторы – Найме Шахаи (Najmeh Shaghaei), Клэр Ноулс (Claire Knowles), Фиона Морли (Fiona Morley), Александра Эвели (Alexandra Eveleigh), Нурия Касалдалига (Núria Casaldàliga), Эмма Нолин (Emma Nolin), Андреа Татаи (Andrea Tatai), Марк Коэн (Marc Cohen), Мартин Пронк (Martine Pronk), Элке Гескуэр (Elke Ghesquière). Представленная в статье тема оказалась в центре внимания участников программы «Новые лидеры» (LIBER Emerging Leaders), тематических семинаров, группы обмена опытом, онлайн-конференции, группы в WhatsApp, — эти каналы коммуникации образовали по сути пан-европейскую сеть профессиональной поддержки.

Научные библиотеки, как и многие организации, оказались в период пандемии COVID-19 перед сложнейшей проблемой: как строить работу и минимизировать риски для своих сотрудников, сообществ, пользователей. Руководство библиотек стремилось разрабатывать и адаптировать стратегические планы с той гибкостью, которая позволяет охватить каждый аспект деятельности библиотеки и, возможно, позволит ей сохранить устойчивость в будущем. Это нашло выражение не только в возможности удаленной работы, но и в обучении специалистов, управлении и руководстве, корпоративной культуре, отношении к работе и поведении специалистов и руководителей, а также в некоем профессиональном консенсусе относительно работы в новых условиях. Акцент сделан на цифровизации, системах поддержки и инструментах коммуникации.

Данное исследование построено на методе тематического опроса и анализе данных, сгруппированных по четырем тематическим областям: стратегия, ценности, коммуникация, гибкие и гибридные методы работы. Главным вопросом исследования был вопрос о том, как руководители научных библиотек должны обеспечивать устойчивость своих организаций в условиях кризиса, подобного COVID-19.

На вопросы анкеты ответили всего 24 респондента; результаты представлены в статье в табличном виде. Кроме прочего, в своих выводах авторы опираются на многочисленные публикации.

Девяносто один процент респондентов высказался за то, что основные стратегические цели не теряют своего значения и в кризисный период. 30% респондентов отметили, что различные аспекты цифровизации, обозначенные в стратегических планах их библиотек, соответствуют «новой нормальности». Ускорение процесса цифровизации идет по таким направлениям, как цифровые ресурсы, внимание к электронной книге, цифровые инновации, цифровые услуги. Респонденты говорили и о том, что в эпоху быстрых перемен, как это было в период пандемии, необходимо сфокусироваться на пользователе, а 70% комментариев относилось к вопросам социальной ответственности, сотрудничества, внимания к пользовательским потребностям. Что же касается устойчивости, то руководители библиотек должны оставаться открытыми к возможности трансформации, поощрять коммуникацию между специалистами, обеспечивая в этом «дивном новом мире» устойчивую организацию работы и обслуживания как в физическом пространстве, так и онлайн.

  

УДК: 025.5:004.77-047.75

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51

DOI: 10.53377/lq.10930

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10930