В первом выпуске журнала опубликована статья Меган О’Донелл (Megan N. O'Donnell) и Кертис Бранди (Curtis Brundy) «Коллаборации для коллективного использования данных: выигрывают все» (Bringing All the Stakeholders to the Table: A Collaborative Approach to Data Sharing). Авторы являются сотрудниками Университета штата Айова в Эймсе (США). Они анализируют процесс распространения массивов данных в научно-исследовательском университете естественно-научного профиля. Для осуществления этого процесса внутри университета действует коллаборация различных подразделений. Согласно закону, принятому в США в 2011 г., научно-исследовательские организации, включая университеты, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять доступ к результатам своих исследований. В связи с этим университетская библиотека должна найти ответ на ряд вопросов: следует ли составлять отчетность по коллективно используемым данным? кто выстраивает соответствующую инфраструктуру? что делать с конфиденциальными и «чувствительными» данными? как долго их следует хранить? как финансируются эти процессы? В поисках ответа на эти вопросы авторы опираются как на собственный опыт, так и на методологию тематического исследования с изучением соответствующих документов и рабочих процессов. В Университете штата Айова была создана группа по коллективному использованию научно-исследовательских данных, деятельность которой осуществлялась по четырем направлениям — политика, системы и сервисы, научно-исследовательская деятельность и соответствие стандартам и характеристикам. В начале 2021 г. университетом официально были приняты рекомендации по коллективному использованию данных, в которых даны четкие разъяснения по таким вопросам, как права собственности на научно-исследовательские данные, их архивирование, передача, ответственность. Был разработан инновационный процесс распространения данных, который позволяет его участникам в рамках кампуса просматривать, принимать или отклонять данные, представленные для размещения в университетском репозитории. Главными участниками коллаборации являются ученые, руководители, ИТ-специалисты и библиотекари. Библиотеки играют троякую роль в процессе распространения [раскрытия] данных: во-первых, это управление рабочим потоком отчетности по предоставлению данных; во-вторых, обеспечение коммуникации с кампусом с целью информирования о целях и ценности процесса распространения данных; в-третьих, курирование данных перед публикацией с поиском потенциально чувствительной информации.

Полученные авторами данные позволяют им утверждать, что коллаборация с привлечением широкого круга участников, задействованных на протяжении всего жизненного цикла научно-исследовательских данных, прозрачность и инклюзивность процесса их распространения являются необходимыми условиями развития коллективного использования научной информации.

  

УДК: 027.7:001.83+004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1224

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/2/

Статья Ноя Ленстры (Noah Lenstra), опубликованная в ноябре и озаглавленная «От соседства к смешанному пространству» (From Co-location to Blended Facilities), рассказывает об опыте сосуществования библиотек с другими организациями в пределах одного общественного здания. Расположение публичной библиотеки в центре города или в городском парке всегда являлось естественным решением. Однако все большее распространение получает идея размещения библиотеки в зданиях государственных и общественных центров. Такая структура, безусловно, не только облегчает логистику, но и позволяет публичным библиотекам реально сотрудничать с департаментами «парков и зон отдыха» [аналог отечественных отделов культуры], создавать смешанные пространства для совместного использования в общественных центрах, принадлежащих городу или округу. Стратегические планы департаментов «парков и зон отдыха» часто включают в себя создание творческих пространств и в целом работу с основной целевой аудиторией — подростками и молодежью; при этом библиотеки имеют обширный опыт обслуживания разнообразных пользовательских групп, организации программ социальной поддержки. Рассказывается о трех таких коллаборациях, реализованных в штатах Нью-Джерси, Виргиния и Колорадо. Приводятся примеры совместной деятельности, которая выходит за пределы ограниченного физического пространства библиотеки: книжные выставки в кафе, проведение специальных библиотечных мероприятий в спортивном зале, лекции фитнес-инструктора для читателей, кулинарный мастер-класс. Сотрудничество является целью и инструментом деятельности библиотек, располагающихся в общественных зданиях.

  

УДК: 027.9 + 021.2

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.15, 13.31.91

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/publiclibraries/From-Co-location-to-Blended-Facilities