В статье «Публичная библиотека как пространство общественной жизни: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) авторы, Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall), соотносят роль британских публичных библиотек как сферы общественной жизни с их эпистемологической, социальной и политической функциями. Для лонгитюдного анализа была привлечена фокус-группа из читателей публичных библиотек, проживающих в различных регионах страны. Исследование было реализовано в три этапа. Были собраны данные о 53 активных читателях, входивших в 24 фокус-группы, опрос которых происходил в 8 разных публичных библиотеках Англии и Шотландии в 2015–2016 гг. (фаза 1), 2016–2017 гг. (фаза 2) и 2017–2018 гг. (фаза 3). Данные подверглись транскрипции и кодированию для последующего тематического анализа с использованием программного обеспечения NVivo 10. Было обнаружено, что роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни тесно связана с реализацией эпистемологической функции библиотеки, делая информационное обслуживание более многосторонним и выводя его за пределы предоставления доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностного взаимодействия в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Через этот обмен реализуется также социальная функция публичных библиотек как платформы активного гражданского участия в общественной жизни и, в частности, в демократических процессах. До сих пор работы, посвященные ценности публичных библиотек, в большинстве своем касались социального и/или экономического влияния библиотек и основывались чаще всего на анализе количественных данных. В настоящем же исследовании утверждается фундаментальная эпистемологическая ценность сервисов публичной библиотеки. Это позволяет отнести данную работу к исследованиям в области информационного общества, в которой до сих пор роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни считалась во многом периферийной.

  

УДК: 025.5:027.7+[027.7:021]:165

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

В статье «Как сбалансировать все потребности: как концепция технологий искусственного интеллекта влияет на цифровые компетенции в сфере архивного дела» (So how do we balance all of these needs?”: how the concept of AI technology impacts digital archival expertise) Эмбер Кашинг (Amber L. Cushing) и Джулии Ости (Giulia Osti) обсуждают вопрос о восприятии цифровых компетенций специалистами архивистами и кураторами цифровых данных в связи с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ).

В рамках исследования онлайн были собраны 4 фокус-группы (n = 16), транскрипт опросов которых был подвергнут тематическому анализу. Выделены 4 основных темы: внедрение ИИ в ежедневную практику; ответственное использование технологий ИИ; управление ожиданиями и опасения, связанные с использованием ИИ.

Большая часть участников фокус-групп признало, что в архивном деле будущее — за ИИ. Опасения в связи с внедрением ИИ в существующую производственную рутину в значительной степени касаются дополнительных обязанностей, например, таких как проверка сгенерированного ИИ продукта перед его предоставлением пользователям. Между тем, опрошенные не могли назвать конкретных преимуществ от внедрения ИИ в обычную практику своих учреждений, при этом они признали потенциал и ценность данной технологии, отметив, что и задач у специалистов станет больше, например, проверка описательных метаданных, сгенерированных ИИ.

Одна из обсуждавшихся тем — партнерство человека и машины. Подчеркивалось, что не совсем ясно, кто будет нести ответственность за действия системы ИИ и в каком режиме будет осуществляться такой контроль. Опасения высказывались также относительно ожиданий, которые возлагают на практиков руководящие и финансирующие подразделения и организации, пользовательская аудитория и общественность, которым необходимо будет представить новые компетенции информационных специалистов. В целом, участники фокус-групп называли в контексте внедрения технологий ИИ такие цифровые компетенции практиков архивного дела, как организация, описание и оценка, управление ожиданиями, понимание потребностей, приверженность принципу социальной справедливости. Кроме того, авторы осторожно повторили за участниками опросов предположение о том, что в будущем компетенции цифрового специалиста будут характеризоваться «функциями, которые не могут выполнять машины».

Нужно отметить, что добровольность участия в данном исследовании и малочисленность опрошенных специалистов не делают выборку и результаты опроса репрезентативными, однако они проливают свет на задачи, стоящие на пути внедрения ИИ в архивное дело и цифровое курирование данных. Структура цифровых компетенций должна стать темой будущих исследований.

  

УДК: 004.8:930.22

ГРНТИ: 28.23; 13.71.91

DOI: 10.1108/JD-08-2022-0170

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2022-0170/full/html