В номер вошла также статья Рональда Шнайдера (Ronald Snijder) «Коллекция словесных алгоритмов – поиск схожих книг в открытом доступе с использованием техники интеллектуального анализа текстов» (Words Algorithm Collection - finding closely related open access books using text mining techniques). Рональд Шнайдер представляет фонд OAPEN.

Фонд OAPEN (Open Access Publishing in European Networks — буквально «публикации для открытого доступа в европейских сетях») — некоммерческая организация со штаб-квартирой в Национальной библиотеке Нидерландов, Гаага. Фонд привержен принципам открытого доступа и рецензирования книг. Фонд осуществляет свою деятельность на двух платформах: OAPEN Library (https://www.oapen.org/), центральном репозитории, выполняющем функции хранения и распространения книг с открытым доступом, и Directory of Open Access Books (DOAB, https://www.doabooks.org/), дискавери-сервиса книг с открытым доступом.

Платформы открытого доступа и веб-сайты системы книгораспространения призваны представлять клиентам релевантные предложения. Именно для этого на таких веб-сайтах и разворачивают рекомендательные системы, собирающие данные о покупателях. Эти системы эффективны, однако их функционирование вызывает озабоченность с точки зрения вмешательства в личную жизнь. В статье предложена альтернатива — алгоритм, использующий метод интеллектуального анализа текстов, который позволяет вычленять самые важные темы в книге или статье, находящихся в открытом доступе. Выявив другие публикации с совпадающей темой или совпадающими темами, можно рекомендовать клиенту книги или статьи родственной тематики.

Алгоритм разбивает весь текст на триграммы, исключая те из них, которые содержат слова, часто используемые в обыденной речи и в публикациях книг (открытого доступа). Оставшиеся триграммы с наибольшей вероятностью являются специфическими и указывают на тематику книги. Следующий этап — поиск публикаций с одной или несколькими общими триграммами. Вес связи измеряется путем подсчета количества и ранжирования общих триграмм. Алгоритм позволяет находить книги на разных языках. В рамках исследования он был использован для поиска связи между 10997 публикациями: 67% из них — на английском языке, 29% — на немецком и 6% на нидерландском или на нескольких языках. Алгоритм может быть использован не только в рекомендательных системах; в числе иных возможностей — генерирование характеристик для издателей или формирование коллекций сходных публикаций для библиотек. Алгоритм применим и к другим книжным коллекциям и даже к журналам открытого доступа, а не только к библиотеке OAPEN. Результаты, полученные при поиске в нескольких коллекциях одновременно, позволят достичь еще большей эффективности.

  

УДК: 02:004+027.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.23

DOI: 10.53377/lq.10938

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10938

В первом выпуске журнала Journal of Academic Librarianship за 2022 г. опубликована статья директора преподавательского центра Университета Невады (США) Мелиссы Боулз-Терри (Melissa Bowels-Terry) и директора центра повышения квалификации преподавательского состава Университета Колорадо в Денвере (США) Карен Собел (Karen Sobel) «Компетенции библиотекарей для методической поддержки преподавательского состава вузов. Обзор и рекомендации» (Librarians as faculty developers: Competencies and recommendations).

Будучи сотрудниками университетских библиотек, авторы делятся опытом методической работы, обучения, высокоэффективного сотрудничества в целях повышения квалификации преподавательского состава. Университетские библиотеки сами по себе не в состоянии взять на себя ту роль, которую исполняют коллаборации библиотек с педагогическими методическими центрами и центрами повышения квалификации преподавателей. Опираясь на автоэтнографический подход, авторы исследуют потенциал такого взаимодействия. Методическая поддержка профессорско-преподавательского состава — это программы и деятельность, направленные на повышение качества преподавания. Роли библиотекаря и методиста пересекаются по двум направлениям: в формировании сообщества и обеспечении ресурсами. Авторы анализируют пересечение задач и целей, а также компетенции этих институтов, и на этой основе выделяют 4 направления для реализации роли университетских библиотекарей: организационное, координационное, методическое, объединяющее.

Автоэтнография — метод качественного исследования, основанный на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом, связывая свою автобиографическую историю с более широкими культурными, политическими, социальными концепциями.

  

УДК: 023.5+027.7:378.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.37.27; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102474

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001658

Очередной, 206-й номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 13 апреля 2022 г., содержит обзор выступлений однодневной мини-конференции MDG 2021, которая прошла 8 декабря 2021 г. на платформе Zoom:

1. Хелен Уильямс (Helen Williams), менеджер по работе с метаданными библиотеки Лондонской школы экономики и политических наук, в докладе «Приключения Лондонской школы экономики и политических наук в стране Вики-данных: печали и триумфы в кроличьей норе» (LSE’s Adventures in Wikidata-land: tears and triumphs down the rabbit hole) рассказывает о работе своей команды по обмену контентом с Вики-данными —центральным хранилищем данных для проектов некоммерческого фонда Викимедиа. Автор делится своим видением процессов цифрового перехода и описывает работу в условиях пандемии, а также достижения и разочарования при создании новой сферы деятельности, которую она сравнивает с падением в кроличью нору и проникновением в другой мир.

2. Сара Теймер (Sarah Theimer), специалист по каталогизации и метаданным Университета Нью-Гэмпшира (США), в докладе «Правила открытой каталогизации» (Open Cataloging Rules, OCR) делится информацией о проекте по созданию кода совместной каталогизации. Проект инициирован специалистом по системам и метаданным Бард-колледжа (Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США) Эмбер Билли (Amber Billey) в 2019 г. с целью создания простых для понимания правил открытой каталогизации для библиотек. Проект является альтернативой стандарту описания и доступа к ресурсам в веб-среде RDA (Resource Description and Access) и призван стать простым, эффективным и бесплатным инструментом каталогизации. Все желающие приглашаются к обсуждению инициативы OCR в группе Google: http://opencatalogingrules.org.

3. Виктория Эдвардс (Victoria Edwards), аспирант Школы информации Шеффилдского университета (Великобритания), в докладе «Управление качеством библиографических метаданных для электронных книг в библиотеках высших учебных заведений Великобритании» (The quality management of bibliographic metadata for e-books in UK higher education libraries) освещает ключевые процессы каталогизации, реализуемые как библиотеками, так и поставщиками электронных книг, а также анализирует профессиональные отношения между этими участниками рынка. Электронные книги все чаще приобретаются большими партиями из тысяч наименований, что делает невозможным индивидуальную каталогизацию всех позиций. Проблема устраняется путем загрузки в систему управления библиотекой больших пакетов библиографических записей, но при этом качество метаданных зависит от поставщика. В своем докладе Виктория Эдвардс дает рекомендации по улучшению текущей ситуации, а также рассматривает теоретические аспекты управления качеством и концепцию ценности каталогизации.

4. Барбара Бэнд (Barbara Band), консультант по работе школьных библиотек, бывший президент Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP) и бывший председатель отделения Ассоциации школьных библиотек (SLA) в Центральном и Восточном Беркшире (Великобритания), в докладе «Дьюи – быть или не быть?» (To Dewey or not to Dewey) рассматривает некоторые уникальные проблемы, с которыми сталкиваются школьные библиотекари при каталогизации и классификации фондов. Автор отмечает, что школьная библиотека является для учащихся ступенькой к университетской библиотеке и помогает им приобрести библиотечные и исследовательские навыки, необходимые в высшем образовании. Каталогизация в школьной библиотеке не статична – она отражает меняющийся мир образования и постоянное изменение потребностей пользователей, и по мере роста и развития фонда библиотеки меняется система классификации.

5. Мартин Келлехер (Martin Kelleher), менеджер по работе с метаданными Ливерпульского университета (Великобритания), в докладе «Приглашаем всех объединить усилия!» (Calling all funnellers! A recruitment drive) призывает всех заинтересованных лиц принять участие в Программе корпоративного ведения авторитетного файла имен Библиотеки Конгресса США (Name Authority Cooperative Program, NACO) и стать членом группы по совместной работе с файлом. Автор отмечает, что эффективный способ расширить возможности библиотек и национального информационного ландшафта – стать частью международной системы по управлению метаданными.

6. Филип Китс (Philip Keates), старший советник по вопросам информации Кингстонского университета (Великобритания), представляет рецензию на книгу Ричарда Гартнера (Richard Gartner) «Метаданные в цифровой библиотеке: построение интегрированной стратегии с использованием XML» (Metadata in the Digital Library: Building an Integrated Strategy with XML). Автор рекомендует эту книгу, ее пошаговые рекомендации и реальные примеры в качестве идеального практического руководства как тем, кто занимается созданием цифровой библиотеки, так и любому библиотекарю, непосредственно работающему с метаданными. Во введении Ричард Гартнер пишет о том, что цифровая библиотека по-прежнему остается библиотекой, а правила, лежащие в основе теории библиотечного дела (например, "Пять законов библиотечной науки" Ранганатана), по-прежнему и в значительной степени применимы к цифровому миру. В книге подробно описываются основы метаданных и излагается терминология для дальнейшего использования; рассматривается применение в качестве рекомендуемого синтаксиса расширяемого языка разметки XML, и описаны инструменты для работы с ним; разбираются семантические стандарты (основное внимание уделяется Dublin Core, MARCXML и MODS). Стратегия, изложенная в книге, гарантирует, что метаданные цифровой библиотеки будут поддерживать все ее рабочие процессы, будут полностью совместимыми с другими данными, обеспечивая их долгосрочную сохранность.

Пять законов библиотечной науки — теория индийского мыслителя и библиотековеда Шиали Рамамрита Ранганатана, описывающая принципы функционирования библиотечной системы. Теория изложена в одноимённой монографии 1931 г. Пять законов библиотечной науки гласят:

1. Книги предназначены для пользования ими.

2. Книги предназначены для всех; или каждому читателю — его книгу.

3. Каждой книге — её читателя.

4. Берегите время читателя.

5. Библиотека — растущий организм.

  

УДК: 001.103.2:025.3

ГРНТИ: 20.19.15, 20.17.17; 13.41

 

Источник:

https://www.cilip.org.uk/members/group_content_view.asp?group=201298&id=989167

206-й номер журнала Catalogue and Index посвящен обзору местной практики в области каталогизации и работы с метаданными. Редакторы выпуска, Мартин Келлехер (Martin Kelleher) и Филип Китс (Philip Keates), во вступительной статье отмечают, что хотя внедрение глобальных стандартов дает очевидные преимущества (например, совместное и повторное использование данных и т.п.), но эти стандарты не всегда удовлетворяют потребности всех библиотек и зачастую не учитывают специфику местных коллекций. В номере размещены следующие статьи:

1. Карен Пирс (Karen F. Pierce), библиотекарь-каталогизатор Кардиффского университета (Великобритания), в статье «Местные практики для местных? Классификация в валлийском университете» (Local practices for local people? Classification in a Welsh University) рассказывает о системе каталогизации Кардиффского университета. В течение последних двух лет в связи с перепрофилированием библиотечных пространств и перемещением фондов была проведена большая работа по реклассификации. В ходе этой работы были выявлены определенные проблемы, связанные либо с преднамеренным упрощением схем каталогизации, либо с неправильным их пониманием, либо с осознанными решениями, принятыми в конкретных случаях.

2. Филип Китс (Philip Keates), старший советник по вопросам информации Кингстонского университета (Великобритания), в статье «Местная практика каталогизации в Кингстон-Хиллз» (The Kingston Hills are alive with the sound of local cataloguing practice) рассказывает об особенностях создания записей для литературы из различных разделов фондов библиотеки кампуса Кингстон-Хилл. Автор отмечает, что «местная практика не подразумевает отступление от установленных стандартов, в определенных отношениях она опережает их развитие».

3. Кончетта Ла Спада (Concetta La Spada), старший библиотекарь по работе с метаданными издательства Cambridge University Press, в статье «MARC-записи в издательстве Cambridge University Press» (MARC records at Cambridge University Press) обращает внимание на важность создания метаданных высокого качества. Автор описывает как сервисы поддержки местной практики библиотек, предоставляемые поставщиками ресурсов, так и процессы создания и поставки записей издательства Cambridge University Press. Необходимость адаптации к особенностям каталогизации в различных учреждениях указывает на преобладание местных практик в библиотеках.

4. Вероника Раньери (Veronica Ranieri), специалист по политике каталогизации Библиотеки Конгресса (США), в статье «Пусть они рождаются в чуде» (Nascantur in admiratione) утверждает, что именно каталогизаторы имеют честь помочь читателям библиотеки испытать чудо познания. Автор отмечает важность составления контролируемого словаря терминов для демографических групп Библиотеки Конгресса (Library of Congress Demographic Group Terms), точной каталогизации, эффективной системы организации ресурсов и разработки инструментов, которые представляют плоды трудов каталогизаторов посетителям библиотек. В статье подчеркивается ценность привлечения небиблиотечных экспертов для обеспечения правильности использования соответствующей терминологии.

5. Уильям Рис (William Rees), сотрудник библиотеки Совета по комплексному медицинскому обслуживанию NHS Somerset, организации Национальной службы здравоохранения Англии, представляет рецензию на книгу Дэвида Боудена (David Bawden) и Лин Робинсон (Lyn Robinson) «Введение в информатику» (Introduction to Information Science). Это второе, значительно переработанное издание; первое вышло в свет в 2012 г. Книга состоит из девятнадцати глав (в первом издании их было 15) и содержит предисловие, список сокращений, раздел о дополнительных ресурсах и предметный указатель. «Введение в информатику» представляет собой вводный курс в дисциплину, актуальный и всесторонний обзор основных аспектов предмета. Книга предназначена студентам, изучающим библиотечные, информационные и цифровые гуманитарные науки, а также всем интересующимся вопросами управления информацией, организации систем знаний и архивов.

  

УДК: 025.355+001.103.2

ГРНТИ: 13.31.23; 20.19.15

 

Источник:

https://www.cilip.org.uk/members/group_content_view.asp?group=201298&id=1007843

В статье Лео Ло (Leo S. Lo) «Международная политика в области искусственного интеллекта: значение и рекомендации для библиотек» (AI policies across the globe: Implications and recommendations for libraries) перспективная политика в отношении использования технологии искусственного интеллекта и ее влияние на библиотеки рассматривается на основе сравнительного анализа законодательных актов США, Великобритании, Европейского Союза, Канады и Китая. Искусственный интеллект (ИИ) революционизирует работу библиотек, при этом он ставит перед ними сложные проблемы, связанные с этикой, вопросами конфиденциальности данных и равенства доступа. В статье рассмотрены решения, предложенные названными странами, в этих и других ключевых направлениях. Автор указывает также на области, требующие дополнительной проработки, такие как необходимость специальных рекомендаций по исключению предвзятости в системах ИИ, а также вопросы конфиденциальности личных данных. Даются практические рекомендации для библиотек, которые должны не только адаптироваться к предлагаемой политике, но и активно вносить свой вклад в ее разработку. Выбор стран для сравнительного анализа объясняется их значимостью как игроков на мировом пространстве ИИ при разнообразии подходов к регулированию использования этих технологий, от политики минимального вмешательства и поддержки инновационных решений, характерной для Великобритании, до основанном на анализе рисков универсальном подходе ЕС. Красной нитью в статье проходит мысль о безусловном влиянии принимаемых решений на развитие библиотек; приводятся практические рекомендации для библиотек, такие как учреждение комитетов по этике использования ИИ, подготовка установочных документов, совместная с библиотечными ассоциациями поддержка политики инклюзивности и равенства. Автор предлагает рассматривать законодательные акты, принимаемые в различных странах, как «дорожную карту» для библиотек на неизведанном поле использования технологии ИИ. Помимо этого, библиотеки должны использовать свои возможности для обучения ИИ-грамотности в защиту прозрачности, ответственности, критического отношения к продуктам, сгенерированным ИИ.

  

УДК: 004.8:02 + 021.89

ГРНТИ: 28.23; 13.31.20

DOI: 10.1177/03400352231196172

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231196172

Статья «Основные компетенции библиотекарей-каталогизаторов и специалистов по метаданным»: опыт использования базового документа и рекомендации по его дальнейшему совершенствованию » (Core Competencies for Cataloging and Metadata Professional Librarians: Assessment of Community Use and Recommendations for the Future of the Document) подготовлена коллективом авторов документа «Основные компетенции библиотекарей-каталогизаторов и специалистов по метаданным» (Core Competencies for Cataloging and Metadata Professional Librarians) – Брюс Эванс (Bruce J. Evans), Дженнифер Лисс (Jennifer A. Liss), Морин Маккури (Maurine McCourry), Сьюзен Рэтбан-Грабб (Susan Rathbun-Grubb), Бет Шумейкер (Beth Shoemaker), Карен Сноу (Karen Snow) и Эллисон Йанос (Allison Yanos). Документ одобрен в 2017 г. Советом директоров Ассоциации библиотечных фондов и библиотечного обслуживания (Association for Library Collections & Technical Services, ALCTS). В нем перечислены специальные профессиональные навыки специалистов, относящиеся к названной сфере. За 6 прошедших лет были приняты новые правила каталогизации, появились новые инструменты, состоялись многочисленные дискуссии и мероприятия, касающиеся вопросов совместимости метаданных. В данной статье авторы «Основных компетенций» докладывают о проведенном исследовании, в котором сообщество каталогизаторов и специалистов по метаданным дало оценку документу и высказало соображения относительно его пересмотра. Авторы представили свои рекомендации по внесению в него первоочередных изменений, по его дальнейшему применению и совершенствованию.

Онлайновая анкета, представленная в январе-феврале 2022 г. на платформе Qualtrics, состояла из четырех вопросов с предложенной альтернативой ответа и два вопроса с возможностью дать свой вариант ответа. Анкета приведена в приложении к статье. Полученные данные были проанализированы при помощи инструментов на платформе Qualtrics; была применен контент-анализ для изучения и кодирования открытых ответов согласно тематическим категориям.

В качестве необходимых изменений в документе респонденты называли необходимость обращения к международной практике, опору на принципы разнообразия, равенства, инклюзии и требования соблюдения этики каталогизации, расширение группы разработчиков документа с тем, чтобы он отражал типологию библиотек и разнообразие специализаций в данной области библиотечной деятельности, необходимость ссылки на иные ключевые документы, такие, например, как Эталонная модель библиотечных данных IFLA, внимание к связанным данным, желательность рекомендаций по платформам, поставщикам, платным решениям, в том числе облачным, а также разработка концепции разрешения неоднозначности и определения жанра авторитетного произведения. Тема интернационализации стандартов каталогизации также нашла свое отражение в вебинаре Секции предметного анализа и доступа IFLA «Компетенции и навыки в области организации знаний».

  

УДК: 023.5 + 025.3-051:331.108.4

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.5860/lrts.67n4.114

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8134