Сотрудники факультета экономики и управления Университета Пардубице (Чешская Республика) Виктор Прокоп (Viktor Prokop) и Ян Стейскал (Jan Stejskal) в статье «Электронные книги в Чехии: анализ спроса и поведения читателей» (E-books in the Czech Republic: Analysis of demand and readers’ behavior) предлагают трехэтапную модель исследования особенностей предоставления электронных книг как одной из цифровых услуг в библиотеках. В качестве источника данных авторы используют уникальные данные онлайн-анкетирования читателей Городской библиотеки Праги в 2019 г. агентством Sociores. Результаты показывают, что пользователи, предпочитающие научную фантастику и фэнтези, представляют наиболее значительную группу читателей электронных книг в Городской библиотеке Праги, и что для них Facebook является наиболее предпочтительным способом связи. В заключительной части статьи авторы предлагают несколько практических рекомендаций, которые могут привлечь больше читателей электронных книг.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/0340035221989366

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035221989366

Открытый доступ к монографиям очень скоро может стать реальностью. Эта тенденция поддерживается спонсорской и донорской помощью в разработке соответствующей политики и документов. В статье Джоанны Болл (Joanna Ball), Грэма Стоуна (Graham Stone) и Сары Томпсон (Sarah Thompson) «Открытые библиотеки: трансформация нашей политики, практики, структуры» (Opening up the Library: Transforming our Policies, Practices and Structures) показано, что библиотеки играют существенную роль в процессе перехода к открытой науке; между тем это мало учитывается в политике комплектования библиотек, предусматривающей именно покупку контента. Библиотеки с энтузиазмом демонстрируют, что приобретенный ими за деньги контент релевантен потребностям пользователей, и часто рекомендуют в первую очередь «дорогие» коллекции, а не открытый общедоступный контент. Авторы призывают библиотеки пополнять свои коллекции открытым контентом и рекомендовать его пользователям, а не убирать открытые ресурсы из зоны видимости, задвигая их на второй план. Авторы отмечают, что некоторых случаях открытый контент является более актуальным, нежели платный. Переход к открытому доступу к монографиям потребует от библиотек признания концепции открытого контента как новой нормы, и перестройки всей политики, практики, организационной структуры, что сделает этот переход возможным и сообщит о нем сообществу. Кроме того, переход потребует совместных усилий международного сообщества.

  

УДК: 027.08

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.18352/lq.10360

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10882

Развитие электронных ресурсов в конце 1990-х годов повлекло за собой масштабные проекты оцифровки и сохранения информации. В статье «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) авторы – сотрудники Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсма (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиин Клеппе (Martijn Kleppe) и Технологического университета Делфта Марция Лоддо (Marzia Loddo) – описывают два текущих проекта Национальной библиотеки Нидерландов, направленных на физическое сохранение библиотечных материалов и на обеспечение их доступности. Первый проект – организация высококачественного доступа к специальным коллекциям с помощью 360°-панорамы хранилища библиотеки, снятой на трехмерную камеру Insta360 EVO. Снимки с камеры были проанализированы и снабжены интерактивными элементами. С помощью этого инструмента библиотека в перспективе могла бы соединить каждую книгу на 360°-панорамном изображении с гиперссылками на оцифрованную копию, отчетом о сохранении, дополнительными изображениями и другими материалами. Второй проект – использование интерфейса виртуальной реальности в образовательных целях для доступа к детским книгам. С помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest пользователи могут открывать книги, перемещать их и включать звуковые эффекты. Кроме того, можно перемещаться в виртуальном мире; ходить по виртуальным книгам и просматривать их под любым углом.

  

УДК: 02:004+025.7/.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023080

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023080

В номер вошла также статья Рональда Шнайдера (Ronald Snijder) «Коллекция словесных алгоритмов – поиск схожих книг в открытом доступе с использованием техники интеллектуального анализа текстов» (Words Algorithm Collection - finding closely related open access books using text mining techniques). Рональд Шнайдер представляет фонд OAPEN.

Фонд OAPEN (Open Access Publishing in European Networks — буквально «публикации для открытого доступа в европейских сетях») — некоммерческая организация со штаб-квартирой в Национальной библиотеке Нидерландов, Гаага. Фонд привержен принципам открытого доступа и рецензирования книг. Фонд осуществляет свою деятельность на двух платформах: OAPEN Library (https://www.oapen.org/), центральном репозитории, выполняющем функции хранения и распространения книг с открытым доступом, и Directory of Open Access Books (DOAB, https://www.doabooks.org/), дискавери-сервиса книг с открытым доступом.

Платформы открытого доступа и веб-сайты системы книгораспространения призваны представлять клиентам релевантные предложения. Именно для этого на таких веб-сайтах и разворачивают рекомендательные системы, собирающие данные о покупателях. Эти системы эффективны, однако их функционирование вызывает озабоченность с точки зрения вмешательства в личную жизнь. В статье предложена альтернатива — алгоритм, использующий метод интеллектуального анализа текстов, который позволяет вычленять самые важные темы в книге или статье, находящихся в открытом доступе. Выявив другие публикации с совпадающей темой или совпадающими темами, можно рекомендовать клиенту книги или статьи родственной тематики.

Алгоритм разбивает весь текст на триграммы, исключая те из них, которые содержат слова, часто используемые в обыденной речи и в публикациях книг (открытого доступа). Оставшиеся триграммы с наибольшей вероятностью являются специфическими и указывают на тематику книги. Следующий этап — поиск публикаций с одной или несколькими общими триграммами. Вес связи измеряется путем подсчета количества и ранжирования общих триграмм. Алгоритм позволяет находить книги на разных языках. В рамках исследования он был использован для поиска связи между 10997 публикациями: 67% из них — на английском языке, 29% — на немецком и 6% на нидерландском или на нескольких языках. Алгоритм может быть использован не только в рекомендательных системах; в числе иных возможностей — генерирование характеристик для издателей или формирование коллекций сходных публикаций для библиотек. Алгоритм применим и к другим книжным коллекциям и даже к журналам открытого доступа, а не только к библиотеке OAPEN. Результаты, полученные при поиске в нескольких коллекциях одновременно, позволят достичь еще большей эффективности.

  

УДК: 02:004+027.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.23

DOI: 10.53377/lq.10938

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10938

Статья Джозефа Летрица (Joseph Letriz) «Открытые образовательные ресурсы, созданные профессорско-преподавательским составом с размещением на локальном сервере» (Local Hosting of Faculty-Created Open Education Resources) рассказывает о возможностях издания учебной литературы малыми университетским издательствами. Рост цен на обучение и возросшая стоимость учебных изданий заставляют студентов принимать вынужденные решения относительно приобретения этих материалов. Кроме того, издатели ограничивают доступ к электронным изданиям таким образом, чтобы книги нельзя было скопировать, распечатать, поделиться ими с однокурсниками или продать учебник по окончании курса. В последние годы многие учебные заведения стараются поддерживать инициативы по развитию открытых образовательных ресурсов, призванные дать студентам возможность пользоваться учебными и дополняющими их материалами бесплатно. Качественные издания такого рода позволяют студентам глубже изучить курс, выполнять домашние задания и участвовать в семинарах и дискуссиях. Крупные учебные заведения и партнерские организации, такие как MnPALS, действующая в штате Миннесота, обеспечивают доступ к платформам типа Pressbooks, между тем малые учебные заведения и частные колледжи не всегда имеют возможность организовать подобную коллаборацию. В настоящем исследовании рассказывается о том, как создать недорогую систему открытых образовательных ресурсов и материалов с размещением их на локальном сервере. Представлен опыт Университета Дюбука (штат Айова, США) и ресурсы, которые были для этого задействованы, документация, системы и сервисы поддержки.

Pressbooks — система управления книжным контентом с открытым исходным кодом, позволяющая бесплатно использовать, адаптировать и комбинировать программное обеспечение. Возможности Pressbooks реализуются в разнообразных форматах: электронные книги, веб-публикации, готовые к печати PDF-файлы, различные виды XML. Pressbooks широко используется образовательными учреждениями, университетскими и малыми издательствами, а также авторами для независимой публикации.

Используя программное обеспечение Pressbooks, библиотека Университета Дюбука имела возможность менять кодовую базу в соответствии с конкретными потребностями и создавать платформу для публикации преподавателями открытого образовательного контента для своих курсов. Фактически работа проведена силами одного специалиста библиотеки, работавшего с приложением и управлением через сервер, и второго библиотекаря, который был знаком с языком запросов MySQL и имел навыки управления данными. Такое сотрудничество оказалось весьма эффективным для решения конкретных проблем конфигурирования языка базы данных SQL в соответствии с техническими требованиями. Доступным языком описаны знания и навыки, необходимые для реализации подобных инициатив.

  

УДК: 025.2-028.27+004.655

ГРНТИ: 20.23.29; 14.35; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13803

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13803

В последнее время библиотечным сообществом активно обсуждаются вопросы обеспечения интеллектуальных свобод. В журнале American Libraries опубликован обзор виртуального совещания Ассоциации публичных библиотек США (Public Library Association), посвященного проблемам защиты интеллектуальных свобод в американских библиотеках: «Чем ответить на вызов» (Facing the Challenge).

Семинар прошел 14 марта 2022 г. Его проведение связано с тем, что библиотеки, школы и университеты США вынуждены противостоять беспрецедентным атакам на свободу чтения. Те библиотекари, которые уже имели дело с попытками запрета книг и принятия ограничительных актов, зачастую не знают, что они могут им противопоставить. В рамках совещания участники обсудили пути эффективного отражения охвативших страну атак и попыток цензурировать чтение и комплектование библиотек. В том же номере журнала опубликованы свидетельства библиотекарей о подобной практике.

На совещании выступили Кэти Кэрролл (Kathy Carroll), в 2020-2021 гг. президент Американской ассоциации школьных библиотек (American Association of School Librarians (AASL); Мелани Хаггинс (Melanie Huggins), исполнительный директор Библиотеки Ричланда в Колумбии, шт. Южная Каролина, нынешний Президент Ассоциации, а также Деб Сика (Deb Sica) – заместитель директора Библиотеки округа Аламеда, шт. Калифорния.

Участниками отмечалось, что Американская библиотечная ассоциация еще с 1939 г. руководствуется Библиотечным биллем о правах (Library Bill of Rights). Этот одностраничный документ пережил войны, политические взлеты и падения, но актуален до сих пор. Его дополняет пакет из 28 пояснительных документов, которые позволяют оценивать содержание литературы, обеспечивать защиту частной жизни, прореживать фонды, обрабатывать и маркировать книги соответственно контенту, и так далее. Эти документы иллюстрируют историческую первооснову того, через что приходится проходить сегодня библиотекам. Присутствующие подчеркивали, что Библиотечный билль о правах применим к деятельности библиотек всех типов, в том числе школьных. В реализации принципов свободы библиотекам может помочь Бюро по интеллектуальным свободам (ALA Office for Intellectual Freedom). Такую же работу проводят региональные библиотечные ассоциации США через свои комитеты по интеллектуальным свободам или иные специализированные группы. Участники рекомендовали библиотекарям также опираться на местные общественные группы, школьные и опекунские советы.

  

УДК: 021.1:342.732

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/11/01/facing-the-challenge/

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

Исследование, о котором рассказано в статье Анны Люнд (Anna Lundh) «Я могу читать, хотя не вижу: право на чтение лиц с ограниченными возможностями. Аудиокниги» (I can read, I just can't see”: a disability rights-based perspective on reading by listening), относится к новейшей области критических исследований проблем чтения с привлечением положений теоретической документологии, теории грамотности и дефектологии. Статья представляет собой дискурс-анализ использования аудиотехнологии чтения. К исследованию с проведением полуструктурированных интервью было привлечено 16 студентов австралийских университетов, слепых или имеющих нарушения зрения. Было важно понять, какое место на понятийном и социальном уровне занимает восприятие текстов на слух как вариант чтения. Участники исследования отмечали разницу восприятия между «реальным» чтением и чтением в форме аудирования, когда последнее воспринимается обществом скорее как исключение и связывается со статусом незрячего субъекта или субъекта с нарушениями зрения. Несмотря на то, что в статье нет окончательного ответа на вопрос, что же такое чтение, результаты исследования скорее подтверждают теоретическое предположение о том, что восприятие текстов на слух может считаться одной из форм чтения, такой же, как чтение печатных произведений или чтение по системе Брайля. По мнению авторов, утверждения, что этот вариант читательской практики не является чтением как таковым, маргинализируют опыт и статус людей, которые пользуются этими технологиями и, а кроме того, отрицательно влияют на развитие и использование соответствующих технологий и практик библиотек, издательств, образовательных учреждений. Очевидно, что ситуация с изданием недоступных для незрячих и слабовидящих людей книг или с отставанием конвертирования материалов для нужд соответствующих групп студентов, требует решительного вмешательства и изменений практического, технологического и экономического характера. Обеспечение доступности документов или доступа к ним — это социальный, концептуальный и организационный вопрос, а использование аудиотехнологий чтения должно быть не исключением, а правом пользователей.

  

УДК: 028.1:364.65-056.262 + 376-056.262

ГРНТИ: 14.29.25; 16.21.53

DOI: 10.1108/JD-10-2020-0169

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2020-0169/full/html

Проблемная статья Клэр Вудкок (Claire Woodcock) носит название «Экономика лицензирования электронных книг. Мнение компетентных игроков» (Inside anti-ownership Ebook economy. Peer to peer review). Статья подготовлена на материале доклада «The anti-Ownership Ebook Economy: How Publishers and Platforms have reshaped the way we read in the digital age” [Экономика лицензирования электронных книг. Как издательства и платформы влияют на то, как мы читаем в цифровую эпоху]. Авторами доклада выступили сама Клэр Вудкок, а также Сара Лэмеден (Sarah Lamdan), Майкл Вайнберг (Michael Weinberg) и Джейсон Шульц (Jason Schultz). Все они являются сотрудниками Центра юридических и политических исследований в области инноваций (Engelberg Center in Innovation Law and Policy) Нью-Йоркского университета (США). В докладе продемонстрировано, как лицензионные соглашения диктуют пользователям — как индивидуальным, так и институциональным — то, что они могут и что не могут делать в отношении своих цифровых книжных коллекций. Участниками исследования стали представители Большой пятерки издательских групп, нескольких университетских издательств, руководители книготорговых компаний, в частности, работающих с библиотеками, а также библиотекари государственных и образовательных учреждений, — все те, кто по роду службы имеют дело с электронными книгами (лицензирование, продажа, комплектование).

«Большая пятёрка» – неофициальное наименование пяти крупных книжных издательств (HarperCollins Publishers L.L.C., Hachette, Macmillan, Penguin Random House и Simon & Schuster) в Соединенных Штатах Америки. У каждого из издательств «Большой пятёрки» главный офис расположен в Нью-Йорке – центре американского книгоиздания. Опубликовать свою книгу в одном из издательств «Большой пятёрки» стремятся многие авторы, поскольку именно эти издательства оперируют наибольшими тиражами, следовательно, наиболее выгодны для писателя.

Для отбора участников был применен метод снежного кома, и количество интервьюируемых составило 40 человек. Вопросы задавались по трем направлениями: о рынке электронных книг, о платформах и бизнес-аналитике. Из полученных ответов стало ясно, что коммерческие издательства придерживаются относительно электронных книг коллективного решения предлагать лицензии на ограниченное использование по ряду соображений экономического, правового, технологического и психологического характера: это отсутствие у читателя реального права на владение цифровыми книгами, обеспечивающее издателям более высокий доход, предотвращение бесконтрольного и бесплатного копирования на посторонних веб-сайтах, беспрецедентный контроль сегмента частной жизни людей, связанного с чтением, со стороны издательств и издательских платформ. Некоторые респонденты отмечали, однако, что некоторые независимые издательства все же продают электронные книги непосредственно библиотекам. Что же касается Большой пятерки коммерческих издательств и таких платформ, как Amazon или OverDrdrive, то сам по себе вопрос респондентам о лицензировании был воспринят как угроза бизнес-модели, в которой не совсем корректная реклама предлагает «купить электронную книгу в один клик», хотя на самом деле чаще всего читатель покупает не книгу, а право на чтение. Отмечено, что библиотеки в длительной перспективе платят за использование по лицензии книг больше, чем если бы они приобретали их в печатном виде. Возможно, именно по этим причинам респонденты предпочли отвечать на вопросы интервью анонимно. Более того, некоторые представители крупных компаний отказывались обсуждать свои бизнес-модели с исследователями, представляющими академическую организацию, очевидно осознавая, что такая информация может помочь в принятии более информированных решений.

Исследователи согласны с тем, что на современном этапе нерационально требовать от издательств, чтобы они поступали с цифровыми книгами так же, как с печатными изданиями. При этом необходимо создавать механизмы регулирования конкурентных условий на рынке электронных изданий, на котором должно найтись место для приобретения электронных книг в собственность в отличие от подконтрольного лицензионного их использования, для чего необходимо усовершенствовать, в том числе, законы о защите приватности с целью сохранения интеллектуальных свобод пользователей таких платформ.

  

УДК: 347.78.03:655.5

ГРНТИ: 10.41.51; 13.31.20

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/technology/inside-the-anti-ownership-ebook-economy-peer-to-peer-review

Специалистам библиотечного дела и широкому кругу читателей будет интересно познакомиться с публикацией Джаваида Ахмада Вагая (Javaid Ahmad Wagay) и Саурабха Дутты (Saurabh Dutta) «Книга Эндрю Петтегри и Артура дер Ведувена «Библиотека: хрупкая история. Обзор»» (Book review: Andrew Pettegree and Arthur der Weduwen, The Library: A Fragile History). Это, по мнению авторов рецензии, выдающееся издание [Pettegree Andrew and Weduwen Arthur der. The Library: A Fragile History. New York: Basic Books, 2021; 528 pp. ISBN 9781541600775] знакомит читателя с богатой и разнообразной историей библиотек и их ролью в сохранении и передаче знаний. Оно позволяет увидеть ценность библиотек как хранилища знаний, их трансформирующее воздействие на общество и влияние на них различных исторических процессов. Книга построена на основе скрупулезной исследовательской работы и разнообразия документальных материалов. Авторы книги, Петтегри и дер Ведувен, демонстрируют исключительную компетентность, широту знаний и энтузиазм.

Эндрю Петтегри (Andrew Pettegree) — профессор истории в Университете Сент-Эндрюса (Шотландия, Великобритания), автор исследований «Европа XVI века» (2002), «Реформация и культура убеждения» (2005) и «Книга в эпоху Возрождения» (2010). Артур дер Ведувен (Arthur der Weduwen) — автор книги «Голландские и фламандские газеты семнадцатого века, 1618-1700», опубликованной в 2017 г. в двух томах. Исследователи подготовили ряд совместных работ, посвященных издательской индустрии Нидерландов, происхождению рекламы и новостей, бизнеса и общественной информации. На русском языке издан их труд «Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе» (М.: АСТ, 2021. ISBN -978-5-17-127024-7).

Сжатость повествования позволяет окинуть взглядом практически всю историю книжных собраний. Авторы не обходят вниманием историю книги — глиняные таблички, папирус, пергамент, рукописные книги и, наконец, печатные издания. Они демонстрируют, как и почему принимались те или иные решения, позволившие сохранять информацию в ее физических форматах, и освещают функциональные характеристики этих форматов. Они привлекают легенды и нарративы, говорят о личностях, институтах и событиях, формировавших библиотеки как хранилища знаний и очаги культуры. Повествовательный характер книги напоминает исторический жанр, столь популярный в конце XIX- XX вв. В книге упоминается немало исторических персонажей, любителей древностей и филантропов, создававших величайшие книжные коллекции мира, отражен расцвет и закат модных течений и вкусов, описаны преступления и авантюры, на которые решались в погоне за редкими и ценными манускриптами. Красной нитью через все повествование проходит авторская мысль о том, что перед лицом истории библиотеки никогда не были неуязвимым, постоянным и неизменным институтом. Книга разбита на шесть частей, организованных как хронологически, так и в значительной мере тематически, и подробно охарактеризованных рецензентами.

Тематический и временной охват, повествовательность, компетентность авторов, документальность, — все это делает книгу полезной и интересной как библиотечным специалистам, так и обычным читателям. Книгу можно использовать как вспомогательный источник в рамках учебных курсов, посвященных истории книги и библиотек.

  

УДК: 02(091) + 002.2 + 09(091)

ГРНТИ: 13.31.09, 13.41.09

DOI: 10.1177/09610006231190132

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231190132

Дэвид Олденхоф (David Oldenhof) представляет статью «От пыльных полок к динамичным пространствам. Инновационный проект «Ре:Букинг» для возрождения книжного фонда библиотеки Амстердамского свободного университета» (From Dusty Shelves to Dynamic Spaces. The Innovative Journey of the Project Re:Booking to Revitalise the Book Collection of the VU University Library).

Многие библиотеки сталкиваются с проблемой малоиспользуемой части фонда печатных материалов. Библиотека Амстердамского свободного университета приступила к реализации долгосрочного проекта «Rе:Букинг», целью которого является инновационное переформатирование печатного фонда при активном участии университетских сообществ. Библиотека выбрала нетрадиционный подход к решению данной проблемы. Бюджет, выделенный на проект, составляет 860550 евро, за первые два года из запланированных трех освоено 522600 евро.

Одним из способов оживления фонда стало создание тематических библиотек, соответствующих интересам студентов, ученых и библиотекарей. Эта инициатива была начата как «книжное сафари», в котором участвовали студенты, отбиравшие заинтересовавшие их книги. Часть таких книг была затем выставлена в «открытых библиотечках», раскиданных по всему кампусу. Сотрудники библиотеки также обнаружили, что тематические библиотеки могут стать сильным организующим началом для университетских сообществ. Так, было создано несколько тематических библиотек, в том числе были выделены в отдельный фонд коллекции, освещающие темы деколонизации, устойчивого развития, а также материалы по самосовершенствованию и релаксации. Актуальные научные работы и учебные материалы получили свое место в центральном помещении библиотеки. Многие книги сами по себе являются произведениями искусства, но некоторые художники способны создавать с их помощью арт-объекты, и эта возможность была также использована.

В работе по прореживанию фонда участники проекта сохраняли книги, которые подпадали под одну или несколько категорий: 1) редкие книги; 2) книги, соответствующими современным требованиям науки и образования и предназначенные для студентов и исследователей; 3) книги для вдохновения, самоидентификации и диалога; 4) книги как искусство и книги как основа для творчества. Впоследствии были выработаны и другие критерии.

Автор напоминает, что печатные книги и книжные библиотечные фонды являются ценнейшим культурным артефактом и несут в себе глубокий символический смысл, поэтому важно сохранить эту ценность для следующих поколений.

  

УДК: 027.7(492-252) + 025.855

ГРНТИ: 13.31.35, 13.31.11

DOI: 10.53377/lq.13566

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/13566

В статье «Исследование ALA: люди в возрасте до 40 лет предпочитают бумажные книги, посещают библиотеки для чтения, участия в программах и общения» (ALA Survey: People Under 40 Prefer Print Books; Visit Libraries for Browsing, Programs, and Socializing) редактор рубрики «Технология» журнада Мэтт Энис (Matt Enis) анализирует вышедший недавно отчет, подготовленный преподавателями Университета штата в Портленде (шт. Орегон, США) Кэти Инман Беренс (Kathi Inman Berens) и Рэйчел Нурдой (Rachel Noorda) и посвященный проблеме использования библиотек. Отчет об исследовании носит название «Поколение Z и поколение двухтысячных: как они пользуются публичными библиотеками и какие медиа-носители предпочитают» (Gen Z and Millennials: How They Use Public Libraries and Identify Through Media Use). К названным поколениям авторы относят людей в возрасте 13—40 лет. В целом, данная категория читателей продемонстрировала предпочтение в отношении печатных книг, показав, что ими прочитывается и приобретается в два раза больше бумажных книг, чем произведений на иных носителях.

Из всех опрошенных в возрасте до 40 лет 54% подтвердили, что за последний год посещали библиотеку, при этом 43% представителей данной демографической категории не относят себя к читателям — такие лица считают библиотеку «безопасным, открытым пространством, в котором приятно провести время», в котором можно найти ресурсы – например, для поиска работы, изучения языка, воспитания ребенка, а также где можно воспользоваться пространством для творчества, записи подкастов, компьютером, бесплатным Интернетом и т.п. Библиотеки предлагают программы, интересные для подростков (поколение Z) и их родителей (старшие представители поколения Z и двухтысячных). Так, в период между 2014-2019 гг. отмечен рост (23%) числа участников таких программ, которые предполагают обращение к книгам, но не всегда книги являются их фокусом.

Всего 37% опрошенных обращаются к цифровым коллекциям публичных библиотек и в большинстве своем считают время ожидания книги слишком большим, причем 21% считает неоправданно долгим любое время ожидания предоставления электронной книги. Вероятно, эта претензия справедлива, учитывая возможность купить книгу на маркетплейсе «в один клик» или самостоятельно приобрести подписку на аудио- или электронные книги, что также отмечено в отчете как одна из проблем, которую необходимо решать публичным библиотекам.

Исследователи обнаружили, что 32% опрошенных представителей этих демографических категорий загружают или читают электронные книги через нелицензированные источники; такие «пираты» являются сверхпотребителями контента, активными пользователями и генераторами контента во всевозможных социальных сетях.

Авторы считают, что было бы полезно давать пользователям ссылку на веб-сайт их публичной библиотеки или каким-то способом сообщать об уникальных ресурсах библиотек в приложениях, предназначенных для покупки или чтения электронных книг.

Количественные данные получены путем опроса 2075 представителей «поколения Z» и поколения двухтысячных с учетом расовой, гендерной и региональной принадлежности, отражающей в целом демографические характеристики данной возрастной группы населения США.

Полностью отчет опубликован на веб-сайте ALA.

  

УДК: 021.1 + 028:316.3

ГРНТИ: 13.31.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ala-survey-people-under-40-prefer-print-books-visit-libraries-for-browsing-programs-and-socializing