Сотрудники Видземского университета прикладных наук (Латвия) – директор по исследованиям в области СМИ, коммуникаций и управления Агнес Дэвидсон (Agnese Davidsone) и методист Кристин Кин (Kristine Kine) провели исследование, в задачи которого входило изучение роли публичных библиотек в повышении медиаграмотности и продвижении гражданского участия в Латвии. Результаты опубликованы в очередном номере журнала Journal of Librarianship and Information Science в статье «Публичные библиотеки Латвии как ресурс, партнер и инициатор продвижения медиаграмотности и гражданского участия в местных сообществах» (Latvian public libraries as a resource, cooperation partner and initiator for promoting media literacy and civic participation in local communities). В рамках исследования было проведено 15 полуструктурированных интервью с сотрудниками публичных библиотек. Опросы показали, что библиотекари могут помочь в формировании навыков потребления информации, предоставляя возможности обучения для всех членов общества. Однако возникает несколько проблемных аспектов, в том числе отсутствие специальных методических материалов для библиотек, трудности с охватом аудитории, которая нуждается в обучении медиаграмотности, и недостаточные навыки медиаграмотности у самих библиотекарей. Библиотекари, участвовавшие в исследовании, заявили, что им необходимы более актуальные знания в области медиаграмотности, соответствующие современным критериям оценки информации. Библиотеки также участвуют в формировании гражданской компетентности, в основном путем содействия различным формам гражданского участия и обеспечения равного доступа к инфраструктуре и библиотечным ресурсам. Сами библиотекари считают, что библиотеки способствуют повышению осведомленности местного сообщества и укрепляют его самобытность, тем самым укрепляя демократическое общество. Библиотеки также способствуют развитию у членов общества чувства ответственности, организуя различные мероприятия и привлекая граждан к волонтерской работе. Таким образом, публичные библиотеки могут стать более заметными в местных сообществах как поборники гражданского участия. Это, безусловно, потребует от библиотекарей более активной роли в общественной жизни и выстраивания партнерских отношений с местными сообществами.

  

УДК: 027.4+070.11

ГРНТИ: 13.31.23; 19.45

DOI: 10.1177/09610006211036736

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036736

Авторы Джейсон С. Янг (Jason C. Young), Брэндин Бойд (Brandyn Boyd), Катя Ефимова (Katya Yefimova), Стейси Ведлейк (Stacey Wedlake), Крис Кауард (Chris Coward) и Рольф Хапель (Rolf Hapel) опубликовали совместную статью «Роль библиотек в борьбе с ложной информацией: постановка проблемы» (The role of libraries in misinformation programming: A research agenda), в которой говорится о том, что в последние несколько лет дезинформация и фейковые новости распространились по платформам социальных сетей и сообществам, что имеет серьезные социальные и политические последствия. Библиотекари уверены, что могут и должны играть центральную роль в просвещении населения и борьбе с дезинформацией, однако при этом отсутствует понимание того, какими средствами и на какой основе эта борьба должна осуществляться. В данной статье, на основании анализа интервью и результатов обсуждений на семинаре, проведенном среди сотрудников публичных библиотек штата Вашингтон, очерчена новая область исследований. Обобщены эмпирические данные. Выявлены три направления, по которым научное сообщество могло бы помочь библиотекам эффективно решать проблемы, связанные с дезинформацией, фейковой информацией и т.п. Это разработка эффективных программ, инструментария, релевантного возникающим проблемам подобного характера, а также понимание политического и экономического контекста, который ограничивает свободу библиотек в обращении к неоднозначным темам, а порой ставит под угрозу их финансирование и сотрудничество с тем или иным сообществом. Рассмотрены форматы разработки программ, как уже существующих, так и перспективных и наиболее эффективных с точки зрения библиотекарей. Под форматами здесь подразумеваются различные типы и формы организации публичных мероприятий, проводимых в библиотеках. На сложную информационную экосистему, в которой возможно появление ложной информации, можно воздействовать, в частности, методами обучения технологической грамотности. Проведенное исследование носит пилотный характер и открывает возможности для более глубокого изучения проблемы, что поможет публичным библиотекам реализовать свой потенциал в борьбе с дезинформацией.

  

УДК: 021.4:001.9

ГРНТИ: 12.01; 13.31; 20.15.31; 50.41.25

DOI: 10.1177/0961000620966650

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0961000620966650