16 февраля 2021 г. вышла статья «Самая сложная работа в библиотеке» (Toughest job in the library) автора Яна Д. Гордона (Ian D. Gordon). Цель этой статьи – описание уникальной роли менеджеров среднего звена в библиотеках. Менеджеры среднего звена на оперативном уровне реализуют стратегические директивы, исходящие от высшего руководства библиотеки. Условия работы менеджеров среднего звена, в частности, библиотекарей книговыдачи, можно назвать уникальными, поскольку их работа характеризуется многофункциональностью, многозадачностью и вместе с тем нахождением на переднем крае обслуживания пользовательского сообщества. Вместе с тем библиотеки развиваются, меняют стратегию своей деятельности, внедряют новые услуги, удовлетворяя изменившиеся потребности пользователей. Такая специфика работы может привести к профессиональному выгоранию, изоляции, стрессу. Статья основана на личном разнообразном опыте автора и его размышлениях в качестве главы отдела обслуживания университетской библиотеки. В статье описываются возможности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари, а также навыки и компетенции, необходимые библиотекарям, возглавляющим функциональные отделы.

  

УДК: 023.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-04-2020-0072

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2020-0072/full/html

Статья «Самообразование специалистов университетских научных библиотек в рамках системы управления библиотекой: анализ опыта библиотекарей» (Exploring library management support for enhancing self-directed learning: narratives from research-support librarians), опубликованная в очередном, сдвоенном номере журнала за 2021 г., посвящена проблемам совершенствования среды самообразования библиотекарей, занятых в сфере поддержки научной деятельности. Авторы статьи — Назринда А. Самах (Nazrinda A. Samah), Локман Мод Тахир (Lokman Mohd Tahir) и Ван Али Ван Юсоф Ван Мамат (Wan Ali @ Wan Yusoff Wan Mamat). В рамках данного качественного исследования для глубинных интервью были отобраны девять библиотекарей университетских библиотеки Малайзии. Ответы были проанализированы по методике Майлза и Губермана, что подразумевает преобразование данных опроса, их представление, построение выводов и верификацию. Для анализа и интервью было определено 5 тем и 31 подтема. Все респонденты выразили свое согласие с тем, что в рамках системы управления в их библиотеках в целом создана среда для профессионального роста и развития их компетенций как специалистов университетских библиотек. Каналами и платформами обмена компетенциями являются рутинные совещания, презентации, социальные сети. В библиотеках реализуются учебные мероприятия, принято наставничество над молодыми специалистами. Библиотекарей поощряют к посещению мотивационных и профессиональных курсов, участию в семинарах и конференциях, связанных с их должностными обязанностями; повышая квалификацию, они сами затем могут обучать своих коллег на рабочих местах. Однако в ходе исследования респонденты обозначили также некоторые проблемы и указали на барьеры, сдерживающие инициативы и ограничивающие поддержку их усилий по самообразованию. Они отмечали, в частности, что им сложно заниматься профессиональным развитием и исследованиями постоянно и последовательно, в качестве проблем назвали отсутствие ясности в выборе своих учеников, негативное отношение некоторых коллег, недостаточную мотивацию в рамках системы поощрения, а также фаворитизм и, традиционно, временные и финансовые ограничения. Респонденты высказали свои предложения о том, как улучшить среду поддержки самообразования в государственных университетских библиотеках. При некоторой ограниченности охвата и исследуемого материала статья очерчивает круг проблем, во многом характерных для университетских библиотек, и указывает на возможные направления будущих исследований.

  

УДК: 331.108.45+377:02

ГРНТИ: 13.31, 13.01.21; 20.15.31; 14.37.29

DOI: 10.1108/LM-07-2021-0058

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2021-0058/full/html

Цифровой контент и цифровые технологии ставят перед информационными учреждениями серьезную задачу, связанную с отбором, обеспечением сохранности и доступа к информационным ресурсам. Ее решение требует от сотрудников библиотек новых профессиональных навыков и скоординированной совместной работы. Поэтому существует острая необходимость повышения осведомленности о новых тенденциях партнерского сотрудничества между научно-исследовательскими сообществами и университетскими библиотеками.

Сотрудники Университета Иордании Манал Ахмад Авамлех (Manal Ahmad Awamleh) и Фатен Хамад (Faten Hamad) в июне-июле 2021 г. провели опрос среди работников библиотек десяти государственных университетов Иордании (150 респондентов). Целью этого исследования было изучение: (1) степени осведомленности о цифровой сохранности, (2) восприятия сотрудниками важности цифровой сохранности, (3) политики цифровой сохранности, которой придерживаются в университетских библиотеках Иордании, (4) требований к цифровой сохранности и, наконец, (5) трудностей и проблем при обеспечении цифровой сохранности. Анализ результатов опроса приводится в статье «Цифровая сохранность информационных ресурсов в университетских библиотеках Иордании с точки зрения библиотекаря» (Digital preservation of information sources at academic libraries in Jordan: an employee’s perspective). Авторы отмечают, что все респонденты признали преимущества цифровой сохранности и ее значение для обеспечения длительного и надежного доступа к информации для пользователей библиотеки. Поэтому крайне важно повысить осведомленность библиотечного персонала о тенденциях и достижениях в области цифрового хранения, а также необходима четкая политика обучения сотрудников методам обеспечения сохранения и передовой практике в этой области. Библиотекам нужно выделять больше средств из своего бюджета на сохранение цифрового контента, и особенно на необходимое оборудование и аренду облачного хранилища для цифровых ресурсов. И наконец, важно наладить сотрудничество с другими библиотеками и научно-исследовательскими центрами для создания институциональных хранилищ на национальном уровне.

  

УДК: 004.658:027+004:02

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23; 81.93.29

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0088

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0088/full/html

В очередном выпуске журнала опубликована статья «Идеальное место работы для библиотекаря. Анализ организационных функций университетских библиотек Южной Кореи» (What makes a “happy” workplace for librarians? Exploring the organizational functions of academic libraries in South Korea). Авторы – Гиёнг Ким (Giyeong Kim), Хоа Ким (Chohae Kim), Го Юн Ли (Go Eun Lee), Джиун Йен (Jieun Yeon), Джи Йен Ли (Jee Yeon Lee). Целью их исследования является анализ функций и проблем организации университетских библиотек Южной Кореи. Университетские библиотеки призваны поддерживать учебный процесс, отвечая на информационные запросы преподавателей и студентов и формируя у них навыки информационной грамотности. Достижение этих целей обеспечивается внутренними кадровыми ресурсами библиотек, их организационной структурой, рабочими процессами, а также внешней средой. С развитием и внедрением новейших технологий, с изменением роли библиотеки в образовательном пространстве неизбежно меняются и ее организационные функции. Организационная функция — процесс распределения обязанностей и координации усилий работников для обеспечения максимальной эффективности в достижении целей деятельности. Это подразумевает постановку задач, разработку организационной структуры, делегирование полномочий, привлечение исполнителей и ресурсов; формирование материального и социального каркаса организации, обеспечение внутренней и внешней коммуникации. Проведены развернутые интервью с 19 библиотекарями, выполнен контент-анализ этих интервью. В результате выявлены организационные характеристики, присущие внутренним функциям библиотеки (такие как коммуникация, лидерство, мотивация, командная работа), и ее внешним функциям (такие характеристики, как сотрудничество с внешними административными подразделениями, использование персональных профессиональных связей). Обнаружены взаимозависимости между функциями. В частности, лидерская, инициативная позиция руководства, эффективная коммуникация специалистов и их сотрудничество – необходимые условия последовательной мотивации сотрудников и повышения эффективности работы коллектива в целом, что также положительно влияет на репутацию университетской библиотеки; между тем, признание роли библиотеки со стороны университетской администрации влияет на ее финансирование и функционирование.

  

УДК: 023.5 + 005.96:021

ГРНТИ: 13.31.15, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102594

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001100