Руководитель отдела технических служб и метаданных библиотек Университета Пеппердайн (Малибу, штат Калифорния, США) Кори Р. Эйчисон (Cory R. Aitchison) в статье «Каталогизация произведений виртуальной реальности: проблемы и перспективы» (Cataloging Virtual Reality Artworks: Challenges and Future Prospects) дает свои рекомендации по возможным будущим стандартам каталогизации для виртуальных произведений. В 2019 г. библиотеки Университета Пеппердайн приобрели два произведения виртуальной реальности канадского режиссера и художника Пейсли Смит (Paisley Smith): «Проживание в семье» (Homestay) и «Несдавшиеся территории» (Unceded Territories). Эти работы добавили в каталог библиотеки, создав библиографические записи для этих иммерсивных фильмов. Автор отмечает, что в то время как такие музеи, как Лувр, Смитсоновский институт и Музей естественной истории, активно осваивают использование экспонатов виртуальной реальности, библиотеки медлят с внедрением этих технологий. Каталогизация произведений виртуальной реальности является сложной задачей, поскольку готовой модели или набора стандартов для этого пока не существует. В своей статье Кори Р. Эйчисон предпринимает попытку отразить концепцию произведений виртуальной реальности в контексте концептуальной модели FRBR и использовать стандарты и рекомендации RDA (Resource Description and Access), а также опыт ранее каталогизированных объектов виртуальной реальности в библиографической базе данных WorldCat, чтобы создать согласованные библиографические записи.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) — мир, искусственно воссозданный с помощью технических средств, воздействующих на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание и др.). Технологии виртуальной реальности могут применяться:

- для обучения навыкам в деятельности, которая в реальности связана с повышенными рисками или большими затратами (профессии пилота самолета, машиниста поезда, диспетчера, водителя, горноспасателя и т. п.);

- для выработки протокола действий в чрезвычайных или непредвиденных ситуациях;

- для развития эмоционального интеллекта, навыков эмпатии при сильных эмоциях (например, могут отрабатываться сценарии общения с клиентами, навыки действия в стрессовых ситуациях или при конфликтах в коллективе).

  

УДК: 025.32+025.355

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.1080/01639374.2021.1942367

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1942367

Дэвид Олденхоф (David Oldenhof) представляет статью «От пыльных полок к динамичным пространствам. Инновационный проект «Ре:Букинг» для возрождения книжного фонда библиотеки Амстердамского свободного университета» (From Dusty Shelves to Dynamic Spaces. The Innovative Journey of the Project Re:Booking to Revitalise the Book Collection of the VU University Library).

Многие библиотеки сталкиваются с проблемой малоиспользуемой части фонда печатных материалов. Библиотека Амстердамского свободного университета приступила к реализации долгосрочного проекта «Rе:Букинг», целью которого является инновационное переформатирование печатного фонда при активном участии университетских сообществ. Библиотека выбрала нетрадиционный подход к решению данной проблемы. Бюджет, выделенный на проект, составляет 860550 евро, за первые два года из запланированных трех освоено 522600 евро.

Одним из способов оживления фонда стало создание тематических библиотек, соответствующих интересам студентов, ученых и библиотекарей. Эта инициатива была начата как «книжное сафари», в котором участвовали студенты, отбиравшие заинтересовавшие их книги. Часть таких книг была затем выставлена в «открытых библиотечках», раскиданных по всему кампусу. Сотрудники библиотеки также обнаружили, что тематические библиотеки могут стать сильным организующим началом для университетских сообществ. Так, было создано несколько тематических библиотек, в том числе были выделены в отдельный фонд коллекции, освещающие темы деколонизации, устойчивого развития, а также материалы по самосовершенствованию и релаксации. Актуальные научные работы и учебные материалы получили свое место в центральном помещении библиотеки. Многие книги сами по себе являются произведениями искусства, но некоторые художники способны создавать с их помощью арт-объекты, и эта возможность была также использована.

В работе по прореживанию фонда участники проекта сохраняли книги, которые подпадали под одну или несколько категорий: 1) редкие книги; 2) книги, соответствующими современным требованиям науки и образования и предназначенные для студентов и исследователей; 3) книги для вдохновения, самоидентификации и диалога; 4) книги как искусство и книги как основа для творчества. Впоследствии были выработаны и другие критерии.

Автор напоминает, что печатные книги и книжные библиотечные фонды являются ценнейшим культурным артефактом и несут в себе глубокий символический смысл, поэтому важно сохранить эту ценность для следующих поколений.

  

УДК: 027.7(492-252) + 025.855

ГРНТИ: 13.31.35, 13.31.11

DOI: 10.53377/lq.13566

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/13566